Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТОЙ

Макаева К.И. 1 Санжиева К.Ю. 1 Коокуева М.Б. 1 Минькова Д.П. 1 Радионов И.В. 1 Бадмаев А.Б. 1 Егоринова Е.С. 1 Пюрвеева К.А. 1 Бакинова Т.Д. 1 Окняев Б.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова»
Статья посвящена проблемам организационной структуры региональной социальной помощи, в частности управлению социальной работой в регионе. Социальная работа на региональном уровне качественно влияет на способы вовлечения личности в социальную инфраструктуру, потому что унифицированные соцпрограммы, которые оказались несостоятельными и далеки от реальных нужд людей, потребовали опоры на другие организационные структуры управления управления социальной работы. Для изучения данного вопроса следует изучить теоретические аспекты региональных моделей организационных структур управления социальной работой. Объектом исследования служат организационные структуры управления социальной работой. Рассматривается сущность управления социальной работы. Регионализация социального пространства в нашей стране в настоящий момент находится на такой ступени, что имеются все основания предположения, что это определяет направления российской социальной работы в перспективе. Конституция РФ способствовала созданию федеративной страны равноправных регионов, где главной миссией социальной работы выступает разделение обязанностей федеральных и региональных госорганов. Согласно Конституции России, федеральные госорганы формируют социальный диалог и управляют на субъектном уровне. Коммуникационные потоки устанавливаются законодательно-нормативными документами, которые регулируют социальную работу в стране. На федеративной ступени управления определяют единые минимальные соцгарантий в сфере заработной платы, пенсионное обеспечение, пособия, стипендия, медобслуживание, образование, культуры, формируются целевые соцпрограммы, устанавливаются способы их претворения и их финансирование, организуется методическая помощь региональным госорганам и негосударственным структурам по проблемам регулирования управлением социальной работой. Региональные госорганы, согласно местных факторов и потенциала формируют и реализовывают региональные соцпрограммы, законодательные акты, которые регламентируют организацию адресной социальной помощи населению субъекта, ищут возможности повысить минимальные гарантии, которые устанавливает федеральный центр, способствуют осуществлению деятельности социальных организаций, которые находятся в подчинении местных органов власти, помогают социально-незащищенным слоям населения продукцией, формируют условия для функционирования благотворительных учреждений и общественных фондов. В этом аспекте региональная модель воспринимается в качестве распределения обязанностей разных уровней управления, которые обеспечивают сбалансированное развитие регионов в структуре единого государства.
организационная структура
управление социальной работой
1. Глущенко B.B. Системы управления организационно-административными непроизводственными структурами. – СПб., 2016.
2. Зарецкий А.Д. Менеджмент социальной работы: Учебное пособие. – изд. 2-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016.
3. Зарецкий А.Д. Менеджмент социальной работы. – Москва: Высшая школа,2017.
4. Комаров Е.И. Организационные структуры управления. Учебно-методическое пособие по курсу «Менеджмент». – М., 2015.
5. Комарова Е.И. Организация, управление и администрирование в социальной работе. – М.: Юрайт, 2017.
6. Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Е.И. Комарова и А.И. Войтенко. – М.: ВЛАДОС, 2014.
7. Методы и модели совершенствования организационных структур / Лагоша Б.А. и др. – М., 2018.
8. Шатилов И.Н. Управление социальной работой в контексте социально-экономического развития малых городов современной России // Экономика России: XXI век: междунар.сб. науч. трудов / под общ. ред. О. И. Кирикова. Воронеж, 2018. Вып. 12. С. 144–151.
9. Шипунова Т.В. Эволюция и проблемы менеджмента социальной работы // Управленческое консультирование. – 2019. – № 2. - С. 153–170.

Введение

Управление социальной работой – это важное условие осуществления деятельности общественного учреждения, координируя достижение запланированных миссий. Учреждения создаются людьми и выступают составляющим общественной структуры. Зависимость общества от функционирования учреждений рассматриваются в качестве объектов общественного влияния и активных субъектов, воздействующих на общество.[2]

Социальное управление – это управление общественными процедурами и явления социальной среды общественной жизни.

Социальное управление обладает особенностями, трудностями, возможностями и границами, которые не свойственные менеджменту техническими структурами.

Управление социальной работой ориентировано на оказание помощи, поддержки, защиту всего населения, в особенности слабозащищенных слоев.

Объектами управления социальной работой являются соцработники, взаимоотношения людей в ходе осуществления соцзащиты населения. Субъект управления – это начальники соцслужб и госорганы управления, которые выполняют управленческие функции.[3]

Цель исследования: рассмотрение региональных моделей организационных структур управления социальной работой.

Материалы и методы исследования

Методологическую основу изучения составили труды отечественных и зарубежных ученых в области социально-экономического развития региона.

Результаты исследования и их обсуждение

Управление социальной работой – это также организационная структура, система органов управления и крепких связей среди них, что обеспечивает ее единство, поддержание свойств при разных внутренних и внешних тенденциях. Оргструктура управления социальной работой обязана включать наименьшее количество звеньев управления, способствовать разделению функционала, стабильность, оперативность и гибкость управления.

Важным фактором результативности соцзащиты населения выступает организационная структура управления госорганов социальной работой.

Существует 3 ступени управления:

1) верхняя, то есть институциональная (Россия и автономная республика);

2) средняя (региональная структура социальной сферы);

3) низшая (соцучреждения, разные негосударственные общественные учреждения).

Субъект и объект управления, взаимосвязи представляют структуру соцуправления, оказывающую соцпомощь населению.

Результативность социальной работы в современном государстве оценивается качественными характеристиками проведения и управления.

Управление социальной работой рассматривается в совокупности экономико- социокультурных решений.

Социальная систем включает:

– определенную соцзащиту населения;

– совершенствование медицинского обеспечения (включая медицинское страхование);

– борьбу с преступлениями и поддержание правопорядка;

– формирование и осуществление программ по трудовому устройству и занятости населения;

– формирование и осуществлению определенных мероприятий с молодым поколением;

– осуществлению общего и профессионального образования и воспитания детей;

– торгово-бытовое обеспечение льготных слове населения;

– совершенствование объектов соцзащиты населения.

Проблемными функциями управления соцработой выступают: целеполагание, составление прогноза, организация, стимулирование.

Целеполаганием выступает первоначальное время управления, где определяются миссии управления на конкретный отрезок времени и формируются способы их достижения.

Определенные управленческие миссии соцработы устанавливаются на базе оценок нужд всех слоев населения в соцзащите. Управление соц работой полноценно, непрерывно и эффективно при совокупности краткосрочных и долгосрочных, тактико-стратегических миссий. Стратегий выступает более полноценное удовлетворение нужд всего населения в соцзащите на основе применения НТП. Тактикой развития общества выступает удовлетворение нужд слабозащищенных слоев населения учитывая экономический потенциал.

Невзирая на противостояние ближайших и долгосрочных выгод человечества, социальные нормы взаимосвязи определенных управленческих миссий состоят в том, что стратегическая цель не постигается в противовес тактической миссии. Наоборот, первоочередными выступают тактические миссии в противовес стратегическим миссиям, что мешает совершенствованию соцработы.

Стратегические и тактические миссии управления соцработой, основные ориентиры ее совершенствования излагаются в Положении соцработы и целевой модели управления соцработой.

Составление прогнозов соцработы является главной функцией соцуправления, то есть научно-аналитическим этапом соцпланирования, фундаментом разработки будущих, текущих и оперативных планов соцработы.

Составление прогноза соцработы является разработка обоснованного рассуждения, предположения о формах, видах, масштабах ее в перспективе, о ее альтернативах и временном промежутке разрешения соцпроблем населения.

Программно-целевой показатель распределяет прогнозирование соцработы на поисковое и нормативное. Поисковое прогнозирование предполагает предсказание перспективного совершенствования соцработы. Нормативным прогнозированием признают возможные пути совершенствования соцработы и тех резервов, нужные для постижения запланированных миссий.

По временным характеристикам прогнозирование соцработы существует оперативное (на 1 мес.), краткосрочное (от 1 мес. до 1 года), среднесрочное (1 – 5 лет), долгосрочное (5 -15 лет) и дальнесрочное (более 15 лет).

Качественные характеристики прогнозирования зависят от применяемых способов приобретения прогнозных критериев, делящиеся на качественно-количественные. Самым результативным способом прогнозирования выступают способы массового и специализированного экспертного анализа с применением дельфийской технологии. Количественные способы прогнозирования предоставляют правдивый анализ.

В ходе прогнозирования соцработы применяются аналитико- трендовые, регрессионно – факторные модели. Нормативное прогнозирование используются сетевые модели.

Результативность соцслужб непосредственно находится в зависимости от вида применяемой управленческой оргструктуры. Оргструктура управления соцработой – это составляющие управленческой структуры и их взаимосвязь, которая обеспечивает ее единство, сохраняя главные характеристики при разных внутренних и внешних факторах. Главные условия к оргструктуре управления является минимальное количество ступеней управленческих звеньев, четко распределяя функционал, стабильность, непрерывность, оперативность и гибкость менеджмента.

Главные виды оргструктуры управления, применяемые в управлении соцработой, это линейные, функциональные, дивизиональные, проектные и матричные. Линейные оргструктуры, являются упрощенными и незатратными, применяются на нижних управленческих ступенях однотипной работы. Для управления разными типами соцработы на нижних ступенях используются функциональные оргструктуры управления, на верхнем уровне применяются дивизиональные. [1]

Проектные оргструктуры лучше использовать в управлении новейшими либо кратковременными типами соцработы. Самыми инновационными выступают матричные оргструктуры, результативно применяемые в проектировании и развитии учреждений соцзащиты, научных и исследовательских, проектных организаций.

В ходе формирования результативной структуры соцзащиты населения главным фактором выступает системное развитие на разных ступенях менеджмента соцработой.

Важнейшим госорганом в сфере соцзащиты населения в РФ и субъектах Федерации выступает Министерство труда и социального развития, который:

– формирует концепции по федеральной политике нуждающихся в госпомощи;

– оценка и составление прогноза жизненных уровней разных слоев населения;

– разработка госпрограмм.

Госорганами управления соцработой в регионах, госорганов соцзащиты регионов, городских поселений, отделов соцзащиты населения муниципалитетов являются организации соцобслуживания:

– центр, оказывающий социальную, экономическую, медицинскую, социальную, правовую помощь гражданам;

– центр либо отдел, оказывающий соцпомощь на дому, отдел дневного пребывания пожилых и инвалидов;

– центр, организующий соцреабилитацию несовершеннолетних;

– центр помощи сиротам;

– соцгостиницы и т.п. [5].

Управление соцзащитой населения по иерархии контролируется ГД России, местным Парламентарием, законодательными собраниями на муниципальных уровнях самоуправления.

В социальных учреждениях существуют разные оргструктуры по предоставлению соцпомощи населению: руководство, профсоюзные организации, разные госорганы самоуправления трудовых сообществ.

Соцподдержка граждан предоставляется благотворительными учреждениями, которые имеют свои управленческие оргструктуры, собственную учредительную документацию, где определяется состав и функционал управленческих органов, их полномочия.[4]

Результативность – это эффект какой-нибудь деятельности. Эффективность находится в зависимости от типа работы, вследствие этого нужно проанализировать логику термина «деятельность», его толкование и действенность. Так как разная работа сильно разнятся, эффективность в качестве результата деятельности выражены по различным характеристикам. К примеру, эффектом деятельности экономики является увеличение уровня жизни населения, снижение малообеспеченных и слабо защищенных слоев населения и т.п. В медицинской сфере этим эффектом выступает здоровье человека по результатам его лечения, близкое либо далекое от норматива. Эффективностью социальной и психологической деятельность является улучшение психически-социального здоровья пациента, определенных социально-демографических групп и т.п.[6]

Результативностью выступает усложненное явление, складывающееся из миссии, эффекта, расходов, факторов работы. Две первые составляющие выступают превалирующими, которые рассматривают сложность осуществления миссии и выражено формулой:

Э = Р/Ц, (1)

где Р – результат, а Ц – цель.

Результативность бывает позитивной и отрицательной.

Принимая во внимание, что эффективность находится в зависимости от расходов и факторов работы, формулу результативности нужно уточнить, который имеет вид:

Э = Р/Ц + 3 + У. (2)

Эффект – это итог чего-либо. Принимая в расчет особенность соцработы в качестве конкретного типа деятельности, результат которого видится в предоставлении поддержки, в защите всего населения и в особенности слабо защищенных категорий граждан.

Эффективность любого рода работы связан с ее целью, интерпретируемая в качестве запланированного эффекта. Цель находится в зависимости от принципов реальности, потенциала субъекта и используемых средств. Определяются разные виды миссий: конкретные и абстрактные, стратегические и тактические, индивидуально-групповые и общественные, миссии, которые поставил сам субъект деятельности, и миссии, которые заданы ему из внешнего окружения.[7]

Относительно соцработе миссии уточняются так: важнейшей целью соцработы является удовлетворение нужд потребителей. Общая миссия разделяется на подцели, то есть повышение уровня самостоятельности населения, их возможности наладить собственную жизнь и результативнее решать появляющиеся трудности; формирование среды, где потребители максимально проявляют собственный потенциал и получает полагающееся им по законодательству; адаптация и реабилитация граждан в общественной жизни; разработка условий, где люди с физическим недостатком, душевные травмы либо жизненные неудачи продолжает жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение людей; преодолевая все, когда у человека нет оснований прибегать к поддержке соцработников.

Миссии конкретизируются согласно особенности граждан, ориентиров и степени соцработы. Последний случай предполагает о соцработе в государстве, субъекте страны, городском поселении, селе определенных соцслужб, социнститутов и соцработников.

Следующий элемент результативности – это затраты, зависящие от типа деятельности и осуществлении миссий.[8]

Относительно социальной работы расходы бывают расходы соцслужб и организаций, финансовое регулирование нужд граждан с физическими и умственными, временными трудностями.

Главным элементов результативности деятельности выступают его факторы. Факторы деятельности – система специфик предметов труда, производственная среда и трудовая организация, влияющая на здоровье, чувство настроения и работоспособность личности.

Существуют 4 элемента факторов труда:

1) санитарно-гигиенические;

2) психофизиологические;

3) социально-психологические;

4) эстетические. [9]

Формирование комфортных трудовых факторов является важным условием соцзащищенности граждан, соцработников. Те либо иные факторы отражаются позитивно либо негативно на деятельности социономов.

Существует 2 группы условий труда и жизнедеятельности клиентов соцслужбы:

1) клиенты, осуществляющие деятельность в государственной, частной либо смешанной сфере, где соцслужбы должны оперативно влиять на структуры управления для формирования необходимых трудовых факторов;

2) группа клиентов (в т.ч. семьи), не занятые по каким-то причинам в общественном производстве. Для создания комфортных условий для домашней деятельности, проживания в семье, доме, микрорайоне, важно контролировать элементы условий жизни, к примеру, шум, эпидокружение социально-психологический микроклимат, в соцслужбы которые обращаются клиенты.

При установлении результативности главную роль выполняют общепринятые нормативы.

Норматив – это мера, средняя величина, производный термин от нормы и означающий расчетные показатели расходов рабочего временного ресурса, материально-денежных резервов. Используют их в трудовом нормировании и планировании работы.

Социальные процедуры сложны, для этого оптимально применяют социальная направленность, отражающая совершенствование и осуществление социальных процедур при критериях совершенствования похожих процедур. Социальные направления и нормы группируются согласно сфер жизнедеятельности индивида, отражающие обеспеченность материалами согласно на 1 тыс. чел. населения.

Социальные направленности имеют объективные и субъективные факторы, социальные нормативы (МРОТ, пенсионные выплаты, затраты на чел. в больнице и т.д.) в нашей стране снижены. Нормативы результативности соцработы будет неудовлетворительной.

Данные нормативы неидеальны и не гарантируют оптимальной поддержки граждан. Эффективность работы является динамичным показателем. Каждодневно рождаются новые нужды либо качественно изменяются устаревшие. Для этого сопоставлять результативность нужно по тезису: было – стало – должно быть.

Эффективность соцработы имеет 3 формы в качестве научного направления, учебной дисциплины и специфики практики.

Эффективность соцработы в качестве науки отражает степень знаний, приобретенных навыков, формировании новейших технологий, инновационных подходов, достижений российской и западной науки, в усвоении законов, принципов и способов соцработы.

Эффективность соцработы в качестве учебной дисциплины выражает единое видение обучающихся о соцработе, ее главных ориентиров, механизмов, выполняя предписания образовательного стандарта соцработы.

Результативность соцработы в качестве практики выражает изученность и удовлетворенность соцпотребностей разных слоев населения, которые нуждаются в поддержке, уровень соцзащищенности.

Во всех трех случаях эффективность рассчитывается по формуле:

Э = Р/Ц + 3 + У. (3)

В количественно-качественной характеристике результативности соцработы важной составляющей являются соцнужды. Нужды – это потребности в чем-либо нужном для комфортной жизни организма человека населения.

Существует 2 типа потребностей:

1) естественные – потребности в пище, одежде, жилье, сне, отдыхе и т.п.;

2) социальные – нужды индивида в труде, социальном признании, что выступает продукцией общественной жизни.

Естественные нужды – это основа удовлетворения соцпотребностей граждан, взаимосвязаны с социальными потребностями граждан. Одновременно соцработа в качестве соцзащиты, поддержки слабо защищенных категорий граждан, естественные потребности индивидуальностей удовлетворяются в полном объеме. Соцработа в качестве соцзащищенности всех граждан имеют в виду соцпотребности.

Нужды индивида разделяются согласно объектов соцработы и ее главных ориентиров.

Мероприятия со слабо защищенными слоями населения посвящены удовлетворению их нужд в нормальных продуктах питания, жилье, учебе. Мероприятия с инвалидами предусматривает удовлетворение нужд в здоровье, создании условий жизни. В соцработе с лицами девиантного поведения, удовлетворение нужд находится в зависимости от их поведения. Нужно учесть нужды общества и людей с девиантным поведением, объективные нужды, заключающиеся в отказе от наркотиков, алкоголя, в создании здорового образа жизни.

Социальная деятельность удовлетворяют разные нужды. Социальная реабилитация – это удовлетворение нужд, восстановление трудоспособности больных и инвалидов. Соцобеспечение реализует нужды старшего поколения и инвалидов. Соцобслуживание на дому старшего поколения удовлетворяет их нужды в разных надомных услугах, организация питания, приобретение лекарств, оформление документации.

Результативность соцработы находится в зависимости от технологии, которые применяются разными службами, профессиональными и непрофессиональными рабочими, которые участвуют в благотворительности.

Относительно соцработы социальными критериями выступают материальное семейное положение, здоровье, зависимость его от алкоголя, наркотиков и т.п.

Так как критерии бывают общими, то применяют индикаторы, то есть упрощенные характеристики, которые образуют соцпоказатели, которые измеряют соцобъекты.

Заключение

Для балансирования социально-экономического развития регионов нужна высокая степень экономического развития, стабильная результативная соцполитика Правительства. Важным фактором обеспечения результативности расходов на социальную помощь выступает адресность соцпрограмм, то есть перенаправление их на получение поддержки лишь слабо защищенным слоям граждан, а также мотивация трудоспособных малоимущих к поиску источников заработка.

Эта задача решается региональными властями, которые следуют федеральной нормативно-правовой базе, вырабатывая разные методические подходы адресного разделения материальной помощи.


Библиографическая ссылка

Макаева К.И., Санжиева К.Ю., Коокуева М.Б., Минькова Д.П., Радионов И.В., Бадмаев А.Б., Егоринова Е.С., Пюрвеева К.А., Бакинова Т.Д., Окняев Б.Н. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТОЙ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 10-2. – С. 80-86;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=768 (дата обращения: 20.04.2024).