Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ФИНАНСОВЫЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСОБОЙ ФОРМЫ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ПАРКА

Иванчик В.В. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»
Развитие индустриальных парков на территории Российской Федерации свидетельствует о стабильном институциональном развитии промышленного производства. Индустриальный парк является объектом инвестиционных отношений между государством, инвесторами и резидентами. По форме собственности индустриальные парки делятся на государственные и частные. Несмотря на то, что большая часть относится к первым, в чистом виде государственных проектов немного. В основном превалирует вариант, при котором на начальном этапе организации в инфраструктуру вкладывается государство, а дальнейшим развитием занимается частная компания. С точки зрения развития отечественной экономики смысл создания крупных государственных индустриальных парков приобретается в случае дальнейшего трансфера технологий резидента и обрастания его большим количеством отечественных производителей. Тогда, как частные индустриальные парки работают на развитие малого и среднего бизнеса. В свою очередь создание такого объекта, предполагает передачу управления такого объекта юридическому лицу (управляющей компании) способному контролировать деятельность индустриального парка. Такая форма как унитарное государственное предприятие, являясь основным представителем интересов государства, способна регулировать деятельность и защищать интересы не только государства, но и инвесторов.
юридические лица
унитарные организации
финансы
инвестирование
резидент
индустриальный (промышленный) парк
1. Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 12.05.2014. – № 19. – ст. 2304.
2. Постановление Правительства РФ от 04.08.2015 № 794 «Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков» // Собрание законодательства РФ. – 17.08.2015. – № 33. – ст. 4827.
3. Постановление Правительства РФ от 11.08.2015 № 831 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям – управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков и (или) технопарков на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов создания объектов индустриальных (промышленных) парков и (или) технопарков» // Собрание законодательства РФ. – 17.08.2015. – № 33. – ст. 4852.
4. Постановление Правительства РФ от 30.10.2014 № 1119 (ред. от 20.11.2018) «Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры индустриальных парков, промышленных технопарков и технопарков в сфере высоких технологий» // Собрание законодательства РФ. – 17.11.2014. – № 46. – ст. 6344.
5. Закон Ставропольского края от 29.12.2009 № 98-кз «О региональных индустриальных, агропромышленных, туристско-рекреационных и технологических парках» // Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края. – 30.01.2010. – № 1. – ст. 8546.
6. Закон Ставропольского края от 26.11.2003 № 44-кз «О налоге на имущество организаций» // Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края. – 2003. – № 24 (126). – ст. 3293.
7. Закон Ставропольского края от 01.10.2007 № 55-кз «Об инвестиционной деятельности в Ставропольском крае» // Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края. – 30.10.2007. – № 30. – ст. 6764.
8. Закон Ставропольского края от 17.04.2012 № 39-кз «Об установлении дифференцированных налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения» // Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края. – 31.05.2012. – № 25. – ст. 9872.
9. ГОСТ Р 56301-2014. «Национальный стандарт Российской Федерации. Индустриальные парки. Требования». – М.: Стандартинформ, 2015. – П. 3.1.
10. Воронова Е.А. Некоторые особенности правовой природы унитарных предприятий // Юрист. – 2009. – С. 24–31.
11. Сорокина О.В. Индустриальные парки Ставропольского края как точки роста региональной экономики // Вестник экспертного совета. – 2017. – № 3(10). – С. 28–34.

За последние годы в современной России наметилась устойчивая тенденция развития новых технологий и становления инновационный экономики. В связи с чем, практически во всех регионах страны создаются индустриальные парки, основной целью которых является повышение инвестиционной привлекательности, а также создание современной производственной инфраструктуры. Так за последние 5 лет общее количество индустриальных парков возросло более чем в 2 раза, при этом многие проекты заметно скорректированы в соответствии с технико-экономическими показателями и изменением формата ведения бизнеса. Однако немало дискуссий в правовой доктрине вызывает вопрос о правосубъектности подобных объектов. Законодательное определение статуса индустриальных парков в федеральном и региональном законодательстве весьма неоднородно.

В соответствии с национальный стандартом Российской Федерации [1] установлены требования и дано определение, что понимать под индустриальным парком. Индустриальный парк – управляемый управляющей компанией комплекс объектов недвижимого имущества, состоящий из земельного участка (участков) с производственными, административными, складскими и иными зданиями, строениями и сооружениями, обеспеченный инженерной и транспортной инфраструктурой, необходимой для создания нового промышленного производства, а также обладающий необходимым правовым режимом для осуществления производственной деятельности.

Исходя из данного определения следует, что индустриальный парк представляет собой специализированную территорию, которая обеспечена необходимыми административными и природными ресурсами для осуществления производственной деятельности. Однако индустриальный парк – это не просто объект, состоящий из набора помещений, он представляет собой обособленный инновационный комплекс, деятельность которого направлена на развитие отечественной промышленности.

Регулирование деятельности индустриальных парков помимо национальных стандартов и нормативно-правовых актов РФ регулируется также и законами субъектов РФ. Так, например, закон Ставропольского края от 29.12.2009 № 98-кз «О региональных индустриальных, агропромышленных, туристско-рекреационных и технологических парках»[2] предусматривает свое определение. В соответствии со статьей 1 вышеуказанного закона Ставропольского края, региональный индустриальный парк – определяемая Правительством Ставропольского края часть территории Ставропольского края, состоящая из одного или нескольких земельных участков, имеющая единый проект планировки и предназначенная для размещения и функционирования промышленных производств и инфраструктуры.

Можно сделать вывод о том, что регулирование деятельности индустриальных парков в субъектах РФ имеет прямую отсылку к территории, где будет осуществляться производственная деятельность, что отражает один из основных принципов индустриального парка, как территориальность.

Основными стейкхолдерами, которые заинтересованы в создании индустриального парка, могут быть якорные инвесторы, институты развития, профессиональные консалтинговые компании, а также местные органы власти, выступающие в роли управляющих компаний.

Обычно управляющая компания как субъект управления является юридическим лицом. Однако необходимо определить правовую природу такого юридического лица. Согласно Гражданскому кодексу юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, при этом юридическое лицо должно быть зарегистрировано в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных законодательством.

Отсюда вывод, что юридическое лицо создается не только для участия в гражданском обороте, но и для самоорганизации предпринимательской и иной экономической деятельности, а также управлению ею (п. 3 ст. 52 ГК РФ). Поскольку юридическое лицо – полноценный субъект гражданского права и участник гражданского оборота, оно соответственно обладает правоспособностью.

В объем правоспособности юридического лица входит не только гражданско-правовое положение юридических лиц, порядок их участия в гражданском обороте, но и корпоративные права участников корпорации или вещные права учредителей, а также порядок создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Гражданский кодекс РФ [3] внес существенные изменения в институт юридических лиц, где увеличил количество организационно-правовых форм, которые могут приобретать юридические лица. Признаки, характеризующие конкретные организационно-правовые формы, имеют предметное сходство и позволяют наделять юридические лица своими характерными особенностями. Многообразие организационно-правовых форм позволяет сделать вывод о том, что управляющая компания может являться как коммерческой, так и некоммерческой организацией.

В вышеупомянутом нами законе Ставропольского края «О региональных индустриальных, агропромышленных, туристско-рекреационных и технологических парках» указывается на управляющую компанию в форме государственного унитарного предприятия. Вопрос правового положения государственных унитарных предприятий в новых рыночных и финансовых взаимоотношениях заслуживает пристального внимания.

Природа унитарных предприятий основывается на ограниченных правах по распоряжению имуществом и специальной правоспособностью. Так, по словам И.П. Грешниковой, И.В. Ершова унитарное предприятие с его ограниченными вещными правами хозяйственного ведения и оперативного управления – правовой феномен, который используется для обеспечения реализации строго определенных в законе государственно-предпринимательских и общественно-значимых целей [4].

В настоящее время законодательно определены полномочия владельца собственности унитарного предприятия. От имени государственных органов РФ или органов государственной власти субъектов РФ данные полномочия владельца собственности могут реализовывать федеральные и региональные органы исполнительной власти РФ. По сравнению с общегосударственными муниципальные унитарные предприятия обладают большей экономической самостоятельностью.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.08.2015 № 794 «Об индустриальных парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков»[5] установлены определенные ограничения, касающиеся вопроса распоряжения имуществом предприятия. Во-первых, распоряжение недвижимым имуществом предприятия возможно лишь с согласия собственника. Во-вторых, предприятиям законодательно запрещено распоряжаться земельными участками, которые переданы ему собственником в аренду. Однако, согласно постановлению об индустриальных парках, управляющая компания должна иметь право распоряжаться объектами промышленной инфраструктуры, включая территорию, на праве собственности либо других законных основаниях, с целью предоставления в собственность резидентам индустриального парка.

Одним словом управляющая компания в форме муниципального унитарного предприятия вправе распоряжаться объектами инфраструктуры парка, только с согласия муниципалитета, кроме права распоряжения земельными участками, представляющими территорию парка.

Таким образом, управляющие компании индустриальных парков могут создаваться в форме унитарного предприятия, но при этом возможны следующие варианты:

Во-первых, управляющая компания индустриального парка может на конкурсной основе передать свои полномочия иной организации, которая создана в одной из перечисленных в ГК организационно-правовых формах.

Во-вторых, это может быть создание новой управляющей компании из числа известных организационно-правовых форм, но с учетом участия публичного образования (субъекта РФ или муниципалитета) в указанных формах юридических лиц.

Основной проблемой, с которой сталкиваются резиденты индустриальных парков, является вопрос, касающийся финансирования данных объектов.

На сегодняшний день существует следующая триада источников финансирования:

– механизм прямого бюджетного кредитования из федерального бюджета;

– механизм софинансирования расходов со стороны федерального бюджета;

– механизм распределения налоговых поступлений от резидентов.

В Российской Федерации действует и создается 176 индустриальных парков. Кроме того, планируется создание 45 индустриальных парков, и несмотря на проблемы, связанные с софинасированием деятельности индустриальных парков, статистические данные свидетельствуют о положительной финансовой политике как субъектов РФ, и государства в целом.

Говоря о финансировании из государственного бюджета следует заметить, что государство не напрямую предоставляет денежные средства. Подобный вид финансирования предполагает предоставление субсидий, налоговых преференций, льгот. Причем все это происходит на конкурсной основе между резидентами парка. Однако в этой области еще существует немало проблем, которые связаны с запутанностью федерального и регионального законодательства в вопросах правового обеспечения.

Со стороны государства основной поддержкой для создания индустриальных парков является такие финансовые инструменты, как предоставление субсидий из федерального бюджета управляющим компаниям парков на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученных в российских кредитных организациях [6], предоставление субсидий из федерального бюджета субъектам РФ на возмещение затрат на создание инфраструктуры парков за счет федеральных налогов резидентов парков [7]. Таким образом, объем субсидий из федерального бюджета, выделенных, в рамках софинансирования, на создание индустриальных парков в 2018 году увеличился в 4,5 раза.

pic_ivan_1.wmf

Динамика количества индустриальных парков, ед.

На территории Ставропольского края на конец 2018 года действует 13 индустриальных парков. Создание индустриальных парков в Ставропольском крае нацелено на развитие экономики, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций. Кроме того, власти ставят перед собой задачу поддержки предпринимательства, содействие инновационной деятельности и создание новых высокотехнологичных производств.

Основными организационно-институциональными условиями для деятельности инвесторов в индустриальных парках включают следующие преференции [8].

1. Снижение ставки налога на прибыль организаций подлежащей к зачислению в бюджет Ставропольского края, для хозяйствующих субъектов на 4,5 % – на расчетный срок окупаемости, установленный инвестиционным проектом и на 2,5 % – после окупаемости инвестиционного проекта, на период осуществления инвестиционной деятельности, но не свыше 20 лет [9].

2. Освобождение от налога на имущество в отношении имущества, используемого в рамках инвестиционных проектов, реализуемых в пределах территорий региональных индустриальных, региональных туристско-рекреационных, региональных технологических парков, и принятого этими организациями к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств, в течение первых пяти лет с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором имущество было принято этой организацией к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств [10].

3. Установление налоговая ставка в размере 5 % для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, а также являющихся в соответствии с действующим законодательством края резидентами региональных индустриальных, туристско-рекреационных и технологических парков в соответствии с Законом Ставропольского края от 29.12.2009 г. № 98-кз «О региональных индустриальных, туристско-рекреационных и технологических парках» [11].

4. Льгота по арендной плате субъектам инвестиционной деятельности: снижение на 70 % ставки арендной платы за пользование имуществом, находящимся в государственной собственности Ставропольского края и используемым для реализации инвестиционного проекта, который соответствует приоритетным направлениям инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края; снижение на 95 % ставки арендной платы за пользование производственными и офисными помещениями, сооружениями и зданиями, оборудованием и другими ресурсами, находящимися в государственной собственности Ставропольского края, необходимыми для организации деятельности региональных технологических парков и используемыми базовыми организациями региональных технологических парков для реализации инвестиционных проектов, которые соответствуют приоритетным направлениям инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края.

5. Предоставление государственных гарантий инвесторам, реализующим инвестиционные проекты, которые соответствуют приоритетным направлениям инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края, с привлечением банковских кредитов, на конкурсной основе могут быть предоставлены государственные гарантии за счет средств бюджета Ставропольского края для обеспечения их обязательств перед финансово-кредитными учреждениями.

Таким образом, неоспоримым фактом успешного создания и функционирования индустриальных парков является наличие нормативно-правовой базы регионального законодательства.

Поводя итог, можно прийти к выводу что институциональным игроком в формировании благоприятной среды для участников проекта создания индустриального парка выступает управляющая компания. Управляющая компания индустриального парка может создаваться в различных формах, но наибольший интерес, не имеющий более детального рассмотрения, будет являться форма унитарной организации. Представляя интересы государства, указанная форма управляющей компании будет гарантом стабильного развития экономики.


[1] п. 3.1 ГОСТ Р 56301-2014. «Национальный стандарт Российской Федерации. Индустриальные парки. Требования».

[2] Закон Ставропольского края от 29.12.2009 № 98-кз «О региональных индустриальных, агропромышленных, туристско-рекреационных и технологических парках» // Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края, 30.01.2010, № 1, ст. 8546.

[3] Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 12.05.2014, № 19, ст. 2304.

[4] Воронова Е.А. Некоторые особенности правовой природы унитарных предприятий // Юрист. – 2009. – С. 24–31.

[5] Постановление Правительства РФ от 04.08.2015 № 794 «Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков» // Собрание законодательства РФ. – 17.08.2015. – № 33. – Ст. 4827.

[6] Постановление Правительства РФ от 11.08.2015 № 831 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям – управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков и (или) технопарков на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов создания объектов индустриальных (промышленных) парков и (или) технопарков» // Собрание законодательства РФ, 17.08.2015, № 33, ст. 4852.

[7] Постановление Правительства РФ от 30.10.2014 № 1119 (ред. от 20.11.2018) «Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры индустриальных парков, промышленных технопарков и технопарков в сфере высоких технологий» // Собрание законодательства РФ, 17.11.2014, № 46, ст. 6344.

[8] Сорокина О.В. Индустриальные парки Ставропольского края как точки роста региональной экономики // Вестник экспертного совета. – 2017. – № 3(10). – С. 28–34.

[9]Закон Ставропольского края от 01.10.2007 № 55-кз «Об инвестиционной деятельности в Ставропольском крае» // Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края. – 30.10.2007. – № 30. – ст. 6764.

[10] Закон Ставропольского края от 26.11.2003 № 44-кз «О налоге на имущество организаций» // Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края. – 2003. – № 24 (126). – ст. 3293.

[11] Закон Ставропольского края от 17.04.2012 № 39-кз «Об установлении дифференцированных налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения» // Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края. – 31.05.2012. – № 25. – ст. 9872.


Библиографическая ссылка

Иванчик В.В. ФИНАНСОВЫЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСОБОЙ ФОРМЫ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ПАРКА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2018. – № 7. – С. 185-190;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=189 (дата обращения: 18.04.2024).