Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права

Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Андриянова Л.С. 1 Андриянова А.А. 1 Корниенко М.В. 1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Новороссийский филиал Финуниверситета
В данной статье рассматриваются факторы развития экономических отношений между Россией и Китаем на современном этапе. Авторы всесторонне анализируют сферы российской и китайской экономики во взаимосвязи (взаимная торговля, использование стратегического партнерства в инновационной сфере, совместное использование энергоресурсов, межрегиональные и приграничные взаимоотношения, научно-техническое сотрудничество и т. д.). Отмечено заметное позитивное изменение в партнерских отношениях между двумя странами в сфере инновационных проектов. Сформирована целостная картина экономических взаимоотношения РФ и КНР в динамике. Автор исследует двухсторонние экономические отношения России и Китая в контексте последних дней и отмечает значительный прогресс в развитии партнерских отношений между странами. Результаты исследования представлялись на Международной научно-практической конференции «Социально-экономические системы в цифровой экономике: опыт, проблемы и направления развития» 21 марта 2019 г.
стратегическое партнерство
инвестиционное сотрудничество
конкурентоспособность
экономическая система
диверсификация экономической политики россии
1. Интернет-портал российского агентства международной информации «ТАСС» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/info/5110444 (Дата обращения: 20.05.2019).
2. Интернет-портал российского агентства международной информации «Коммерсант» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3598321 (Дата обращения: 27.05.2019).
3. Федеральный закон от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».
4. Интернет-портал Федеральной Антимонопольной Службы Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fas.gov.ru/documents/658027 (дата обращения: 15.05.2019).
5. Интернет-портал ежегодного исследования группы Всемирного банка «Ведение бизнеса» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russian.doingbusiness.org/ru/rankings (дата обращения: 29.05.2019).
6. Индикаторы инновационной деятельности: 2018: статистический сборник / Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2018. 344 с.
7. Щербаков Д.Н. Энергетический сектор Китая: структура и проблематика // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2014. № 4. С. 123–135.
8. Интернет-портал российского агентства международной информации «ТАСС» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/5830942 (дата обращения: 30.05.2019).
9. Андриянова А.А., Антонюк В.Г., Рзун И.Г. Зарубежный опыт и внутрикорпоративная практика оценки ликвидности российских коммерческих банков // Научные меридианы – 2018: сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. 2018. С. 95–100.
10. Интернет-портал российского агентства международной информации «РИА Новости» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20180112/1512472678.html (дата обращения: 01.06.2019).
11. Бердникова Л.Ф., Фаткуллина Э.Р. Финансовый кризис 2014–2015 гг. и его влияние на Россию // Молодой ученый. 2015. № 11.3. С. 10–13.
12. Есенников К.Б. Особенности взаимодействия в экономической сфере России и Китая в рамках формирования системы интеграционных полюсов // Вестник экономической безопасности. 2017. № 1. С. 167–169.
13. Интернет-портал Российско-Китайского фонда прямых инвестиций [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rdif.ru/About/ (дата обращения: 03.06.2019).
14. Интернет-портал холдинга Russia Forest Product [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rfpgroup.ru/news/gruppa-rfp-zapustila-novyy-zavod-po-proizvodstvu-pilomaterialov-v-g-amurske-habarovskogo-kraya (дата обращения: 05.05.2019).
15. Интернет-портал российского агентства международной информации «ТАСС» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/1849908 (дата обращения: 24.05.2019).
16. Интернет-портал российского агентства международной информации «РИА Новости» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20181014/1530628846.html (дата обращения: 26.05.2019).
17. Интернет-портал российского агентства международной информации «ТАСС» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/2707521 (дата обращения: 29.05.2019).
18. Интернет-портал межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Россиийской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://assoc.khv.gov.ru/regions/foreign-economic-activities/asia-pacific-cooperation/452 (дата обращения: 10.06.2019).
19. Андриянова Л.С., Андриянова А.А. Развитие российско-китайских отношений на современном этапе(финансовый аспект) // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 5-2. С. 5–14 (дата обращения: 10.06.2019).
20. Интернет-портал министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/investcoop/ruschin (дата обращения: 11.06.2019).
21. Интернет-портал министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depinvest/2016270604 (дата обращения: 11.06.2019).

Введение

Данная статья рассматривает проблемы и перспективы российско-китайского экономического сотрудничества в сфере инновационных проектов.

Автор всесторонне анализирует сферы российской и китайской экономики во взаимосвязи (взаимная торговля, использование стратегического партнерства в инновационной сфере, совместное использование энергоресурсов, межрегиональные и приграничные взаимоотношения, научно-техническое сотрудничество и т. д.).

Цель исследования: формирование целостной картины экономических взаимоотношения РФ и КНР в динамике.

Методы исследования: статистические, эмпирические, анализ, синтез, моделирование.

Результаты исследования

Результаты исследования представлялись на Международной научно-практической конференции «Социально-экономические системы в цифровой экономике: опыт, проблемы и направления развития» 21 марта 2019 г.

Финансовый кризис, связанный со снижением стоимости нефтепродуктов и пакетом санкций со стороны западных стран в отношении России, привел к заметному падению курса национальной валюты РФ по отношению к иностранной валюте, что в свою очередь явилось причиной роста инфляции, а впоследствии и падения доходов населения и снижению их покупательской способности. Падение курса рубля по отношению к основным национальным валютам (доллару США и евро) составило 87,23 и 80,57 % соответственно [1].

Политическая обстановка в мире, санкции, введенные против России, и последовавшие вслед за ними ответные действия – все это приводит к увеличению темпов оттока капитала из страны, что замедляет инвестиционную активность и ограничивает доступ РФ к мировому финансовому рынку. Все вышеперечисленные факторы лишь усугубляют кризисную ситуацию в стране. По данным ЦБ поток прямых иностранных инвестиций в Россию за 2017 год составил $27,9 млрд, что на 14,3 % ниже, чем в предыдущем периоде, а из России – $38,6 млрд, что на 73,1 % больше соответственно. На основании вышеизложенного можно сказать, что чистый отток прямых иностранных инвестиций в 2017 году составил $10,7 млрд, что практически соответствует их чистому притоку в 2016 году ($10,2 млрд) [2]. Правительство РФ предприняло соответствующие меры для оперативного реагирования на сложившуюся ситуацию. Результатом действий со стороны государства является увеличение господдержки финансового сектора, теперь доля поддержки составляет 15 %. Ниже представлено распределение государственного бюджета в соответствии с федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» [3].

Именно с таким финансовым положением и соответствующими вопросами наша страна вступила в настоящий период.

Таблица 1

Рраспределение государственного бюджета в соответствии с федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»

Показатели

2018

2019

2020

«Экономическое развитие и инновационная экономика»

96 067 033,5

83 958 702,5

100 780 257,9

«Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»

218 556 180,1

217 908 792,2

203 116 887,4

Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

241 986 150,6

242 433 743,3

242 448 163,2

При этом необходимо отметить верные направления во внешней политике, проводимой правительством РФ. К подобным мерам можно отнести эмбарго со стороны России, основной идеей которого является создание противодействия санкциям со стороны западных партнеров. Данное решение позволило как расширить сферу влияния отечественного производителя при создании и реализации собственной продукции, так и позволило продемонстрировать мировому сообществу свою позицию относительно сложившейся ситуации. В свою очередь, западные страны, поддержавшие санкции против России, будут вынуждены встретиться с последствиями своих решений, прежде чем им снова предоставят доступ к российскому рынку. Изоляция России от европейского рынка продуктовых товаров не возымела должного эффекта – заметного ухудшения состояния российской экономики, ведь в современном мире, где основной тенденцией является глобализация и развитие торгово-экономических отношений между государствами, такое развитие событий едва ли представляется возможным.

Учитывая вышеуказанное социально-экономическое состояние государства, характеризующее Россию в последние несколько лет, следует отметить позитивные черты ее текущего состояния:

1. Экономика РФ успешно справляется с задачей распределения ресурсов для дальнейшего производства товаров, необходимых конечному потребителю.

2. Согласно данным Федеральной Антимонопольной Службы в докладе «Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2017 год» для России в настоящее время характерно развитие конкуренции на внутреннем рынке [4]. Данное обстоятельство заставляет производителя пересмотреть свои взгляды относительно выпускаемой продукции и организовать наиболее эффективный процесс производства.

3. На внутреннем рынке предпринимательства прикладываются усилия для обеспечения благоприятного бизнес-климата, что отражено в докладе «Ведение бизнеса» – ежегодном исследовании группы Всемирного банка, оценивающем простоту осуществления предпринимательской деятельности в странах мира, где Россия располагается на 32 месте [5]. При этом данный процесс находится в стадии активного развития, которому препятствуют сильный контроль со стороны государства и бюрократия.

4. Складывается тенденция активного использования результатов научно-технического прогресса в различных сферах, что приводит к внедрению новейших технологий в промышленности, медицине, энергетике и других важнейших областях экономики. Например, согласно статистическому сборнику «Индикаторы инновационной деятельности: 2018» совокупный уровень инновационной активности организаций в России по состоянию на 2016 год составил 8,4 % [6].

Таким образом можно описать настоящее состояние экономики России. Несмотря на все недостатки действующей экономики, следует отметить, что она выполняет все возлагаемые на нее функции. Однако для дальнейшего успешного развития необходима проработка системы стимуляции для повышения ее эффективности, уменьшения контроля со стороны государства в экономической сфере, а также выработка мер по развитию условий для предпринимательства.

Опыт Китая в деле построения и развития инновационной экономики по достоинству считается одним из наиболее успешных во всем мире. Ранее Китай характеризовался низким уровнем развития технологий и автократическим строем, а на сегодняшний день является одним из мировых инновационных центров.

Ежегодно в Китае городское население увеличивается приблизительно на 21 млн человек, таким образом каждые пять лет население Китая дает прирост современного населения Россия, а каждые двенадцать лет – население США. В этом и заключается главная особенность Китая: каждый день в стране происходит рост количества рабочей силы, а одновременно с этим – количества потребителей. Данный факт в сочетании с правильным менеджментом человеческих ресурсов позволяет развиваться экономике КНР с наибольшей отдачей.

Затрагивая тему человеческих ресурсов, нельзя обойти стороной не менее важные ресурсы – энергоресурсы. Они являются неотъемлемой частью экономики любой страны, а в силу интенсивного развития КНР занимают достаточно важную роль в китайской экономике. Главной особенностью КНР является то, что энергопотребление развивающейся экономики Китая гораздо выше, чем у других стран, что ставит его в сильную зависимость от стран-партнеров, являющихся экспортерами энергоресурсов [7].

Промышленный сектор КНР сохраняет свои показатели приблизительно на одном уровне и уже почти полвека составляет почти половину ВВП КНР. При этом доля селькохозяйственного сектора упала до 10 %, а доля высокотехнологической промышленности на протяжении длительного времени составляет около 14 %.

В ближайшее время в Китае планируется увеличение объема распространения товаров через интернет, ожидается позитивное изменение логистической системы государства, улучшение работы малого и среднего бизнеса, а также развитие свободных экономических зон. Со стороны государства готовятся законы, направленные на сокращение налогового бремени с целью увеличения потребительского спроса, что особенно скажется на налогах на недвижимость и автомобили.

Несмотря на все предпринимаемые правительством Китая действия, динамика развития экономики КНР в будущем будет снижаться. Так в 2010 году показатель динамики развития экономики КНР был на уровне 10,4 %, в 2011 году он составил 9,2 %, в 2012 году – 7,8 %. По итогам 2013 года темпы роста снизились до 7,7 %, в 2014 году – до 7,3 %, а в 2015 году – до 6,9 %. В 2016 году они составили 6,7 %, однако в 2017 году вновь возросли до 6,9 % [8]. Даже при этом экономические показатели будут оставаться достаточно высокими по сравнению с остальными развитыми и развивающимися странами, в том числе с США – 3,1 % по состоянию на 2017 год, и странам Еврозоны – 1,6 % по состоянию на 2017 год [9].

При проведении сравнительного анализа экономики России и Китая следует отметить, что это страны с различными экономическими моделями и разным политическим устройством в стране. Проведем сопоставление экономических показателей РФ и КНР, которые для удобства представлены в табл. 2.

Опираясь на табличные данные, можно подвести итог, что Китай во многих сферах опережает Россию: позитивным для КНР обстоятельством является низкий уровень инфляции, который позволяет стимулировать спрос на производимую продукцию, увеличивать производственные мощности и создавать благоприятный инвестиционный климат в стране. Также следует отметить большую разницу между объемами импорта и экспорта в двух странах: в России разница между экспортом и импортом гораздо ниже, данный факт обусловлен падением цен на нефтепродукты и снижением интереса, а, следовательно, и спроса, к российским товарам в свете продолжающихся в последнее время санкций. Данный прогноз не является оптимистичным для России, однако для дальнейшего успешного развития правительству РФ необходимо скорректировать курс экономического развития государства, при этом как нельзя кстати может оказаться опыт наших китайских коллег в данной области.

Таблица 2

Экономические показатели России и Китая за 2017 год

Показатели

Китай

России

Население, млн чел.

1386,0

144,5

Темп роста ВВП, %

6,9

1,6

Размер номинального ВВП, млрд долл. США

12240

1,578

Размер ВВП по ППС, млрд долл. США

23208

4016

Темпы роста объема промышленного производства, %

6,1

1,0

Инфляция, %

1,6

2,5

Уровень безработицы, %

3,97

4,9

Объем экспорта, млрд долл. США

2361

359,1

Объем импорта, млрд долл США

1918

228,5

Государственный долг, % к ВВП

47

33

pic_andriyan_1.tif

Динамика товарооборота России и Китая в период с 2007 по 2016 годы

Товарооборот России с КНР составил: в 2016 году – 69,525 млрд долл. (+2,2 %), в том числе экспорт России в КНР – 32,228 млрд долл. (–3,1 %), импорт из КНР – 37,297 млрд долл. (+7,1 %), в 2017 году – 84 млрд долл. (+20,8 %), китайский экспорт в Россию вырос на 14,8 % – до 42,9 миллиарда долларов, а импорт из России увеличился на 27,7 % – до 41,2 миллиарда долларов [10].

Данные рисунка, помогут наглядно рассмотреть, не только как менялся объем товарооборота России и Китая, но и объем его составляющих – экспорта и импорта с 2007 г. по 2016 г.

Следует отметить, что отрицательная динамика развития взаимной торговли в 2015 году была обусловлена объективными факторами, которые имели влияние в 2014 году:

– мировая политическая напряженность и ухудшение отношений в связи с возникшей конфронтацией с Украиной, как следствие, введение рядом стран экономических санкций по отношению к России;

– замедление темпов развития мирового рынка, что было выражено в снижении спроса на иностранных рынках [11];

– изменчивость международного финансового рынка, связанная в том числе с долговыми проблемами ряда западных стран;

Также следует отметить снижение динамики экономического развития РФ и КНР в рассматриваемый период, что закономерно привело к снижению объемов товарооборота. Большой вклад в отрицательную динамику развития российско-китайского товарооборота также внесло снижение мировых цен на нефтепродукты и их производные товары, в силу того, что доля данного вида экспорта из России в Китай составляет более 70 %.

Среди факторов, приведших к снижению товарооборота России и Китая в 2015 году, можно также выделить и нестабильность российской национальной валюты по отношению к мировым валютам, в том числе и к китайскому юаню. Вышеуказанная валютная нестабильность привела к снижению покупательской способности потребителей из России.

Со стороны Китая также наблюдались факторы, препятствующие росту товарооборота между РФ и КНР. Одним из таких факторов можно считать падение экономических показателей в сфере внешней торговли Китая, которое началось в 2014 году, а в полной мере оказало свое влияние в первой половине 2015 года. В первом полугодии 2015 года внешнеторговый оборот КНР сократился на 6,1 % (2904,14 млрд долл.), в том числе экспорт – на 1,9 % (1664,12 млрд долл.), импорт – на 15,5 % (1240,03 млрд долл.). Снижение темпов развития внешней торговли можно отметить не только с Россией, но и с другими торговыми партнерами КНР: товарооборот с ЕС сократился на 8,3 % (465,46 морд долл.), с АСЕАН – на 3,0 % (378,82 млрд долл.), с Японией – на 11,2 % (229,84 млрд долл.), при этом можно отметить небольшое увеличение торгового оборота с США +1,8 % (461,14 млрд долл.) [12].

В результате проведенного анализа главных экономических показателей России и Китая в 2016–2017 годах можно сделать вывод об эффективности российско-китайского экономического сотрудничества. В первую очередь необходимо сказать, что товарооборот между странами снизился в период 2014–2015 годов на 29,3 %, а с 2015 года по 2017 год увеличился на 23,0 % [10]. Данный фактор обусловлен временной стабилизацией мировой геополитической обстановки, положительной динамикой экономического развития России и Китая, выравниванием цен на основные экспортные товары – энергоносители и сырье, позитивная тенденция роста товарооборота Китая с его основными партнерами в настоящий период. Нельзя сказать, что в экономические отношения между Россией и Китаем можно считать идеальными, но в любом случае данное партнерство является эффективным для обеих сторон. Одним из главных признаков эффективности данного экономического союза является то, что несмотря на все финансовые и политические трудности, состояние важнейших областей сотрудничества, в том числе инвестиционное сотрудничество в инновационных сферах, продолжило свое развитие.

5 июня 2012 года Российским Фондом Прямых Инвестиций (РФПИ) и Китайской инвестиционной корпорацией (КИК) был организован Российско-Китайский Инвестиционный Фонд (РКИФ). Данный орган призван обеспечить приемлемый уровень привлечения вложений в совместные проекты, имеющие знаковый статус и отражающие современное состояние российско-китайских отношений [13].

Распределение ресурсов фонда прямых инвестиций построено следующим образом: порядка 70 % ресурсов инвестируется в совместные российско-китайские проекты на территории РФ, а остальные 30 % – в проекты, территориально расположенные в Китае, в которых присутствует российское участие.

Стартовый капитал российско-китайского инвестиционного фонда включал в себя вложения по 1 млрд долл. со стороны Российского фонда прямых инвестиций и Китайской инвестиционной корпорации.

Одними из наиболее важных совместных инвестиционных проектов в рамках российско-китайского инвестиционного фонда являются следующие проекты:

– приобретение в октябре 2013 года 42 % акций Russian Forest Products Group (RFP), крупнейшей лесопромышленной компании на Дальнем Востоке России, сумма инвестиций российско-китайского инвестиционного фонда в предприятие по строительству крупнейшего в регионе «Центра глубокой переработки древесины» составляет порядка 12 млрд рублей [14]. Russian Forest Products Group является одним из крупнейших экспортеров лесоматериала в страны азиатско-тихоокеанского региона, на его долю приходится порядка 10 % от всего российского экспорта лесоматериала в Китай;

– при участии ведущих международных инвесторов стран Ближнего Востока, Азии и Европы выступили в качестве основных инвесторов при вторичном размещении акций Lenta Ltd – одной из крупнейших розничных сетей в России [15];

– финансирование в строительство первого в истории железнодорожного мостового перехода через Амур между Россией и Китаем. Размер инвестиций составляет 7,5 млрд руб., проект финансируется с 2014 года. Мост необходим для экспортных поставок железорудного концентрата с Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината, производство которого составляет 8,3 млн тонн концентрата в год. В КНР он будет соединен с железной дорогой Фуцзинь-Харбин, а в РФ – к Транссибирской магистрали [16].

– сделка по приобретению 23,1 % акций АО «Детский мир», являющегося крупнейшим розничным оператором торговли детскими товарами в России. Приобретение акций на сумму 9,75 млрд рублей состоялась в январе 2016 года при участии российско-китайского инвестиционного фонда. Целью фонда является поддержка и развитие группы компаний «Детский мир», которое также включает в себя организацию строительства новых точек продажи магазина и расширение логистической системы организации. Вдобавок ко всему не исключается и возможность выхода сети магазинов на международный рынок [17].

В настоящее время Российско-Китайский Инвестиционный Фонд находится в состоянии бурного роста, на сегодняшний день получили «зеленый свет» финансирование проектов более, чем на 4 млрд долл.

Инвестиционное взаимодействие РФ и КНР контролируется рядом российско-китайских государственных организаций, осуществляющих свою деятельность на постоянной основе. Одной из таких организаций является постоянная рабочая группа по инвестиционному сотрудничеству (ПРГ), которая выступает в качестве посредника между Минэкономразвития РФ и Госкомитетом КНР по развитию и реформе [18]. Следующей организацией является постоянная рабочая группа по сотрудничеству в особых экономических зонах, являющаяся связующим звеном между Минэкономразвития РФ и Министерством коммерции КНР. Также инвестиционную деятельность России и Китая поддерживает постоянная рабочая группа по межрегиональному и приграничному сотрудничеству, обеспечивающая оперативное взаимодействие между Минрегионом РФ и Госкомитетом КНР по развитию и реформе, а также постоянная рабочая группа по совместному освоению и использованию лесных ресурсов, выступающая в качестве прямой связи между Минпромторгом РФ и Минкоммерции КНР.

Отношения между Россией и КНР открывают большие перспективы для последующего совершенствования и развития обеих стран. Оба государства руководствуются принципом многополярности и полицентричности мира, а также с опаской относятся к гуманитарным интервенциям. Наличие общих интересов и позиций также благоприятно сказываются на совместной деятельности [19].

Создание условий для развития инвестиционного климата в странах – одна из основных задач, стоящих перед КНР и РФ в сфере торгово-экономического сотрудничества. Для решения данной задачи и последующего стимулирования торговых отношений, взаимных инвестиций и оптимизации совместных производственных отношений в мае 2014 года была основана межправительственная российско-китайская комиссия по инвестиционному сотрудничеству. Данный административный ресурс осуществляет управление и контроль над осуществление инвестиционных проектов в сферах, не связанных с энергоресурсами, а также ставит целью сокращение количества бюрократических и экономических препятствий между Россией и Китаем.

Первое заседание межправительственной российско-китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству состоялось в Пекине 9 сентября 2014 года, а второе в Санкт-Петербурге 18 июня 2015 года. 24 июня 2016 года в Пекине прошло третье заседание Межправительственной Российско-Китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству. Результатом работы межправительственной российско-китайской комиссии на настоящий момент являются 58 совместных инвестиционных проектов с суммарным объемом оцениваемых инвестиций свыше 20 млрд долл. США [20].

Результатами заседаний комиссии являются следующие проекты по определенным соглашениям [21]:

– меморандум о взаимодействии и сотрудничестве между Российско-Китайским совместным предприятием ООО «Снабполимер Медицина» и Китайской компанией «Beijing Teasun Technology Co. Ltd»;

– соглашение о всестороннем стратегическом сотрудничестве между ОАО «Российские железные дороги» и «Китайскими железными дорогами»;

– меморандум о сотрудничестве между ООО «Забайкальский зерновой терминал» и Китайской компанией «Цзянсу Муян Холдингз»;

– соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и гуманитарном сотрудничестве с Народным Правительством провинции Цзилинь, в рамках которого достигнуто согласие относительно создания российско-китайского предприятия «Аркаим-Цзинда» и организации совместного высокотехнологического производства по лесозаготовке и деревообработке в Хабаровском крае.

– соглашение о сотрудничестве в области проведения инжиниринговых, проектных и строительно-монтажных работ по Зашихинскому горно-обогатительному комбинату между ЗАО «ТЕХНОИНВЕСТ АЛЬЯНС» и China National Electric Engineering Co.

Степень развития российско-китайского инвестиционного сотрудничества на сегодняшний день находится на другом качественном уровне, нежели существующие политические и экономические отношения РФ и КНР. Путь развития, избранный главными лицами Китая и России, представляется достаточно амбициозным: в планах развития фигурирует увеличение китайских прямых инвестиций в российские сектора экономики до 12 млрд долл. до 2020 г.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что существующее в настоящее время состояние российского-китайского инвестиционного сотрудничества подразумевает вложения не только материальных ресурсов, но иных средств с целью создания действительно мощного механизма кооперации. Важным является создание платформы для равноправного сотрудничества между странами, организации мероприятий по созданию благоприятного инвестиционного климата в странах, а также уменьшения количества бюрократических барьеров по отношению к инвесторам в каждой стране.


Библиографическая ссылка

Андриянова Л.С., Андриянова А.А., Корниенко М.В. РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 8-1. – С. 4-11;
URL: http://vaael.ru/ru/article/view?id=661 (дата обращения: 28.10.2020).