Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ИСТОРИКО-ИНДУСТРИАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ КАК ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ РЕСУРС ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Г. КУКМОР РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

Кадыров Р.В. 1 Мударисов Р.Г. 1
1 ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»
Татарстан – один из крупнейших промышленных центров России, но этот аспект в туристических маршрутах и экскурсиях не разработан. Организация промышленного туризма в Татарстане может дать ряд положительных эффектов, как с точки зрения экономического продвижения отечественной продукции, так и с позиций формирования интереса граждан к истории родного края и страны. В Республике Татарстане промышленный туризм находится лишь в зарождающемся состоянии. В настоящее время из множества предприятий лишь единицы открыты для публичного осмотра. А с другой стороны существует проблема отсутствия стабильного спроса на производственные экскурсии. У большинства людей сложился стереотип «закрытого» производства. Несмотря на то, что многим было бы интересно увидеть особенности производства того или иного товара, считается что «попасть» на завод невозможно. В такой ситуации задача организации туров на промышленные предприятия может стать важным шагом в формировании лояльности граждан к отечественной продукции. Одним из центров легкой промышленности республики в настоящее время является Кукморский валяльно-войлочный комбинат. Это предприятие славится полуторавековой историей, имеет мощную технологическую базу и является ведущим предприятием в современной России по выпуску валяльно-войлочной продукции. Не смотря на совершенство производственно-технологической базы, предприятие сохранило на своей территории материальные объекты историко-индустриального наследия. Этот ресурс в последние годы привлекает туристов не только Татарстана, но и гостей из других субъектов федерации. Вышеуказанные факторы являются важными предпосылками для организации промышленных туров, комбинирующие в своей программе показ материальных объектов историко-индустриального наследия и современное высокотехнологичное производство.
инновация
историко-индустриальное наследие
легкая промышленность
промышленный туризм
технологическая платформа
экскурсия
1. Абуталипова Ю. А. Тенденции развития предприятий легкой промышленности в рамках технологической платформы // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2017. – № 10. [Электронный ресурс]. – URL.: http://ekonomika.snauka.ru/2017/10/15287 (дата обращения: 01.09.2018). 
2. Антонец В.Г. Приоритетные маркетинговые стратегии развития промышленного туризма // Актуальные проблемы развития индустрии/гостеприимства: материалы XIII Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 27 апреля 2017 г.). – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского экономического университета, 2017. – С. 92-96.
3. Кадыров Р.В., Биктемирова Х.С. Мударисов Р.Г. Потенциал историко-индустриального наследия Республики Татарстан для развития промышленного туризма // Актуальные проблемы развития туризма и индустрии гостеприимства: Материалы Международной научно-практической конференции (Казань, 18 октября, 2018 г.). – Казань: «Печать-Сервис-XXI век», 2018. – С. 49-56.
4. Кадыров Р.В. Перспективы развития туризма в моногородах Республики Татарстан // Сервис в России и за рубежом. 2017. Т. 11. Вып. 7. С. 65-76.
5. Кадыров Р.В. Предприятия полимерного производства, как рекреационный ресурс промышленного туризма: постановка проблемы // Вестник Казанского технологического университета. – 2012. – Т. 15. – № 10. – С. 123–125.
6. Козак С. Технологические платформы как основа инновационного развития // Торгово-промышленные ведомости. 2012. 14 сентября. [Электронный ресурс]. – URL.: http:// tpp-inform.ru/analytic_journal/2708.html (дата обращения: 01.09.2018). 
7. Промышленность Республики Татарстан: Статистический сборник. – Казань: Татарстанстат. 2016. – 188 с.
8. Степанян А.Г. Механизмы совершенствования государственного регулирования экономического роста в промышленности : автореф. дис. ... канд. экон. наук. – М., 2004. – 28 с.
9. Технологическая платформа «Текстильная и легкая промышленность» [Электронный ресурс]. – URL.: http://www.kstu.ru/article.jsp?id_e=38690
10. Официальный сайт Кукморского муниципального района [Электронный ресурс]. – URL.: http://kukmor.tatarstan.ru/ (дата обращения: 01.09.2018). 

Введение

В последнее десятилетие в экономике страны, в том числе и в туризме, прослеживаются тенденции по поиску новых, нестандартных технологий экономического продвижения – инноваций. Одной из таких инноваций для туристского рынка является промышленный туризм. Перспективность его развития в Российской Федерации заключается в том, что сейчас, в условиях объявленных экономических санкций со стороны ряда Западных государств, важное значение в индустрии туризма «приобретает использование туристско-рекреационного потенциала, как направления устойчивого развития регионов страны, основанного на максимальном применении местных ресурсов» [2]. Процесс промышленного развития регионов по-разному влияет на становление туристической отрасли. На первый взгляд, большая экологическая нагрузка на регионы негативно воздействует на их привлекательность, а с другой стороны – при определенных обстоятельствах успешная деятельность промышленных предприятий благоприятствует развитию такого вида туризма, как промышленный. Кроме того, индустрия туризма способствует диверсификации экономики городов и регионов, которые в прошлом, в советский период были известны как ведущие промышленные центры, но впоследствии, из-за экономического спада, закрытия предприятий, остались в списке депрессивных территорий. Именно поэтому приобретает актуальность выявление перспектив и стратегических маркетинговых приоритетов пока еще недостаточно распространенного вида туристической деятельности – промышленного туризма на территории промышленных регионов.

Все вышеизложенное обусловливает необходимость совершенствования новых и современных подходов к разработке стратегии развития промышленного туризма с целью эффективного использования промышленного потенциала региона, повышения его инвестиционной привлекательности и имиджа.

Под понятием «промышленный туризм» мы понимаем организацию регулярных туристических туров на действующие промышленные предприятия. Промышленный туризм – явление междисциплинарное, которое включает в область своего исследования такие научные дисциплины как экономика, география, история, технические науки, химические технологии и т.д. [5, с. 123].

Разработка инновационных промышленных туров на действующие предприятия может стать превосходным инструментом маркетингового продвижения предприятий и способом привлечения туристских групп в города российских регионов. Реализация проектов по развитию промышленных туров будет способствовать решению следующих направлений:

- развитию туризма в российских регионах, улучшению их сервисной, транспортной и туристской инфраструктуры;

- продвижению продукции местного производства;

- популяризации национальных и региональных промышленных брендов.

Целью исследования является анализ туристско-рекреационных ресурсов г.Кукмор Республики Татарстан для перспективного развития промышленного туризма на базе историко-индустриального потенциала предприятия легкой промышленности ОАО «Кукморский валяльно–войлочный комбинат».

Материалы и методы исследования

Степень разработанности темы выделяется несколькими аспектами. Теоретические вопросы формирования маркетинговой стратегии развития и управления различными формами деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе и туристической, представлены в работах таких ученых: Е. Азарян, И. Ангелиной, И. Ансоффа, С. Анхольта, Л. Балабановой, А. Дуровича, П. Зарембы, Ф. Котлера, М. Портера, В. Припотня, Е. Сардак, В. Тисуновой, О. Уолкера, Р. Фатхутдинова, Л. Шульгиной и др. Проблематике развития туристической деятельности посвящены работы: Р. Балашовой, А. Бейдика, С. Голубничей, В. Квартальнова, В. Кифяка, Г. Мишечкина, Л. Овчаренко, Е. Панасюк, Ф. Поклонского, Е. Стельмах, Т. Ткаченко, М. Туриянской и др.

Возможности развития туризма на промышленных территориях и социально-экономические аспекты управления промышленным туризмом рассмотрены в работах: Г. Алейниковой, А. Афанасьева, Д. Визгалова, Д. Гилмора, В. Данильчука, И. Древицкой, В. Казакова, Ю. Никулиной, А.Отгара, Э. Отто, Д. Пайна, Р. Прентиса и др.

Однако остаются почти не исследованными важные вопросы формирования стратегии развития промышленного туризма с учетом особенностей туристического потенциала субъектов федерации, в том числе и Республики Татарстан.

Разрозненные концептуальные подходы к стратегии развития промышленного туризма не учитывают принципы комплексности и системности. Недостаточно разработаны и требуют уточнения методы оценки привлекательности объектов промышленного туризма. Нуждается в совершенствовании механизм реализации маркетинговой стратегии развития промышленного туризма с позиций государства, региона и предприятия.

Методы исследования основаны на прикладных разработках российских и зарубежных ученых и практиков в области туристической деятельности. Для достижения поставленной цели и решения соответствующих задач использованы следующие общенаучные и специальные методы:

- анализа и синтеза, индукции и дедукции – для обоснования проекта развития промышленного тура в Татарстане;

сравнительного анализа – для изучения мирового опыта развития промышленного туризма;

системного подхода – при разработке составляющих концепции и механизма реализации стратегии развития промышленного туризма.

Результаты исследования и их обсуждение

Как уже было сказано ранее, Татарстан – один из крупнейших промышленных центров России, но этот аспект в туристических маршрутах и экскурсиях не разработан. Организация промышленного туризма в Татарстане может дать ряд положительных эффектов:

- улучшить лояльность потребителей продукции татарстанских производителей;

- представить бесплатную рекламу продукции;

- повысить ответственность производителей за качество продукции;

- привлечь инвесторов в регион и новых дистрибьютеров;

- разнообразить воспитательную работу с молодежью по их профориентации;

- ознакомить студентов и молодых специалистов с реальным производством;

- популяризировать национальные и региональные промышленные бренды Татарстана.

В настоящее время легкая промышленность является среднетехнологичной отраслью, уровень наукоемкости которой не превышает средний по секторам промышленности. В целях перспективного развития легкой и текстильной промышленности в российских регионах, в том числе и в Республике Татарстан в 2010 году сформирована технологическая платформа «Текстильная и легкая промышленность» [9]. Это универсальный комплекс, обеспечивающий непрерывное функционирование системы простых и сложных сервисов, замкнутых в полновесный инжиниринговый цикл поддержки малых инновационных и производственных предприятий легкой промышленности на начальном этапе деятельности.

Зарубежный опыт создания технологических платформ в сфере легкой промышленности показывает, что основными заинтересованными лицами инновационных инициатив являются малые и средние компании. Поэтому государству необходимо предусмотреть и продолжить опыт использования различных инструментов их поддержки как в технологических платформах, так и в кластерах [6].

Функционирование технологической платформы «Текстильная и легкая промышленность» расширяет возможности участвующих в ней предприятий и компаний за счет доступа к новым ресурсам для выполнения научных исследований и разработок, расширения возможностей оптимизации бизнес-планирования, развития международного сотрудничества, решения кадровых проблем для науки и бизнеса. В составе технологической платформы «Текстильная и легкая промышленность» в Республике Татарстан более 100 участников. Среди них:

- предприятия производители – 78 уча-стников;

- ВУЗы – 14 участников;

- российские ассоциации и союзы текстильной и легкой промышленности – 9 участников;

- научно-исследовательские учреждения – 9 участников;

- зарубежные организации – 1 участник [1].

Легкая промышленность входит в комплекс отраслей производящих товары народного потребления. Отрасль выпускает свыше 40% всех непродовольственных товаров этой группы [8]. В настоящее время легкая промышленность Республики Татарстан находится в стадии стагнации. В 2016 году по сравнению с 2015 годом число экономически активных производств отрасли сократилось на треть. При этом, из числа зарегистрированных экономической субъектов в данной сфере осуществляют деятельность лишь 18% организаций [7].

Одним из успешных и экономически перспективных предприятий легкой промышленности региона является Кукморский валяльно-войлочный комбинат. Он славится во всей России своей продукцией. Секреты изготовления самой удобной и теплой зимней обуви в поселке Кукмор бережно хранят и умножают уже более 150 лет.

Современные валенки отличаются от своих скучных предшественников. Кукморский валяльно-войлочный комбинат – одна из компаний, придающая этому виду зимней обуви индивидуальность и очарование.

Предприятие славиться своей полуторавековой историей. Этот историко-индустриальный потенциал комбината позволяет сформировать новые маркетинговые подходы популяризации и продвижения своей продукции.

Отметим, что с точки зрения современности не следует рассматривать наследие прошлого со скептических позиций. Наши предки создали мощную экономику и промышленность, которая конкурировала с ведущими мировыми державами. Россия, которая была преимущественно аграрным государством, превратилась в ведущее индустриальное государство мира. Но экономика, которую они создали, могла работать в условиях того периода. Индустриализация и создание городов в России были прогрессивными явлениями. Они укрепляли наше государство. Одновременно с созданием городов изменялся уклад жизни россиян, их ментальность, образовательный уровень, культурное развитие [4, с. 66].

ОАО «Кукморский валяльно–войлочный комбинат» создан на базе частного владения Торгового дома «Братья Комаровы».

Свое дело предприимчивые братья начинали уже в конце Х1Х века. Скупая шерсть у местного населения фабриканты чесали у себя на фабрике на чесальных машинах и в виде ваты давали надомникам, а от них уже получали готовые валенки, на которые ставили свое клеймо. Только надомников по изготовлению валяной обуви было занято около 1500 человек. За десять часов работы Комаровы на своих машинах начесывали 3000-3500 фунтов шерсти и выпускали 600 пар валенок в день, 200 пар шитых бурок. Годовое производство товарищества оценивалось в 1,5 млн. рублей.

В 1900 году в Кукморе работало 3 паровые фабрики валяной, бурочной и всяких сортов обуви:

- торговый дом Комаровых;

- фабрики братьев Родыгиных;

- фабрики Вавиловых;

- производство механическим двигателем Войденовых;

- канатно-веревочное предприятие Володина;

- мастерская медного и никелированного производства.

Изделия торгового дома «Братья Комаровы» были широко известны далеко за пределами Казанской губернии. В свое время фирма удостаивалась медалей Парижской и Лейпцигской, а также российских торговых ярмарок.

Благодаря успешной работе местных предприятий с. Кукмор совершенно утратило прежний вид, превратившись в громадную фабрику с самым новейшим технологическим оборудованием: людская и лошадиная сила заменена паром и электричеством, керосиновый свет – электрическим, фабричные конторы переговаривались посредством телефонов, имелась своя почтово-телеграфная станция. В с. Кукмор был построен 1 медпункт, в 1901 году была открыта первая больница на 20 коек на средства земства [10].

К началу ХХ века регион Заказанья, куда входил с.Кукмор, славился купцами Утямишевами, фабрикантами Комаровами, Родигинами, ремесленниками. Большим событием стало строительство железной дороги в 1914 году.

В 1917 году после Октябрьской революции фабрика была национализирована представителями новой власти. В период индустриализации промышленности на фабрике было начато строительство новых корпусов по выпуску валенок и технического войлока.

Новая экономическая политика, проводимая с 1921 до 30-х годов, облегчила жизнь населения, восстановила разрушенное хозяйство. В Кукморском районе одна за другой создавались артели, в 1929 году их количество доходило до 2340. На базе крупных артелей созданы предприятия: «Иль» превратилась в меховую фабрику, «Ярыш» – в швейную, «Кызыл тимерче» – в завод металлопосуды, «Бригадир» – в завод по производству кирпича. Все предприятия по выпуску валяной обуви в 1922 году объединены в одну фабрику – «Красный текстильщик» [10].

В 1936 году фабрика перешла на введение пласта вместо обкладки основы ватой, в валяльном цеху постепенно стали заменять кольцевые машины – молотовыми машинами, что увеличило производительность труда в валяльном цеху. Выпуск продукции резко возрос, за этот же год фабрикой было изготовлено и выпущено валяной обуви 1003737 пар с количеством работающих 1686 человек, что составляет на одного работающего 595 пар в год.

В годы Великой Отечественной войны происходит резкий спад выпуска валяной обуви. 429 мужчин, квалифицированных рабочих ушло на фронт. На начало 1945 года на фабрике работало всего 394 человека. За годы войны фабрика дала фронту 1,5 млн. пар валяной обуви и отреставрировала 6 млн. пар, прибывших с фронтов Великой Отечественной войны. Начиная с 1946 г. фабрика наращивает выпуск продукции и увеличивает производительность труда.

В 1956 году были внедрены принципы конвейеризации основального цеха, проходной метод крашения и кислования, разработанные на Кукморской фабрике инженером М.Р.Архиповым. В результате проделанной работы фабрика стала одним из ведущих предприятий валяльно–войлочного производства России.

В 70-годы отстроен и введен в эксплуатацию цех крашения войлоков, корпус вулканизации низа валяной обуви, построен склад сырья. В этот период построены здания социальной инфраструктуры – 2 детских сада, столовая, 5-этажное общежитие, 77-квартирный жилой дом и другие объекты социального назначения.

В 70-х годах практически был решен вопрос по очистке производственных и бытовых стоков, сооружена система биологических очистных сооружений с сетью канализаций.

С началом развития рыночных отношений предприятие пережило кризис и несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию в стране, модернизировало и газифицировало угольную котельную, успешно перестроило валяльное и сушильное производство, изготовило и пустило в эксплуатацию оборудование для цеха стеганых изделий и освоило выпуск грубошерстных войлоков. В 3 раза была увеличена проектная мощность участка вулканизации подошвы валяной обуви, создан участок детской и женской обуви. Полностью обновлены бытовые помещения комбината, построен и сдан в эксплуатацию 80-квартирный жилой дом, микрорайон домов усадебного типа, организован Торговый центр, построено административное здание, реконструированы 5-этажное общежитие и 2-этажное общежитие. Кардинально изменив структуру снабжения сырьем и сбыта готовой продукции, улучшив качество выпускаемой продукции и ее социальную направленность, комбинат достиг доперестроечного уровня производства продукции [10].

Успешная модернизация производства валяной обуви позволило вывести на рынок новые виды изделий, включая и быстро завоевавшие популярность у горожан расписные валенки. При их отделке стали использовать кожу, мех, тесьму, бисер, вышивку. На смену белым, чёрным и серым валенкам в предпочтениях потребителей пришли эти новые удивительные изделия. Старинное производство, сочетая традиции и инновации, обрело новое дыхание. Расписные валенки стали, таким образом, настоящим брендом – как самого предприятия, так и всего Кукморского района. Сегодня коллектив является бесспорным лидером по производству валяной обуви в масштабах страны.

С 2001 года комбинат выпускает до 1 млн. пар валяной обуви. В настоящее время закреплены достигнутые результаты и продолжена модернизация производства.

Хотя доля расписных валенок в общем объёме производства здесь непрерывно растёт, на комбинате не упускают и других направлений в работе. Так, важное место занимает выпуск спецобуви для нефтяников, газовиков, строителей, механизаторов. Большими партиями закупает валенки как спецобувь такой серьёзный деловой партнёр предприятия, как ОАО «Восток-Сервис». Индивидуальные предприниматели с успехом реализуют здешнюю продукцию в Сибири. Вообще, кукморские валенки популярны по всей России. А ещё одним направлением в развитии хозяйствующего субъекта стало изготовление обуви из войлока. Этот материал производился на комбинате ещё в советские времена. Теперь из него шьют прекрасную обувь. Это отличная от производства валенок технология. А поскольку войлок здесь красят в самый широкий спектр цветов, то ценители моды могут подобрать себе модели обуви, соответствующие их индивидуальному стилю, под цвет сумочки, шапки, куртки и т.д. И надо сказать, эта продукция быстро завоевала свою нишу на рынке и популярность у покупателей. Согласно этому и ассортимент её непрерывно расширяется. Здесь и сапоги, и ботинки, и унты, чуни, тапочки, детские пинетки.

В фирменном магазине, что рядом с производством, ежемесячно можно увидеть что-то новенькое из последних разработок дизайнеров и технологов компании. И то, что вызовет наибольший интерес покупателей, запускается в производство большой партией. Войлок – это натуральный продукт, обладающий, помимо прочих достоинств, ещё и оздоровительным эффектом. Ноги в такой обуви находятся постоянно в тепле.

Специалисты предприятия, отслеживая капризы современной моды, непрерывно маневрируют, изобретая нестандартные маркетинговые ходы, улучшая дизайн и потребительские свойства обуви, расширяя её ассортимент. Кроме других видов продукции комбинат выпускает и сам войлок, представляя собой в этом плане крупнейшего игрока на рынке. В качестве сырья используется шерсть тонкорунных овец, доставляемая из Австралии. Оригинальным маркетинговым ходом стало также использование шерсти и войлока в новых видах продукции, не относящейся к обуви. Так, пользуются спросом женские жилеты, отороченные мехом. Они имеют современный вид и особенно хороши в межсезонье. На комбинате шьют также мужские, женские и детские безрукавки, где шерсть является наполнителем. А ещё понимающие люди охотно приобретают в фирменном магазине предприятия спальные мешки, стёганые одеяла из овечьей или верблюжьей шерсти, войлочные комплекты для бани и разнообразную сувенирную продукцию. Сегодня существует целый ряд каналов сбыта здешней продукции. В этом ряду и заказы через Интернет-магазины. Руководство компании активно совершенствует производство и все стороны финансово-хозяйственной деятельности, используя новые возможности развития и продвижения своей старинной, но всегда востребованной продукции.

Из повседневной обуви, которую в зимнее время предпочитали, главным образом, жители сельской местности, эти изделия превратились в продвинутые зимние модели современной обуви городских жителей. Они шагнули в современную ступень качества и стали модным трендом. Но все же в основе этого производства лежит традиция промысла, зародившегося ещё в девятнадцатом веке и оформленного в деятельности Торгового дома «Братья Комаровы».

Таким образом, ОАО «Кукморский валяльно-войлочный комбинат», как один из крупнейших в России предприятий по выпуску валенок, обладает богатым историко-индустриальным и современным технологичным производственным потенциалом для организации промышленного тура. Этот потенциал может быть интересен как для школьников, так и для студентов и людей взрослого поколения, модельеров, технологов, маркетологов и др. Объектом туристского интереса становится история предприятия и традиции выпуска зимней обуви – валенок, и переформатирование это старинного вида обуви на современный уровень, с внесением дополнительных украшений в виде узоров из аппликаций и бисера в русским или национальном татарском стиле.

При разработке промышленного тура в г.Кукмор для посещения туристов могут быть предложены и другие историко-индустриальные объекты XIX – начала XX вв.:

- дом С.В. Комарова – 70-е годы XIX века (ул. Вахитова, 2);

- здание валяной фабрики «Товарищества бр. Родигиных» – 70-е годы XIX века (ул. Ленина,8);

- здание канатно-веревочного предприятия Володиных – 80-е годы XIX века (ул. Набережная,17)- сгорело в 2008 году;

- здание валяной фабрики Комаровых – 60-70-е годы XIX века (ул. Вахитова,1);

- водонапорная башня В.Г.Шухова, которая находится на территории фабрики валенок. Этот памятник промышленной архитектуры – одна из немногих сохранившихся и работающих водонапорных башен, построенных в середине 1930-х годов по системе учёного-конструктора, изобретателя, почётного академика, Героя Труда В.Г.Шухова. Под его руководством спроектировано около 200 башен оригинальной конструкции в стране и за рубежом [3]

В городе также работает краеведческий музей, богатый различными экспозициями о жизни города и района.

В самом центре посёлка создана прогулочная зона вдоль набережной памятника природы «река Нурминка». Здесь установлены парковые скульптуры, символизирующие различные знаки зодиака, имеется площадка для организации массовых мероприятий. Нижняя набережная из деревянного настила позволяет горожанам отдыхать прямо у воды на бесконечной скамейке.

Город Кукмор имеет удобную и разнообразную транспортную коммуникацию. Он находится в 157 км от столицы Республики Татарстан г. Казани, в 71 км от федеральной трассы М-7, в 165 км от г. Набережные Челны, в 12 км от г. Вятские Поляны Кировской области. По территории района проходят железная дорога Казань-Екатеринбург, автомобильные дороги территориального значения.

Таким образом, город Кукмор обладает достаточным туристско-рекреационным потенциалом для развития промышленного туризма в формате тур одного дня. В ходе промышленного тура туристам можно предложить ознакомятся с историей и современной деятельностью самого крупного российского предприятия по выпуску валенок, посетят фирменный магазин предприятия, где смогут приобрести продукцию предприятия.

Также объектом интереса туристов может стать Кукморский завод металлопосуды, который также является старейшим предприятием города и работает в настоящее время, используя современные технологии.

Кроме того, туристам будет интересно совершать экскурсию по городу Кукмор, посетить краеведческий музей.

Выводы и заключение

Для Республики Татарстан развитие промышленных туров является перспективным направлением. Эффективность научной разработки и практической организации промышленного туризма в Республике Татарстан получат туристы, посещающие предприятия, производители товаров и города Республики Татарстан.

Экскурсии на промышленные предприятия Татарстана – явление очень необычное, так как, города республики начинают познаваться не только как инфраструктурные и административные центры, но как часть экономической мощи республики, производственный потенциал с современными технологиями. Продукцию производимую на ведущих промышленных предприятиях, во время экскурсий можно не только увидеть, но и потрогать или примерить или даже попробовать. Промышленный туризм востребован экскурсантами разных возрастов и профессий.

Промышленный туризм – это не просто отдых, но и возможность:

- обрести инновационные идеи для производства товаров;

- получить ценный опыт успешных предприятий для своего бизнеса;

- встретить деловых партнеров.

Пустить потребителя к себе на производство – это очень грамотный маркетинговый ход, не требующий затрат. Несколько часов изощренной рекламы, которую экскурсант потребляет охотно, а иногда еще и платит за это. К тому же открыться для потребителя – это демонстрация честности и прозрачности управления, безукоризненных технологий, уверенности в своих перспективах перед лицом конкурентов.

Превращение производства в туристский объект стимулирует предприятие к улучшению корпоративного климата и трудовых отношений. Становятся осмысленными уборка в цехах, чистая рабочая униформа, презентабельный вид оборудования и многое другое. Да и у рабочих мотивация труда меняется, когда на них смотрят туристы. Предприятие получает лояльность потребителей, эффективную поддержку брендов.

Такой вид туризма дает возможность укрепить промышленный бренд Республики Татарстан. Кроме того, города Республики Татарстан станут более привлекательными для туристов, увеличится бюджет городов республики за счет стимулирования продаж товаров и услуг. Кроме того, организация экскурсий на предприятия станут одним из механизмов укрепления промышленного бренда Татарстана. В городах республики есть инфраструктура для организации промышленного туризма – транспорт, связь, торговля, гостиницы, кафе. К тому же экскурсии на действующие предприятия – это, как правило, дополнительная «нагрузка» к другим туристическим объектам, которые сконцентрированы опять же в городе.


Библиографическая ссылка

Кадыров Р.В., Мударисов Р.Г. ИСТОРИКО-ИНДУСТРИАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ КАК ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ РЕСУРС ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Г. КУКМОР РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН) // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2018. – № 8. – С. 95-102;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=207 (дата обращения: 16.04.2024).