Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права

Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Поджиев Б.Г. 1 Букаев Н.Н. 1 Бурлыкова Ю.С. 1 Кекеев В.В. 1 Лиджиев В.В. 1 Гашунова С.Э. 1
1 ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова»
В данной статье рассматриваются понятие и сущность инвестиционной деятельности, приводятся актуальные принципы государственной инвестиционной политики, соблюдение которых является одним из условий эффективности инвестиционной деятельности в регионах и в целом по стране. В ходе проведенного исследования авторами дается обзор состояния инвестиционной деятельности Республики Калмыкия и дана оценка ее результатам. В статье отмечено, что, несмотря на предпринимаемые региональными органами власти действия в инвестиционной сфере, качество работы по привлечению инвестиций находится на недостаточно высоком уровне. Авторы также отмечают, что на сегодняшний день Республика Калмыкия имеет низкую инвестиционную привлекательность и низкий инвестиционный рейтинг, ограничивающий возможность привлечения внешних инвестиций. Авторы пришли к выводу, что для эффективности инвестиционной деятельности и полноценного притока инвестиций в республику, необходимо формировать современный организационно-экономический и правовой механизм регулирования инвестиционных процессов в регионе и адекватную ему систему хозяйствующих субъектов, способную на практике реализовать приоритеты региональной инвестиционной политики.
инвестиционная деятельность
инвестиционная политика
принципы государственной инвестиционной политики
рейтинг инвестиционной привлекательности
1. Об инвестиционном товариществе [Электронный ресурс]: Федер. закон от 28.11.2011 №?335-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Юзвович Л.И. Эффективная инвестиционная политика региона / Л.И. Юзвович, А.Г. Арутюнян // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2012. №?5. С. 42–53.
3. Казакова Г.Я., Манжикова В.Э., Даваасурэн С.Г., Бембиева Л.М. Факторы экономического развития и инвестиционной деятельности регионов (на примере Республики Калмыкия) // Экономика и предпринимательство. 2017. №?2–2 (79). С. 441–445.
4. Казакова Г.Я., Даванов Г.С., Акиева Г.Г. Кризис: конструктивное и деструктивное воздействие на региональное предпринимательство // Экономика и предпринимательство. 2016. №?11–1 (76). С. 308–312.
5. Казакова Г.Я., Мушаев А.Я., Даваасурэн С.Г. Инвестиционная деятельность региона (на примере Республики Калмыкия) // Экономика и предпринимательство. 2017. №?2–2 (79). С. 1202–1204.
6. Инвестиционный портал Республики Калмыкия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kalmykiainvest.com.
7. О текущей ситуации в экономике Республики Калмыкия за январь-февраль 2019 года. Сайт Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.kalmregion.ru/deyatelnost/sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-/o-tekushchey-situatsii-v-ekonomike-respubliki-kalmykiya-za-yanvar-fevral-2019-goda.

Введение

Определение инвестиционной деятельности закреплено в Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»: «инвестиционная деятельность – это вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта» [1].

При рассмотрении понятия и сущности государственной инвестиционной политики в целом и инвестиционной политики региона, приведем следующее «Государственная инвестиционная политика – это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инвестиционной деятельности, она определяет цели, определяет направления, определяет формы государственного управления инвестиционной деятельностью в стране» [2].

Цель исследования заключается в анализе состояния и оценке инвестиционной деятельности Республики Калмыкия.

Материал и методы исследования

Методология проведенного исследования основана на системном подходе. В качестве инструмента исследования использовались методы диалектики и синергетики, предметно-логического, функционального и ситуационного анализа.

Результаты исследования

Рассматривая принципы государственной инвестиционной политики, отметим наиболее актуальные (рисунок).

Для полной ясности, раскроем суть каждого принципа подробнее:

  • Системность и комплексность, что предполагает формирование инвестиционной политики с учетом совокупности отношений и связей между всеми ее сферами, обеспечивающую их единство и взаимоувязанную проработку с учетом условий и факторов разной природы (экономических, социальных, организационно-правовых).
  • Единство действий разных уровней власти, предполагающее взаимосогласованные действия по разработке и реализации инвестиционной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
  • Принцип приоритетов диктует необходимость избирательного подхода к территориям региона, имеющим неодинаковые условия и потенциал социально-экономического развития, нацеленность на решение приоритетных социально-экономических задач, а также, определение «точек» роста экономики – отраслей, имеющих большие конкурентные преимущества и потенциал развития.
  • Единство инвестиционной и социальной политики, что подразумевает отсутствие приоритета социальных задач над экономическими (или наоборот). Улучшение качества жизни населения должно основываться на стабильном экономическом росте.
  • Публичность, открытость и предсказуемость призваны обеспечить доступность информации об осуществляемой и планируемой деятельности государственной власти в области инвестиционной политики, обязывает сделать «прозрачными» инвестиционные потоки и программы.

pic_podg_1.wmf

Принципы государственной инвестиционной политики

  • Обеспечение мониторинга процессов и результатов призвано содействовать решению следующих задач: оценки уровня достижения поставленных целей; оперативной корректировки (в случае необходимости) действий органов власти, анализа тенденций в инвестиционной сфере региона; прогнозирования и моделирования параметров инвестиционной сфер.
  • Ориентация на инновации призвана обеспечить направленность инвестиционной политики на усиление инновационной составляющей экономического развития, создать условия для инноваций, придать инновационным проектам первый приоритет.

Соблюдение данных принципов государственной инвестиционной политики является одним из условий эффективности инвестиционной деятельности в регионах и в целом по стране.

В Республике Калмыкия субъектом инвестиционной политики являются Министерство экономики и торговли Республики Калмыкия, а также отраслевые министерства и ведомства. На сегодняшний день в республике разработана современная инвестиционная законодательная база, отвечающая требованиям и интересам потенциальных инвесторов, созданы достаточно благоприятствующие условия для развития инвестиционного процесса.

Необходимо отметить Закон Республики Калмыкия «О государственной поддержке и защите прав субъектов инвестиционной деятельности в Республике Калмыкия» (2003 г.), который является основным Законом, направленным на улучшение инвестиционного климата в регионе. В 2017 году в данный закон были внесены изменения части снижения требований к инвесторам по объемам инвестиций с 50 до 10 млн рублей для получения мер государственной поддержки. Данные поправки позволят большему числу субъектов инвестиционной деятельности претендовать на государственную поддержку и повысят деловую активность инвесторов в непростых экономических условиях.

Во исполнение Перечня поручений Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 года, распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 г. № 147-р утверждены целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации. Целевые модели затронули такие чувствительные для бизнеса направления как получение разрешения на строительство, подключение к электричеству, газу, воде, регистрация права собственности, постановка на кадастровый учет, осуществление контрольно-надзорной деятельности, поддержка малого и среднего предпринимательства, внедрение положений регионального инвестиционного стандарта.

В целях организации работы по внедрению данных целевых моделей в республике распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 21 февраля 2017 г. № 60-р были утверждены «дорожные карты» по внедрению в Республике Калмыкия целевых моделей и мероприятия по достижению показателей, установленных в целевых моделях. По каждой целевой модели определен ответственный исполнитель и соисполнители.

В рамках внедрения целевых моделей в помощь инвестору модернизированы интерактивные электронные ресурсы. На сайтах ресурсоснабжающих организаций обеспечена возможность подачи заявок о заключении договоров подключения к коммунальным сетям в электронном виде через сеть «Интернет», предоставлена возможность дистанционного заключения договоров, в том числе подписанного электронной цифровой подписью, размещены калькуляторы, позволяющие рассчитать предварительную стоимость подключения к сетям.

В рамках мероприятий по выдаче разрешений на строительство разработана пошаговая инструкция, демонстрирующая последовательность прохождения процедур («калькулятор процедур»), обеспечено предоставление государственных (муниципальных) услуг по выдаче градостроительного плана земельного участка и выдаче разрешения на строительство по принципу «одного окна» в МФЦ.

Создан интернет-портал, посвященный инвестиционной деятельности. Для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов на интернет – портале создан канал для прямых обращений инвесторов к руководству Республики Калмыкия, обеспечена техническая возможность направления в электронной форме заявки со стороны инвестора о намерении реализовать инвестиционный проект, обеспечена техническая возможность подачи документов для получения мер государственной поддержки.

В рамках работы по реализации целевой модели по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства обеспечено принятие перечней государственного и муниципального имущества, предназначенного для субъектов МСП, обеспечена широкая консультационная и образовательная поддержка МСП, открыто 2 центра оказания услуг для бизнеса на базе кредитных организаций.

По итогам ввода данных в систему Region-ID за ноябрь 2017 г. Республика Калмыкия достигла следующих результатов:

  • вошла в число лидеров по степени достижения целевых показателей целевых моделей: «Технологическое присоединение к электрическим сетям», «Подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения»;
  • вошла в число регионов с хорошим результатом по динамике достижения показателей целевой модели «Поддержка малого и среднего предпринимательства»;
  • вошла в число 48 регионов-лидеров, которые выполнили 75 % и более процентов показателей по целевой модели «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации»;
  • вошла в число 52 субъектов РФ, которым Федеральной рабочей группой подтверждено внедрение 100 % показателей целевых моделей «Наличие и качество регионального законодательства о механизмах защиты инвесторов и поддержки инвестиционной деятельности», «Эффективность деятельности специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами».

По предварительным итогам внедрения целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации Республика Калмыкия вошла в группу регионов с уровнем достижения выше среднего. Кроме того, во исполнение распоряжения Главы Республики Калмыкия от 15 сентября 2017 г. № 191-рг, Министерством экономики и торговли РК был сформирован рейтинг органов местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Республики Калмыкия по содействию развитию конкуренции и обеспечению условий для благоприятного инвестиционного климата. Рейтинг рассчитывается 2 раза в год, по итогам полугодия (до 1 октября) и по итогам года (до 1 апреля).

В целях повышения инвестиционной привлекательности региона, создания необходимых условий для развития инвестиционного потенциала в Республике Калмыкия были организованы и проведены ряд мероприятий:

  • организовано участие представителей органов государственной власти региона в образовательной программе «Управленческое мастерство: развитие региональных команд, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва» (17–19 апреля, 17–19 июля и 25–28 сентября 2017 г.);
  • организовано участие представителей региона в работе II Международного каспийского технологического форума «Технокаспий – 2017» (20–21 апреля 2017 г.);
  • организовано участие делегации Республики Калмыкия в работе Петербургского Международного Экономического форума ПМЭФ (В целях реализации совместных проектов с Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов в рамках ПМЭФ подписаны 2 соглашения между Республикой Калмыкия и Агентством: соглашение о сотрудничестве и соглашение по реализации успешных практик в рамках проекта «Магазин верных решений») (1–3 июня 2017 г.);
  • организовано участие представителей региона в семинаре, посвященном итогам Национального рейтинга 2017 г., проводимом АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (28 июня 2017 г.);
  • организован и проведен совместный семинар Министерства и АО «Российский экспортный центр» о мерах господдержки экспорта (30 июня 2017 г.);
  • организовано и проведено заседание Экономического совета Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Южного федерального округа «Юг» в г. Элиста (13–14 июля 2017 г.);
  • участие в выездной сессии «Регионы России – новые точки роста», организованной Фондом «Росконгресс» совместно с АНО «Агентство стратегических инициатив» и АО «Российский экспортный центр», состоявшейся г. Астрахань (13 сентября 2017 г.);
  • организационная работа по участию представителей Республики Калмыкия в первой встрече российских экспертов по Каспийскому взаимодействию, состоявшейся в г. Астрахань, под председательством специального представителя Президента Российской Федерации по вопросам гуманитарного и экономического сотрудничества с государствами Каспия (7 декабря 2017 года).

С 2017 года в целях стимулирования деятельности органов местного самоуправления по привлечению инвестиций в экономику муниципального образования Министерством экономики и торговли разработан механизм оценки деятельности органов местного самоуправления по содействию развитию конкуренции и обеспечению условий для благоприятного инвестиционного климата. Муниципальный рейтинг должен дать новый импульс для развития бизнеса и привлечения инвестиций и станет дополнительной площадкой для обмена успешными практиками.

Важную роль в государственной поддержке бизнеса играет финансовое обеспечение реализации действующей подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства на 2014–2020 годы». В 2017 году на реализацию мероприятий подпрограммы из республиканского бюджета выделено 1,4 млн руб. и привлечено 16,9 млн руб. в виде целевой субсидии.

Средства направляются на предоставление нефинансовой поддержки в виде информационных и консультационных услуг инфраструктуры развития малого и среднего предпринимательства Республики Калмыкия. В 2018 году заявка также поддержана Минэкономразвития России.

В 2017 году организациями инфраструктуры поддержки предпринимательства было оказано более 3 тысяч услуг информационно-консультационного характера, проведено 150 семинаров, 1 конференция, 2 круглых стола, 7 обучающих программ для субъектов предпринимательства, Центром развития предпринимательства предоставлено 10 микрозаймов 10 субъектам малого и среднего предпринимательства на общую сумму 6,9 млн рублей. Для расширения возможностей получения услуг для предпринимателей формируется система предоставления услуг через МФЦ, в настоящее время организовано предоставление 7 услуг АО «Корпорация «МСП». Также, в целях оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также гражданам, планирующим начать ведение предпринимательской деятельности, открыты два Центра оказания услуг для бизнеса.

В 2017 году в регионе впервые был проведен первый деловой форум «Территория развития» в 2018 году – второй форум, в работе которого приняли участие ведущие российские эксперты в области маркетинга территорий, бизнеса, спортивного туризма. В дни работы Форума организована B2B выставка «Малый бизнес Калмыкии», в форуме участвовали более двух тысяч человек. Республика становится площадкой таких мероприятий и представлена на всероссийских форумах и выставках такого формата.

В настоящее время развитие внешнеэкономических связей с другими странами является одним из приоритетных направлений для региона. Так, с прошлого года активно развиваются отношения с предпринимателями из Италии. Итогами данной работы стало создание совместной итальянско-российской компании «Агровенеция», которая будет работать в агропромышленном секторе. Данная компания планирует строительство цеха по производству итальянских сыров в Городовиковском районе. На сегодняшний день бизнесмены ведут переговоры по приобретению Городовиковского молочного завода. Ведутся работы по реализации инвестиционного проекта по закладке фруктовых садов на территории Городовиковского района. На данный момент муниципалитетом предоставлен в аренду земельный участок. В этом году запланирован первый этап, в ходе которого на площади 20 га будет заложен яблоневый сад с современным капельным орошением.

В 2018 году заключено Инвестиционное соглашение с ООО «Солар Системс», являющейся дочерней организацией китайской компанией Amur-Sirius, по реализации инвестиционного проекта «Строительство солнечной электростанции на территории Республики Калмыкия».

Несмотря на предпринимаемые региональными органами власти действия в инвестиционной сфере, на сегодняшний день Республика Калмыкия имеет низкую инвестиционную привлекательность и низкий инвестиционный рейтинг, ограничивающий возможность привлечения внешних инвестиций. Рейтинговым агентством «Эксперт РА» Калмыкии на протяжении многих лет присваивается рейтинг инвестиционной привлекательности – 3С2 (незначительный потенциал – высокий риск).

Республика Калмыкия занимает:

  • 78 место в Рейтинге регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства по состоянию на 2016 г. (согласно исследованию Центра развития ГЧП при поддержке Минэкономразвития России);
  • 82 место в Рейтинге социально-экономического положения субъектов РФ за 2016 г., составленном рейтинговым агентством «РИА Рейтинг», ухудшив свое положение на 1 позицию по сравнению с 2016 г.
  • 79 место по показателю «Инвестиции в основной капитал на душу населения» (37,77 тыс. руб.) в 2017 г.

Выводы

Таким образом, подводя итоги, можно сделать вывод, что в регионе следует отметить недостаточно высокое качество работы по привлечению инвестиций. Вместе с тем, обращает на себя внимание неизменное положение позиций Калмыкии в инвестиционных рейтингах, что негативно характеризует усилия региональных органов власти, направленные на изменение делового климата в республике.

Для эффективности инвестиционной деятельности и полноценного притока инвестиций в республику не следует уповать только на имеющиеся природные богатства, даже уникальные, а необходимо формировать современный организационно-экономический и правовой механизм регулирования инвестиционных процессов в регионе и адекватную ему систему хозяйствующих субъектов, способную на практике реализовать приоритеты региональной инвестиционной политики.


Библиографическая ссылка

Поджиев Б.Г., Букаев Н.Н., Бурлыкова Ю.С., Кекеев В.В., Лиджиев В.В., Гашунова С.Э. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 5-1. – С. 121-127;
URL: http://vaael.ru/ru/article/view?id=471 (дата обращения: 02.04.2020).