Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ВАЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КОНТЕКСТЕ БОЛЬШИХ ВЫЗОВОВ

Ляманова Е.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»
Новые социальные проблемы в современном мире обозначены большими вызовами. Малый и средний бизнес в силу своей креативности и динамичности способен принять непосредственное участие в направлениях их решения. Он обладает большим накопленным потенциалом. Предпринимателям вовсе не безразлична социальная составляющая его бизнеса. Целью работы является рассмотрение роли и значения малого и среднего бизнеса в выполнении задач, обусловленными большими вызовами современного общества. В работе на основе использования системного и статистического методов проанализированы аспекты влияния деятельности малого и среднего бизнеса на решение проблем, обусловленных большими вызовами в экономике. Большое значение малого и среднего бизнеса подтверждается выполняемыми им функциями. Навыки успешного ведения бизнеса предприниматели приобретают, осваивая рисковые проекты, поддерживающие все новое и креативное. В соответствии с установленными критериями отнесения предприятий к сфере малого и среднего бизнеса по состоянию на 1 января 2017 года в Российской Федерации зарегистрировано 5,3 млн. таких предприятий. Среднесписочная численность работников на малых предприятиях в рассматриваемом периоде составляет не менее 10 млн. человек, а на средних – около 2 млн. человек. Оборот предприятий МСП в 2016 году увеличился в 1, 6 раза в сравнении с 2012 годом. Инвестиции в основной капитал возросли в 1,5 и 1,9 раза соответственно. Малое предпринимательство это еще и индивидуальные предприниматели. Следовательно, в сфере малого бизнеса трудится большое количество занятого населения. Малый и средний бизнес многофункционален. Только ему под силу воплощение самых разных творческих идей и решений. Это означает то, что и социальная ответственность бизнеса должна повышаться через реализацию социальных проектов.
предпринимательство
социальная ответственность
большие вызовы
малый и средний бизнес
регион
1. Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71451998/#ixzz 5LRAtwpi5 (дата обращения 16.07.2018).
2. Макареня Т.А., Кетова Н.П. Современное предпринимательство: учебное пособие. Ростов на Дону: Изд-во Южного федерального университета, 2011. – 190 с.
3. Официальный сайт Федеральной службы Государственной статистики Российской Федерации. – URL: http:// www. gks.ru (дата обращения 12.07.2018).
4. Официальный сайт Федеральной службы Государственной статистики Республики Мордовия. – URL: http:// www. mrd.gks.ru (дата обращения 12.07.2018).
5. Переверзев М.П., Лунева А.М. Предпринимательство и бизнес: учебник / под ред. проф. М.П. Переверзева. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 178 с.
6. Приказ Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2015 г. N 167 «Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» (с изменениями и дополнениями). – URL: http://base.garant.ru/70940868/#ixzz5LSJHYydB (дата обращения: 16.07.2018).
7. Доклад о достигнутых результатах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, развитию малого и среднего бизнеса и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы. – URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallbusiness/index (дата обращения: 17.07.2018).

Введение

В Стратегии научно-технологического развития РФ до 2035 года к одному из больших вызовов отнесен «демографический переход, обусловленный увеличением продолжительности жизни людей, изменением их образа жизни, и связанное с этим старение населения…», что ведет к ряду новых социальных проблем [1]. Следовательно, надо решать эти проблемы, используя в первую очередь, накопленный потенциал. Таким потенциалом является малое и среднее предпринимательство (МСП).

Стремление к освоению новых знаний всегда помогали предпринимателям создавать инновационные технологии, внедрять их в сферах своего бизнеса. Предпринимательство, по мнению Ф. Уокера (1876г) связано с получением прибыли благодаря своим организаторским способностям[2].

Предпринимательство связано с наличием больших рисков: от не возможности получить прибыль в результате хозяйственной деятельности, до финансового банкротства и разочарования в том, что много было отдано сил и времени.

Но все же предприниматель – это не только человек, который стремится, как можно больше зарабатывать. Предпринимательство, по мнению Р. Хизрича (1985 г) это затраты на создание чего – то нового, принятие всего нового на финансовом, психологическом и социальных рынках, и получение в награду денег, и удовлетворение достигнутым [2].

То есть, предприятиям, работающим в сфере малого предпринимательства во все не безразлична социальная составляющая его бизнеса. Возможность принести пользу людям, особенно если это связано с повышением занятости населения в виде приема на работу граждан; поддержкой инвалида, пожилого человека и лиц, оказавшихся в непростой ситуации. В современном мире каждый человек, не зависимо от состояния его здоровья на протяжении жизни, должен иметь возможность достойно и активно существовать в социуме. Это означает, что он должен пользоваться всеми возможными благами, которыми на данный период обладает общество, в котором он находится.

Цель исследования – рассмотрение роли и значения малого и среднего бизнеса в выполнении задач, обусловленными большими вызовами современного общества.

Материал и методы исследования

В работе на основе использования системного и статистического методов проанализированы аспекты влияния деятельности малого и среднего бизнеса на решение проблем, обусловленных большими вызовами в экономике.

Результаты исследования и их обсуждение

Большое значение малого бизнеса наглядным образом подтверждается через выполняемые им функции: продвижение инновационных процессов, создание новых рабочих мест и повышение занятости, смягчение социальной напряженности, равномерное развитие регионов, стимулирование спроса, выполнение социальных функций. Навыки успешного ведения бизнеса предприниматели приобретают, осваивая рисковые проекты, поддерживающие все новое и креативное. Остановимся на одном из важных направлений МСП – содействие занятости и сглаживание социальной напряженности в стране.

В соответствии с установленными критериями отнесения предприятий к сфере малого и среднего бизнеса по состоянию на 1 января 2017 года, по данным Росстата, в Российской Федерации зарегистрировано 5,3 млн. таких предприятий. В их числе 2770,6 тыс. малых предприятий (2597,6 тыс. составляют микропредприятия); средние предприятия – 13,3 тыс. и 2523,6 тыс. человек – индивидуальные предприниматели [3,4]. Статистика основных показателей деятельности малых и средних предприятий в Российской Федерации приведена в таблице 1.

Среднесписочная численность работников на малых предприятиях в рассматриваемом периоде составляет не менее 10 млн. человек, на средних – около 2 млн. человек. Оборот предприятий МСП в 2016 году увеличился в 1,6 раза в сравнении с 2012 годом. Инвестиции в основной капитал увеличились в 1,5 и 1,9 раза соответственно.

Таблица 1

Основные экономические показатели деятельности МСП за 2012 – 2016 гг.

Год

Показатель

2012

2013

2014

2015

2016

Число предприятий, тыс.ед.

малое предприятие

2003,3

2063,1

2103,8

2222,4

2770,6

среднее предприятие

13,8

13,7

13,7

19,3

13,3

Среднесписочная численность работников (без внешних

совместителей, тыс. чел. )

малое предприятие

10755,7

10775,2

10789,5

10377,6

10055,9

среднее предприятие

1719,5

1630,7

1585,8

2036,6

1676,6

Оборот предприятий, млрд, руб.

малое предприятие

23463,7

24781,6

26392,2

44124,3

38877,0

среднее предприятие

4710,6

4717,5

5027,8

10362,7

7590,4

Инвестиции в основной капитал, млрд.руб

малое предприятие

521,5

574,9

664,4

….

801,6

среднее предприятие

209,1

274,3

284,9

…..

391,5

 

В Республике Мордовия в 2017 году зарегистрировано 7061 малых предприятий (в том числе 6056 микропредприятий); 72 средних предприятия. Среднесписочная численность работников составила 49,2 тыс. чел. Оборот малых предприятий (включая микропредприятия) составил 125,3 млн. рублей; средних – 28,4 млн. руб. [4].

Малое предпринимательство это еще и индивидуальные предприниматели. В 2015 году их численность в РФ составляла 2792,0 тыс. человек, в 2016 году – 2523,6 тыс. человек; в 2017 году – 2561,1 тыс. чел. В Приволжском Федеральном округе и в Республике Мордовия в 2016 году – 504, 3 тыс. чел. и 12,2 тыс. чел; в 2017 году 478,8 тыс. чел. и 13,7 тыс. чел. соответственно.

Наибольшая доля численности занятых в предпринимательской деятельности наблюдается в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования: в 2012 году – 58,2%, в 2016 году – 55,0%, в 2017 году – 53,8%; на транспорте и связи – 9,4%, 8,8% и 9,8%; в операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг – 7,4%, 9,7% и 3,5%, в обрабатывающем производстве – 7,2%, 8,0% и 7,3 соответственно; в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве – 6,2%, 5,3% и 5,5%.

Доля численности занятых на индивидуальных предприятиях Приволжского Федерального округа в общей численности всех занятых в Российской Федерации в 2012 г составила – 20,3%, в 2017 г – 19,3%. Наибольшую долю имела Республика Татарстан (2,2% и 2,5% соответственно); наименьшая доля – 0,5% у Республики Марий Эл; Доля Республики Мордовия составила 0,8% в 2012 году и 0,5% в 2017 году. По Приволжскому Федеральному округу из 20, 3% в Республике Башкортостан – 12,8% в 2012 году, 10,5% в 2017 году; в Пермском крае – 12,8% и 12,0% соответственно. Республика Мордовия имела 3,8% в 2012 году и 2,7% в 2017 году [3,4].

Таким образом, статистические данные показали, что в сфере малого бизнеса трудится большое количество занятого населения.

Активность индивидуального предпринимательства связана с возможностью заниматься тем, что обеспечивает ему реализацию своих способностей. Более того, удовлетворение от полученных результатов побуждает предпринимателя с большей ответственностью подходить к решению социальных проблем в обществе.

Социальная ответственность бизнеса

Малое предпринимательство, показывая не плохую статистику в области занятости, берет на себя и другие важные социальные обязательства. Более того, социальным предпринимательством признается вовлечение определенных категорий граждан: инвалидов, сирот и выпускников детских домов, лиц с детьми до 7 лет, граждан старшего возраста; лиц, находящихся в непростой ситуации.

Доля работников из этих категорий должна быть не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%.

Могут ли предприятия, работающие в сферах малого бизнеса ограничиваться только своевременностью уплаты налоговых платежей или выплатой достойной заработной платы, либо бизнес берет на себя дополнительные социальные обязательства, занимаясь, например, благотворительностью. Однако только честное выполнение своих обязанностей, это еще не все. Бизнес должен сформировать определенные черты, позволяющие ему занимать устойчивые позиции в формировании бизнес – структур[5].

Социализация экономического развития в мире направлена на развитие таких направлений:

1. трудоустройство граждан и реализация их профессиональных навыков;

2. поддержка и обслуживание социально незащищённых групп граждан и семей с детьми в области физкультуры, массового спорта и здравоохранения;

3. создание различных молодежных кружков и секций;

4. развитие социального туризма;

5. оказание помощи пострадавшим в результате переезда на другое место жительства по разным причинам;

6. разработка, производство и реализация медицинской техники;

7. развитие культурно-просветительской деятельности (театры, музеи, театральные кружки, творческие мастерские);

8. оказание образовательных услуг социально незащищённым гражданам;

9. помощь в привлечении к социально-активной деятельности лиц, имеющих склонность к потере доверия к себе и своим близким; групп граждан, освобожденных из мест лишения свободы, страдающих алкоголизмом или наркоманией [6].

Следовательно, такое поведение предпринимателей должно стимулировать государство и гражданское общество. Для развития социального предпринимательства уже создаются центры инноваций социальной сферы. С начала функционирования таких центров получили поддержку 6 тысяч социальных предпринимателей. Создание и развитие таких центров способствует воплощению новых идей и нахождение способов их реализации через инвестиции [7].

Выводы

Дальнейшее развитие предпринимательства является особенно важным для современного общества. Оно отчетливо подчеркнуто его ролью и выполняемыми им функциями. В условиях больших вызовов, с которыми сталкивается мировая экономика, такие предприятия способны принять непосредственное участие в решении глобальных проблем. Малые и средние предприятия в первую очередь содействуют обеспечению занятости населения. Это важная социальная составляющая бизнеса. Однако бизнес многофункционален и креативен. Только ему под силу воплощение самых разных творческих идей и решений. Это означает то, что социальная ответственность бизнеса должна повышаться через реализацию и поддержку социальных направлений и проектов.


Библиографическая ссылка

Ляманова Е.А. ВАЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КОНТЕКСТЕ БОЛЬШИХ ВЫЗОВОВ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 1-2. – С. 75-79;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=267 (дата обращения: 28.03.2024).