Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, СМЯГЧАЮЩИЕ НАЛОГОВУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ЭТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СОВРЕМЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Замотаева О.Н. 1
1 Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации
Данная статья рассматривает значение законодательной нормы об учете смягчающих обстоятельств при применении санкций за нарушение налогового законодательства. Проводится обобщение оснований, по которым в соответствии с п. 1 п.п. 3 ст. 112 Налогового кодекса РФ, судом или налоговым органом обстоятельства признаются существенными для снижения размеров штрафных санкций. Определяется значение подзаконных нормативно-правовых актов, а так же решений Конституционного суда Российской Федерации, толкований Пленума Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, дополняющих практику применения смягчения налоговой санкции и формирования методологии изучаемого вопроса. Анализ материалов судебной практики позволяет говорить об отсутствии единообразия в принятии решений по ст. 112 Налогового кодекса. Выделяются общие основания, при смягчении налогового наказания: совершение правонарушения впервые; отсутствие умысла; признание вины; сложное финансовое положение субъекта; наличие статуса градообразующего предприятия; социально значимая деятельность субъекта; невозможность определения соразмерности вреда для бюджета; ошибки при заполнении соответствующих документов и декларации; действие правового принципа индивидуализации наказания при вынесении решения. Научная новизна данной статьи состоит в том, что рассматриваемые налоговые правоотношения изучаются во взаимосвязи с ценностно-правовыми конструкциями, имеющими положительное значение для развития законодательства Российской Федерации.
налоговый кодекс рф
смягчающие обстоятельства
ответственность
судебная практика
налоговая санкция
нормативно-правовая природа
1. Налоговый кодекс РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 08.05.2019).
2. Постановление Конституционного суда РФ от 17.12.1996 №20-П [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12790/ (дата обращения: 08.05.2019).
3. Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации: пер. с нем.; предисловие, примечания И.И. Маханькова. М.: Айрис-пресс, 2004. 480 с.
4. Коваль Е.А. Нормативные основания «Хорошего общества»: монография; Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России). Саранск: ЮрЭксПрактик, 2016. 128 с.
5. Ямбушев Ф.Ш., Юридическая природа судебного прецедента в правовой системе России; Саран.кооп. ин-т РУК. Саранск: Типография ООО «Мордовия-Экспо», 2010. 156 с.

Вопросы становления и развития института налоговой ответственности имеют весьма распространенную практику. Множество дискуссий складывается вокруг развития способов урегулирования налоговых конфликтов. Однако, судебная статистика свидетельствует об увеличении числа конфликтных ситуаций, в основе которых лежит налоговый спор.

Цель – рассмотреть практику применения обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность в ее взаимосвязи с ценностно-нормативной составляющей современного законодательства.

Материал и методы исследования: материалами исследования послужили налоговое законодательство Российской Федерации, работы отечественных исследователей в области налогового права, юридической практики и этики. Основными методами работы стали метод анализа, обобщения, метод юридического толкования.

Налоговое законодательство в реализации принципов гуманности и соразмерности применения наказания предполагает возможность влияния ряда обстоятельств, смягчающих ответственность по санкциям за нарушения налогового законодательства при судебном и приказном рассмотрении споров.

Ст. 112 Налогового кодекса РФ делает эту норму открытой в соответствии с подпунктом 3 п. 1.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Функционирование ряда подзаконных нормативно-правовых актов существенно дополняет практику применения смягчения налоговой санкции.

1. НК позволяет уменьшить штрафные налоговые санкции не меньше чем вполовину при наличии хотя бы одного смягчающего условия (п. 3 ст. 114 НК РФ). При этом Минфин РФ разъясняет, что уменьшению подлежит даже минимальный штраф (письмо от 30.01.2012 № 03-02-08/7). В результате налоговая служба, в большинстве случаев, снижает размер штрафных санкций ровно в 2 раза, но судебная практика свидетельствует об уменьшении наказания в десятки или даже сотни раз, что соответствует положениям постановления Пленумов ВС РФ № 41 и ВАС РФ № 9 от 11.06.1999.

2. Учет смягчающих обстоятельств не влияет на пени, поэтому их размер рассматриваемым способом уменьшить не получится. «По смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж – пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Бесспорный порядок взыскания этих платежей с налогоплательщика – юридического лица вытекает из обязательного и принудительного характера налога в силу закона.» [см. 2].

3. Положения ст. 112 НК РФ о перечне обстоятельств, наличие которых способствует снижению штрафных санкций, не являются императивными. Это означает, что список причин, смягчающих налоговое наказание, может быть расширен (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71).

Анализ материалов судебной практики позволяет говорить об отсутствии единообразия в принятии решений по ст. 112 Налогового кодекса В наиболее общем виде все основания, при смягчении налогового наказания, можно подразделить на следующие виды:

  • совершение правонарушения впервые;
  • отсутствие умысла;
  • признание вины;
  • сложное финансовое положение субъекта;
  • наличие статуса градообразующего предприятия;
  • социально значимая деятельность субъекта;
  • невозможность определения соразмерности вреда для бюджета
  • технические ошибки при заполнении соответствующих документов и декларации
  • действие правового принципа индивидуализации наказания при вынесении решения.

В существующей практики реализации налогового законодательства, специалисты налоговой службы при проведении проверки должны самостоятельно выявить наличие уменьшающих ответственность условий. Однако, специалисты рекомендуют изложить письменно в ходатайстве все возможные факторы, способные повлиять на смягчение налоговых санкций, которое следует направить в налоговую службу в течение месяца со дня получения документации о проверке (п. 6 ст. 100, п. 5 ст. 101.4 НК РФ).

Открытая форма существования нормы дает основания для проявления ее ценностно-нормативной природы и реализации принципа ответственности. Ибо здесь речь идет об ответственности иного рода, которая проявляется не в конкретном определении санкций, установленных нормативно-правовым актом, а в качественном, количественном и содержательном анализе ситуации и ее связи с практической действительностью. Применительно к этической сущности п. 1 п.п. 3 ст. 112 НК РФ отметим, что здесь уместно привести указанное Гансом Йонасом в работе «Принцип ответственности» значение суда, как инструмента для существования незримой цели (идеи права) [3; 116].

Безусловно, при принятии решения с учетом смягчающих обстоятельств в вопросах применения санкций по нарушениям налогового законодательства суды и налоговые органы исходят из большого спектра возможных ситуаций. Итог этих решений зависит от определения правовых последствий и напрямую связан с сложившейся законодательной практикой. В этом смысле огромное юридическое значение имеют уже существующие судебные решения по аналогичным ситуациям. Подробное влияние судебного прецедента и сложившейся судебной практики, а также отличие данных категорий в контексте практической реализации разного рода правоотношений подробно рассмотрены Ф.Ш. Ямбушевым [см. 5]. В данной статье особое значение имеет использование и наделение этической составляющей категории «позитивное правотворчество». «Позитивное правотворчество связано с принятием судебного решения по аналогии закона или на основании оценочных понятий права, содержание которых не регламентируется в источниках права. Во всех указанных случаях судья создает новую норму права, фактически убедительный прецедент для данного органа» [5; 127]. Учитывая то, что в России право не является прецедентным, в анализе применения норм ст. 112 НК РФ можно говорить лишь об опыте судебного решения и его значении для становления правового сознания субъектов налогового взаимодействия.

Рассмотрение предмета исследования напрямую подводит нас к выводу об особом значение решений Конституционного суда Российской Федерации, а также толкований Пленума Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не в виде прецедентных нормативно-правовых актов, а в виде актов, обеспечивающей единую природу понимания возможных действий по смягчению наказания и нормативное сопровождение смежных правоотношений.

Обуславливая этическую сущность смягчающих обстоятельств в налоговом праве, мы опираемся на распространение положительных социально-правовых концептов, которыми являются возможность учета различных обстоятельства, учитываемых при вынесении решений о привлечении к налоговой ответственности. Все эти показатели указываются рядом исследователей как предпосылки развития и становления идей «хорошего общества», которые приобретают широкую популярность в последнее время [см. 4]. Этико-правовые показатели «хорошего общества» характеризуются: отсутствием давления со стороны общественных институтов, существованием диспозитивных методов реализации норм права.

Выводы

Анализируя обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность, отметим, что существование широкого спектра ситуаций и обширной практики в данных правоотношениях с одной стороны не обеспечивает единообразие правовых норм, с другой, имеет большое значение для формирование положительного вектора развития функций права и правового сознания, опирающегося на принципы ответственности.


Библиографическая ссылка

Замотаева О.Н. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, СМЯГЧАЮЩИЕ НАЛОГОВУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ЭТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СОВРЕМЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 5-3. – С. 198-201;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=582 (дата обращения: 20.04.2024).