Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ПОДГОТОВКА ПЕРСОНАЛА НА РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА ВУЗАМИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Кушнарева И.В. 1 Калмыков Б.Ю. 1
1 Институт сферы обслуживания и предпринимательства, филиал ДГТУ
В статье рассмотрены особенности российского регионального рынка труда с особенностями направления на изучение потребностей рынка труда: выявления необходимых качественных характеристик специалистов для успешного взаимодействия сфер труда и обучения, установления тесных контактов с работодателями на основе рыночных механизмов. С целью изучения потребности в специалистах с высшим образованием проведен анализ выпускников вузов ростовских государственных вузов, а также филиалов государственных вузов, расположенных на территории Ростовской области с выделением приоритетных направлений по общему выпуску, по количеству трудоустроенных выпускников, а также направления требующие развития и привлечения к себе внимания.
рынок труда
выпускник
образование
персонал
занятость
1. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032–1 (ред. от 11.12.2018) «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019).
2. Регламентация и нормирование труда: учебное пособие / В.Б. Бычин, Е.В. Шубенкова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 188 с.: 60x90 1/16. – (Высшее образование: Бакалавриат). (п) ISBN 978–5–16–009283–6 – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/429982.
3. Экономика труда: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. М.В. Симоновой. – М.: Юрайт, 2018. – 259 с. – (Серия: Бакалавр. Академический курс).

Рынок труда входит в блок элементов современной рыночной экономики. Рынок труда рассматривают как систему согласованных общественных отношений между работодателями и наемной рабочей силой. На рынок труда оказывают влияние как экономические, так и социальные факторы. А рынок труда оказывает значительное воздействие на социально-экономическую и сферу общества.

На сегодня рынок труда в России разбалансирован, в связи со структурными искажениями со стороны спроса и предложения. На рынке труда сталкиваются интересы. Отношения, складывающиеся на рынке труда между трудоспособным населением и работодателями, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации, имеют ярко выраженный социально-экономический характер и влияют на основные потребности людей в разных регионах страны.

Российские региональные рынки труда отличаются большой социально-экономической дифференциацией. В результате неотъемлемой функцией государства должна стать активная политика на региональных рынках труда, направленная на формирование и развитие трудового потенциала, повышение привлекательности отдельных регионов страны для работников высшей квалификации. Государственная политика на региональном уровне должна быть направлена на изучение потребностей рынка труда: выявление необходимых качественных характеристик специалистов для успешного взаимодействия сфер труда и обучения, установления тесных контактов с работодателями на основе рыночных механизмов.

Обучение представляет собой процесс, свойственный сопутствовать человеку всю его жизнь. Основная цель обучения заключается в приобретении образования, с соответствующими требованиями, предъявляемыми работодателем (требования производственной деятельности, научно-техническому прогрессу, культурному уровню, отношениями внутри самого общества).

Профессиональное образование можно получить в образовательных учреждениях среднего или высшего образования, в специализированных образовательных учреждениях.

Залог получения качественного образования – это непрерывный процесс обучения, который включает такие аспекты, как повышение квалификации, подготовку и переподготовку, учитывающие изменения в условиях труда, материально-технического оснащения, новые технологии, стимулируя самообразовательный процесс сотрудника. Непрерывность в процессе обучение позволяет формировать современные качественные кадры.

Обучение персонала – это процесс с организованным, плановым получением знаний, умений и навыков с определенными методами и способами взаимоотношений с преподавателями, специалистами, наставниками и руководителями.

К основным функциям обучения персонала относится влечение к использованию трудового потенциала сотрудника по максимальной шкале, а также заинтересованность сотрудника процессом обучения с дальнейшим получением материальной или нематериальной выгоды (мотивационная составляющая).

Рассматривая региональный рынок труда Ростовской области, можно сказать, что на сегодняшний день рынок труда нельзя назвать стабильным. Если анализировать соотношение имеющихся вакантных мест и количество безработных, можно сказать, что рынок труда довольно сбалансирован. Служба занятости населения может предложить соискателям около полутора миллионов вакансий различной специализации. Однако поиск работы молодыми специалистами затрудняется рядом проблем, среди которых несоответствие ожиданий выпускников вузов и потенциальных работодателей; высокий уровень безработицы среди молодых специалистов и несоответствии системы профобразования запросам рынка труда.

С целью выявления потребности на рынке труда специалистов с высшим образованием ежегодно проводится анализ выпускников из государственных вузов Ростовской области. На 01 октября 2018 г. анализировалась информация, полученная от 8 государственных вузов, включая их филиалы, расположенные на территории Ростовской области.

Вузами была представлена информация о фактическом выпуске специалистов очной формы обучения с высшим образованием по всем специальностям, направлениям подготовки магистров и бакалавров.

Проанализированы следующие данные:

• общий выпуск;

• количество выпускников, продолживших обучение (магистратура, аспирантура, ординатура);

• количество выпускников, призванных в ряды Вооруженных сил российской Федерации;

• количество трудоустроенных выпускников;

• количество выпускников, не определившихся с трудоустройством.

Общий выпуск из государственных вузов в 2018 г. составил 15267 чел., что на 8,4 % меньше, чем в 2017 г. (16545 чел.) (рис. 1).

Наибольший выпуск составил из Донского государственного технического университета (ДГТУ) – 4938 чел. (32,3 % от общего выпуска) и Южного федерального университета (ЮФУ) – 4273 чел. (28 %).

По укрупненным группам направлений (УГН) подготовки наибольшее количество выпускников было подготовлено по УГН:

38.00.00 Экономика и управление – 2765 чел. (18,1 % от общего выпуска);

23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта – 1135 чел. (7,4 %);

08.00.00 Техника и технологии строительства – 992 чел. (6,5 %);

09.00.00 Информатика и вычислительная техника – 951 чел. (6,2 %);

44.00.00 Образование и педагогические науки – 896 чел. (5,9 %).

kushnar-3.tif

Рис. 1. Анализ выпускников государственных вузов

kushnar-4.tif

Рис. 2. Анализ выпуска в 2018 г.

Структурно выпуск распределился: по программам подготовки бакалавров 61 %; специалистов – 25 %; магистратуры – 14 %.

Выпускников, продолживших дальнейшее обучение в аспирантуре, интернатуре, ординатуре, магистратуре – 4147 чел. (27,2 % от общего выпуска).

Количество выпускников, призванных в ряды Вооруженных сил Российской Федерации, составляет 960 чел. (6,3 %).

Трудоустроенных выпускников – 8937 чел. (58,4 %).

В отпуске по уходу за ребенком находятся 223 чел. (1,5 %).

По сведениям, полученным от вузов, не определились с трудоустройством 1004 чел., что составляет 6,6 %.

Информация о наибольшем проценте выпускников, не определившихся с трудоустройством, получена от вузов: ЮФУ – 705 чел. (16,5 % от выпуска из вуза); Южно-Российский государственный политехнический университет (ЮРГПУ) – 190 чел. (10 %); Ростовская государственная консерватория (РГК) – 9 чел. (9,4 %).

Наибольший процент выпускников, не определившихся с трудоустройством, наблюдается по следующим УГН:

54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств – 82 чел. (42,9 % от выпуска по УГН);

25.00.00 Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники – 8 чел. (37,5 %);

41.00.00 Политические науки и регионоведение – 59 чел. (35,1 %);

07.00.00 Архитектура – 67 чел. (24,5 %);

06.00.00 Биологические науки – 27 чел. (20,8 %).

В сравнении с 2017 г. значение показателя «Количество выпускников, не определившихся с трудоустройством» по информации, полученной от вузов, ухудшилось (4,2 % в 2017 г.; 6,6 % в 2018 г.).

По информации Управления государственной службы занятости населения (УГСЗН) по Ростовской области о выпускниках вузов 2018 г., зарегистрированных органами службы занятости населения Ростовской области в качестве безработных, по состоянию на октябрь 2018 г., на учете состояли 126 чел. (0,8 % от общего выпуска). В сравнении с 2017 г. этот показатель улучшился (2017 г. – 1 %; 2018 г. – 0,8 %) (рис. 3).

kushnar-5.tif

Рис. 3. Выпускники вузов 2018 г., зарегистрированные органами службы занятости населения Ростовской области в качестве безработных

Рассматривая филиалы государственных вузов, расположенных на территории Ростовской области, которые приняли участие в мониторинге трудоустройства выпускников выпуск и количество незанятых выпускников составил:

• Волгодонский инженерно-технический институт – филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» – выпуск 167 чел. (4 чел. состоят на учете в ЦЗН – 2,4 %).;

• Южно-Российский институт Управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ЮРИУ РАНХиГС при Президенте РФ) – выпуск 412 чел. (4 чел. состоят на учете в ЦЗН – 0,1 %);

• Северо-Кавказский филиал ФГБОУ ВО «Московский технический университет связи и информатики» – выпуск 30 чел. Выпускники на учете в ЦЗН не состоят.

Прогноз выпуска в 2019 г. составит 15446 чел. (рис. 4).

kushnar-6.tif

Рис. 4. Прогноз выпуска из государственных вузов Ростовской области в 2019 г.

Учитывая рынок труда, актуальной проблемой является определение специальностей, по которым университеты должны готовить наибольшее количество специалистов. Уровень спроса определяется количеством зарегистрированных безработных и вакансий, объявленных предприятиями. Оценка важности областей профессионального обучения в регионе должна основываться на наборе данных как о занятом, так и незанятом населении, и основным показателем, отражающим потребность в конкретном типе обучения, может быть адаптация профессиональных квалификационных групп. на рынке труда.

Необходимо отслеживать трудоустройство выпускников. Трудоустройство на определенный период после получения профессии (от одного года) выявляет потенциальную привлекательность выпускника как носителя определенной профессии, квалификации и представителя вуза. В то же время адаптацию нельзя понимать только как выполнение работы по профилю профессиональной подготовки. Такой подход был бы слишком утилитарным. Выполнение работы не по специальности может быть результатом не только низкой профессиональной подготовки или отсутствия спроса, но также инициативы и расширения кругозора работника.

Маловероятно, что преподаватель, работающий в службе управления персоналом, или инженер, преподающий уроки математики в школе, имеют низкий уровень адаптации на рынке труда. Известно, что среди предпринимателей большинство имеют инженерное образование. Этот факт не снижает роли технических специальностей, наоборот усиливает ее.

Выполнение работы не в соответствии с приобретенной профессией, а на рабочем месте, предполагающее наличие существующего или более высокого уровня образования, также свидетельствует об адаптивности выпускника на рынке труда. Это тем более важно, потому что в динамично развивающейся экономике мобильность рабочей силы увеличивается. Чтобы поддерживать соответствие требованиям производства, большинство работников вынуждены менять профессию и (или) квалификацию в течение своей трудовой жизни. В связи с этим профессиональное образование является не столько обязательным условием работы в соответствии с приобретенной профессией, сколько оценкой общего уровня способностей человека.

С целью содействия трудоустройству выпускников и временной занятости студентов проводятся Ярмарки вакансий для выпускников совместно с центрами занятости населения. Ежегодно формируется база данных имеющихся вакансий, поступающих от предприятий и организаций, и обеспечивается информированность выпускников о предоставленных вакансиях, путем размещения объявлений на стендах.

Сотрудники и студенты вузов организовывают и принимают участие в мероприятиях, направленных на трудоустройство выпускников: ярмарки вакансий с приглашением работодателей и глав муниципальных образований, участие в ярмарке «Образование и карьера», участие работодателей в защитах курсовых проектов и выпускных квалификационных работах, участие в мероприятиях по вопросам трудоустройства выпускников совместно с представителями Администрации, работодателей по формированию кадрового резерва.

На кафедрах организуются встречи с работодателями, на которых рассматриваются вопросы, касающиеся составления резюме, правил поведения при собеседовании, соблюдении корпоративной культуры, коучинговых подходах к развитию персонала.

Рассматривая трудоустройство выпускников Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиала) Донского государственного технического университета в городе Шахты Ростовской области (ИСОиП (филиал) ДГТУ в г. Шахты) можно сказать, что потребность в кадрах с высшим образованием продолжает расти. В ИСОиП (филиала) ДГТУ в г. Шахты регулярно поступают запросы на выпускников от предприятий города, области, ЮФО.

Спрос на рынке труда определяется количеством трудоустроенных выпускников образовательного учреждения. Количество занятых (трудоустроенных, продолжающих обучение, ушедших в ряды Вооруженных сил) выпускников ИСОиП (филиала) ДГТУ в г. Шахты в 2018 году составило 96 % от общего числа выпускников. Более 70 % выпускников института от общего количества работающих трудоустроено по специальности, что является положительным показателем.

Ежегодно проводится работа по анкетированию выпускников вуза. По данным анкетирования отслеживается карьерный рост, учитываются достоинства и недостатки полученного образования, пополняются места прохождения практик обучающихся студентов и трудоустройства выпускников.

В марте 2018 г. было проанкетировано более 400 работодателей. Вуз оперативно реагирует на меняющиеся запросы и пожелания работодателей. Для эффективной работы в этом направлении в первую очередь изучаются параметры качества выпускника, которые выделили работодатели. Они хотели бы видеть у выпускников вуза, прежде всего, качественное знание предметной области, высокий уровень профессиональной общетеоретической подготовки, общей культуры, базовых знаний и навыков, практических знаний, умений, владение иностранным языком, а также готовность и способность к дальнейшему обучению, способность воспринимать и анализировать новую информацию, развивать новые идеи, навыки работы на компьютере, знание необходимых в работе программ.

Большинство опрошенных работодателей охотно принимают на работу выпускников ИСОиП (филиала) ДГТУ в г. Шахты, что подтверждается постоянным интересом к выпускникам вуза. С годами потребность в молодых специалистах не снижается, и в большинстве организаций и предприятий работают выпускники вуза.

Институт поддерживает партнерские связи с большим количеством работодателей из разных сфер деятельности. У вуза имеются постоянные партнеры – это государственные, коммерческие организации, индивидуальные предприниматели.

Институт получает положительные отзывы о своих выпускниках, в том числе и о специалистах из многих хозяйств и предприятий.

Ежегодно в г. Ростове-на-Дону проходит заседание секции Совета ректоров Ростовской области «Прогнозирование потребностей в специалистах и трудоустройства выпускников» с целью мониторинга

На заседании секции Совета ректоров Ростовской области «Прогнозирование потребностей в специалистах и трудоустройства выпускников» руководителям вузов были рекомендованы следующие мероприятия:

– обсудить на Ученых советах вузов образовательных организаций сложившуюся ситуацию по трудоустройству выпускников 2018 г.в., наметить мероприятия по совершенствованию форм и методов повышения эффективности этой работы в 2019 г.;

– продолжить работу с крупными предприятиями по получению студентами, осваивающими профильную программу бакалавриата, рабочих профессий на их базе;

– вести работу по расширению практики целевого приема в вуз образовательную организацию и целевой контрактной подготовки по прямым договорам с работодателями;

– расширить практику взаимодействия со службами занятости населения Ростовской области с целью оказания помощи по поиску работы и социальной адаптации на региональном рынке труда студентам с ограниченными возможностями здоровья;

– организовать прогнозирование объемов выпуска и возможностей трудоустройства выпускников на период 2019–2022 гг.;

– руководителю Регионального центра содействия трудоустройству выпускников (ЦСТВ) вузов Ростовской области организовать проведение научно-практической конференции с целью обобщения передового опыта работы вузов и их сотрудничества с бизнесом в области содействия трудоустройству выпускников образовательных организаций вузов.

Руководителям структурных подразделений, осуществляющим содействие трудоустройству выпускникам и студентам:

– продолжить ведение реестра выпускников для заполнения форм статотчетности образовательного учреждения;

– активней привлекать работодателей, службы занятости населения, общественные организации и представителей региональных органов власти к деятельности своих структурных подразделений.

– регулярно повышать квалификацию персонала ЦСТВ.

В целом в Росси идет формирование конкретных механизмов государственного регулирования рынка труда: Закон о занятости, государственная служба занятости, система переподготовки кадров, официально установленный прожиточный минимум и минимальная заработная плата.


Библиографическая ссылка

Кушнарева И.В., Калмыков Б.Ю. ПОДГОТОВКА ПЕРСОНАЛА НА РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА ВУЗАМИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 4-1. – С. 80-86;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=409 (дата обращения: 20.04.2024).