Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права

Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

НЕОБХОДИМОСТЬ И СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЙСК

Соколов А.П. 1
1 Военный университет Министерства обороны РФ
В статье автор рассматривает актуальнейший вопрос финансового обеспечения войск и сил Российской армии. Проведен исторический анализ финансового обеспечения, который показывает, что народное хозяйство и Армия находится в прямой зависимости. Представлен сравнительный анализ определений финансовое обеспечение войск (сил), которое отличается от ранее существующих, что основными ресурсами, которые определяли авторы, были денежные средства, нами уточнено, что это военно-финансовые ресурсы, которые включаю трудовые, материальные, и другие ценности, находящиеся в распоряжении органов военного управления, а так же конкретизированы основные мероприятия, направленные на своевременный контроль, учет, финансирование, планирование потребностей. Данное научное приращение дало четкое понимание в данном важном понятии, что позволит в последующем совершенствовать финансовое обеспечение армии исходя из основных понятий.
финансы
финансирование войск (сил)
обеспечение
ресурсы
контроль
учет
планирование потребностей
1. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25 декабря 2014 года №?Пр–2976) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/420246589 (дата обращения: 11.04.2019).
2. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. №?683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (дата обращения: 11.04.2019).
3. Финансовая служба Вооруженных Сил СССР в период войны. М., Воениздат, 1967. 250 с.
4. Финансы Вооруженных Сил: учебное пособие [Электронный ресурс] / авт. кол.: Е.А. Чистяков, В.В. Серанов, В.И. Палеха; под общ. ред. В.В. Серанова. М.: ВУ, 2015.
5. Финансы Вооруженных Сил: учебное пособие. Ч. 2 / С.Е. Закутнев. М.: ВУ, 2015. 256 с.

Введение

Организация финансового обеспечения армии и флота напрямую зависит от изменений в государственном и политическом строе, приоритетов государственного и военного строительства, конкретных условий экономического развития России, а также особенностей применения Вооруженных Сил. В условиях произошедшего реформирования финансовой службы Вооружённых сил, а соответственно методов, способов финансирования войск возникла необходимость провести оценку данным изменениям и раскрыть сущность и механизмы его осуществления.

Целями исследования явилось раскрытие основных сущностных подходов к обеспечению Вооруженных сил Российской армии финансовым обеспечением, а также необходимость проведения дальнейшего реформирования в данной области.

Материал и методы исследования

Методологическую основу исследования составил обзор, анализ трудов отечественных и зарубежных ученых по проблемам финансового обеспечения Вооруженных сил стран.

В процессе исследования применялись следующие подходы – системный, логический и научной абстракции. Использовались официальные данные Министерства обороны РФ, данные полученные при проведении бесед с руководящим составом финансовых органов, материалы научных конференций.

Результаты исследования и их обсуждение

На каждом этапе исторического развития государства определялись оптимальные способы и формы обеспечения Вооруженных Сил с учетом обозначенных факторов, а также находили научное обоснование базовые принципы:

1) организации взаимоотношений между армией и народным хозяйством страны;

2) финансового обеспечения строительства и содержания Вооруженных Сил РФ;

3) построения системы денежного довольствия военнослужащих, заработной платы, а также пенсионного обеспечения;

4) организации финансовой деятельности в целом.

С учетом того, обороноспособность страны напрямую зависит от уровня финансирования, ключевыми моментами являются – финансовая централизация, неукоснительное и полное обеспечение денежными средствами, организация законных и экономически эффективных трат средств в рамках оборонных проектов.

Эти принципы легли в основу организационных форм, в том числе в части организации финансового обеспечения войск и сил флота денежными средствами для полного и своевременного удовлетворения потребностей.

Согласно утвержденной Президентом РФ 25.12.2014 года Военной доктрине [1], финансовое обеспечение военного сектора является составной частью военно-экономического обеспечения обороны (раздел IV).

Основными задачами военно-экономического обеспечения обороны является:

а) необходимость в оснащении вооружением, военной и специальной техникой в соответствии с уровнем развития военно-научного потенциала страны;

б) повышение эффективности использования вооружения до уровня, достаточного для решения установленных задач;

в) обеспечение денежными средствами в объеме достаточном для реализации мероприятий (планов и программ), в рамках оперативной, боевой, специальной и мобилизационной подготовки войск;

г) развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации посредством эффективной координации военно-экономической деятельности;

д) интеграция в некоторых сферах производства объектов оборонно-промышленного комплекса с предприятиями гражданского сектора экономики;

е) обеспечение правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения;

ж) работа в направлении военно-политического и военно-технического сотрудничества с иностранными государствами с целью повышения уровня в интересах укрепления мер доверия и снижения военной напряженности в мире.

Необходимость полного и своевременного обеспечения Вооруженных Сил денежными ресурсами является крайне важной. Это подтверждается:

1. Действием принципов экономического взаимодействия.

2. Обеспечением потребностей Вооруженных сил на основе товарно-денежных отношений.

3. Необходимостью финансовых расчетов с личным составом, воинских частей и соединений в денежной форме.

Во-первых, важно понимать, что экономика Вооруженных Сил не является изолированным организмом, а входит в состав экономики государства в целом. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что для военной экономики действительны общие экономические законы и принципы (например, закон стоимости, принцип материальной ответственности или заинтересованности). В соответствии с обозначенными принципами и законами осуществляется распределение и использование части Национального Дохода на Вооруженные Силы, как в денежной, так и в натурально вещественной форме. Однако на действие глобальных экономических законов и принципов в обеспечения армии и флота влияют законы военной науки, в частности, что касается выбора формы экономического обеспечения комплектования войск с учетом конкретных условий и состояния военного комплекса.

Во-вторых, использование денежных средств для обеспечения потребностей Вооруженных Сил требует оптимизации организационных систем в рамках формирования, распределения и использования фондов, с обязательным выделением круга должностных лиц, ответственных за ведомственную и предметно целевую направленность ресурсов. Очевидно, что финансовое обеспечение должно быть реализовано в распределении средств, обеспечивающем полную и своевременную потребность любых подразделений армии и флота в деньгах.

В-третьих, обеспечения Вооруженных Сил должно быть гибким, способным адаптироваться к конкретным ситуациям и задачам в части удовлетворения потребностей личного состава, воинских частей и соединений [4].

Вооруженные Силы за поставки вооружения, техники и военного имущества осуществляют расчеты с поставщиками преимущественно на уровне центра, например, речь может идти о военном округе. В то же время воинские части и соединения получают необходимые материальные объекты с окружных складов без оплаты. Это подтверждает важность грамотной централизации процесса материально-технического снабжения войск. Схема ступенчатого обеспечения выглядит следующим образом: центр, округ, соединение, часть, военнослужащий.

Разноплановые потребности армии и флота удовлетворяются как путем децентрализованных заготовок (закупок) материальных средств, так и получением услуг от расположенных рядом предприятий и организаций. Это объясняется тем, что отдельные виды материалов или имущества нецелесообразно (или неудобно) получать централизованным способом. Например, речь идет о канцелярских принадлежностях или же о покупке стройматериалов. Также это касается коммунальных услуг – газоснабжение, электроснабжение, вода. В данных случаях воинская часть заключает договор непосредственно с поставщиком услуг без посреднического участия центра. Децентрализованные заготовки материальных средств и получение услуг у сторонних организаций соединениями и воинскими частями производятся за плату. Поэтому Министерством отпускается часть бюджетных средств для расчетов на местах по расходам, связанным с боевой подготовкой и воспитательной работой, эксплуатацией, содержанием и ремонтом вооружения и техники, хозяйственно-бытовым устройством войск. Это вторая предусмотренная форма обеспечения потребностей Вооруженных Сил – отпуск денег по бюджетной смете. Эти деньги тратятся, в том числе на заработную плату военнослужащих и гражданского персонала частей. Несмотря на то, что Вооруженные Силы являются в определенном смысле обособленной экономической системой, люди не могут быть оторваны от системы экономических взаимоотношений внутри государства, а, значит, деньги необходимы им для удовлетворения материальных, культурно-бытовых и любых других потребностей.

Важно понимать, что превалирование денежного или централизованного материального снабжения зависит от конкретных условий. Так, например, в условиях военного времени, преобладают централизованные поставки снабжения и техники, а отпуск бюджетных денег ограничивается лишь выплатой довольствия военным. В мирное время преобладающим является денежный формат бюджетных ассигнований.

Применительно к войсковому звену финансовое обеспечение – система мероприятий, организуемых и проводимых командирами-единоначальниками, их заместителями, начальниками родов войск и служб, ведающими сметными подразделениями, с целью своевременного и полного удовлетворения законных потребностей воинских частей и соединений в денежных средствах.

Начиная с 1999 г. наряду с понятием «финансовое обеспечение» стал использоваться новый термин – финансово-экономическое обеспечение, вошедший в наименования соответствующих финансовых органов войскового, окружного и центрального звеньев Вооруженных Сил РФ [3].

Финансово-экономическое обеспечение – система мероприятий, организуемых и проводимых с целью своевременного и полного удовлетворения потребности войск и сил флота в материальных, трудовых и денежных средствах.

Финансовое обеспечение войск включает финансовое планирование и финансирование (для получателей средств – получение и хранение денежных средств, сдача выручки), экономное и целесообразное расходование денежных средств, бюджетный учет и отчетность, контроль за их использованием. В этих элементах финансового обеспечения находят выражение распределительная и контрольная функции финансов, как объективно существующей экономической категории.

Финансовое обеспечение осуществляется в интересах постоянного повышения боевой готовности и боеспособности войск, и каждый его элемент способствует выполнению этой задачи.

Исходный элемент финансового обеспечения войск – финансовое планирование, которое осуществляется путем:

1) определения потребности в денежных средствах;

2) своевременного истребования денежных средств;

3) распределения назначений денежных средств, доведение их до нижестоящих звеньев (в условиях финансирования через ТОФК – доведение объемов финансирования, лимитов бюджетных обязательств);

4) предварительного контроля за законностью, хозяйственной целесообразностью и эффективностью использования денежных средств;

5) систематического изучения изменений потребностей в денежных средствах в течение года, корректировки финансово-плановых документов, истребования дополнительных назначений (уменьшение ранее назначенных бюджетных средств).

Финансовое планирование обеспечивает стоимостную оценку материальных и трудовых ресурсов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности воинских частей (соединений) и решения задач поддержания их боеготовности.

В процессе финансового планирования составляются, утверждаются и исполняются финансово-плановые документы, что позволяет активно влиять на эффективность использования государственных средств, степень удовлетворения потребностей войск и поддержание их боевой готовности, на достижение результативности бюджетных расходов (конечных значимых и измеримых результатов

Финансирование представляет собой составную часть исполнения финансовых планов и включает получение Вооруженными Силами бюджетных средств от Министерства финансов РФ в соответствии с утвержденными ассигнованиями на оборону; доведение ассигнований распорядителям бюджетных средств и получателям средств путем перевода их на лицевые счета (текущие счета).

В настоящее время в схему финансирования войск вносятся коррективы с учетом перехода на модель трехуровневого доведения бюджетных средств, сокращения количества бюджетополучателей, обезличенного финансирования войск в соответствии с утвержденными бюджетными сметами, в том числе поквартально общей суммой по подразделам федерального бюджета без разбивки по статьям расходов через территориальные органы Федерального казначейства (ТОФК) Министерства финансов РФ. При этом получателям средств предоставляется право расходования денег в пределах выделенных на год лимитов.

В процессе исполнения федерального бюджета органы военного управления, объединения, соединения и воинские части осуществляют полномочия распорядителей и получателей средств федерального бюджета в соответствии с положениями бюджетного кодекса.

Бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения федерального бюджета по расходам на обеспечение Вооруженных Сил РФ осуществляет Федеральное казначейство, которое:

– открывает в Центральном банке РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета;

– осуществляет управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета;

– устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения федерального бюджета;

– осуществляет открытие и ведение лицевых счетов для учета операций главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

– осуществляет санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, лицевые счета которых открыты в Федеральном казначействе.

Финансирование через территориальные органы Федерального казначейства до конца не отработано и имеет существенные недостатки, что не позволяет практически решать полноценно задачи финансового обеспечения мероприятий, направленных на дальнейшее повышение боевой готовности войск и улучшение быта личного состава.

Экономное и целесообразное расходование денежных средств предполагает использование выделенных объемов финансирования для оплаты законных потребностей войск наличным и безналичным порядком на основе решений соответствующих командиров и начальников, ответственных за финансово-экономическую и хозяйственную деятельность. Основные группы расходов денежных средств:

1) выплаты денежного довольствия (заработной платы), компенсационных, стимулирующих и других видов выплат;

2) оплата приобретаемых материальных ценностей;

3) оплата выполненных работ и оказанных услуг.

Организация повседневной деятельности командиров, штабов и служб при наименьших затратах материальных и денежных ресурсов позволяет получать высокие результаты боевой подготовки, бытового обустройства войск, поддержания их в постоянной боевой готовности. Для реализации этой задачи важно неукоснительно соблюдать принципы экономии государственных средств, строго целевого использования средств, закономерности и планомерности. Решение этой проблемы во многом зависит от умения экономически грамотно обосновывать решения и действия, экономно и целесообразно использовать все виды ресурсов для поддержания высокого уровня боеготовности. Поиск оптимальных вариантов решения задач в процессе руководства войсками, внедрение научной организации труда, четкое планирование и безусловное соблюдением режима экономии позволяют при оптимальных затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов достигать максимальных результатов в обеспечении потребностей войск.

Бюджетный учет осуществляется путем систематического отражения в регистрах синтетического и аналитического учета всех финансово-хозяйственных операций, подтвержденных надлежащим образом оформленными первичными учетными документами. Он ведется с целью обеспечения контроля исполнения бюджетной сметы Министерства обороны РФ, законным и целесообразным использованием денежных и материальных средств, обеспечением их сохранности. Правильная постановка учета позволяет оперативно готовить информацию о наличии и местонахождении финансовых и материальных ресурсов, их поступлении и расходовании, дебиторской и кредиторской задолженности, степени обеспеченности войск.

Основной задачей финансовой службы в области учета является: полное и своевременное отражение всех финансово-экономических и хозяйственных операций, связанных с назначением и поступлением, переводом и использованием денежных средств и материальных ценностей; руководство финансовым учетом и контроль за его состоянием в низовых финансовых органах.

Итоги и результаты использования денежных средств отражаются в бюджетной и других формах финансовой и статистической отчетности, которая составляется и представляется порядком ив сроки, установленные соответствующими нормативными документами.

Отчетность, выполняя одновременно контрольную и информационную функции, позволяет органам управления финансовым обеспечением войск активно влиять на деятельность низовых финансовых звеньев и в целом на эффективность использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов.

Финансовый контроль организуется в целях систематической проверки законности, целесообразности и эффективности расходования денежных и материальных средств, выделенных на оборону страны. Система контроля финансово-экономической и хозяйственной деятельности основана на контрольной функции, объективно присущей финансам Вооруженных Сил.

Ведомственный (внутренний) финансовый контроль в Вооруженных Силах – деятельность, регламентированная приказами и директивами Министра обороны РФ, его заместителей, главнокомандующих, командующих, командиров (начальников), направленная на обеспечение законного и экономически целесообразного использования имеющихся и выделенных в их распоряжение движимого и недвижимого имущества, материальных и денежных средств, природных, энергетических и трудовых ресурсов, личного состава, предусматривающая индивидуальную ответственность лиц, ее осуществляющих.

Функции финансового контроля возложены на всех командиров и начальников, которым предоставлено право распоряжаться государственными денежными средствами, а также на Контрольно-финансовую инспекцию Министерства обороны РФ и финансовые органы Вооруженных Сил РФ.

До 1999 года контрольная деятельность финансовой службы в полной мере была направлена на проверку кассовых и расчетных операций, сохранности, законности и целесообразности использования денежных средств и других вопросов в объеме ревизии финансово-хозяйственной деятельности воинской части. Это определялось тем, что финансовая служба, в отличие от бухгалтерии предприятия или строительной организации, не осуществляла регистрации хозяйственных операций, сводки и группировки их в системе счетов синтетического и аналитического учета и бухгалтерской отчетности. При этом финансовая инспекция и отдельные должности инспекторов-ревизоров входили в состав финансовой службы.

С введением бухгалтерского учета и созданием финансовой инспекции произошло объединение финансового и хозяйственного контроля в единых контролирующих органах.

На современном этапе финансовый контроль в Вооруженных Силах организуется и осуществляется в соответствии с Концепцией внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в Вооруженных Силах РФ, объявленной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2015 года № 577.

Таким образом, финансовое обеспечение войск – это практическое выражение функций финансов Вооруженных Сил, организуемое для создания необходимых условий поддержания боевой готовности войск, посредством доведения необходимых денежных средств для выполнения ими планов боевой подготовки, содержания вооружения, боевой техники и имущества, удовлетворения хозяйственных и культурных нужд личного состава, выплаты денежного довольствия и заработной платы.

Рассмотрение экономических и финансовых источников содержания Вооруженных Сил, необходимости и сущности финансового обеспечения войск позволяет под углом современных требований к перестройке финансовой системы и происходящих перемен в порядке формирования военного бюджета делать необходимые выводы о путях и средствах решения проблем обеспечения Вооруженных Сил РФ в современных условиях.

В общей процедуре формирования военного бюджета задача определения потребностей Вооруженных Сил в финансовых ресурсах для обеспечения их жизнедеятельности и развития является по сути, центральной, или базовой. Научно обоснованное решение этой задачи особенно важно в условиях бюджетных ограничений.

Потребности Вооруженных Сил РФ являются своего рода уровнем, по отношению к которому ведется «привязка» реального бюджета посредством пересмотра и уточнения задач, перечня и содержания мероприятий по их решению, изменения приоритетов, оптимизации структуры расходов, с тем, чтобы при данном ограниченном бюджете, по объему в той или иной мере меньшем, чем потребности, была обеспечена максимальная эффективность решения задач, стоящих перед Вооруженными Силами.

Сама по себе задача определения потребностей объемов ассигнований для финансирования Вооруженных Сил не является принципиально новой. Однако новые условия военного строительства в России потребовали более глубокого комплексного военно-экономического обоснования потребностей Вооруженных Сил и совершенствования методов оценки объемов военных ассигнований на основе системного подхода к такой сложной организационно-технической структуре, как Вооруженные Силы.

Военные расходы чаще всего представляют собой безвозвратно потерянные для государства ресурсы. Поэтому в отсутствие непосредственной военной угрозы все государства стремятся сократить масштабы своей военной деятельности, надеясь, что возврат хотя бы части этих средств в нормальный экономический оборот государства может существенно повысить темпы его развития. Тем более, что в большинстве развитых стран мира военные расходы являются наиболее крупной статьей государственного бюджета. По-прежнему остается справедливым известное замечание Ф. Энгельса, что «… армия и военный флот… стоит чертовски много денег». Поэтому в поиске дополнительных ресурсов для обеспечения экономического роста все государства в первую очередь сокращают свои военные бюджеты.

Выводы (заключение)

Для нормального функционирования и развития такой сложной социально-экономической системы, каковой является государство, необходимо соблюдать определенные пропорции в использовании всех видов ресурсов, которыми оно располагает. В противном случае может быть нарушен нормальный процесс общественного воспроизводства. Это означает, что должны поддерживаться определенные пропорции между объемами ресурсов, направляемыми на выполнение различных функций государства.


Библиографическая ссылка

Соколов А.П. НЕОБХОДИМОСТЬ И СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЙСК // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 5-1. – С. 136-142;
URL: http://vaael.ru/ru/article/view?id=473 (дата обращения: 02.04.2020).