Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Ханова З.Р. 1
1 ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства»
Данная статья посвящена основным проблемам, возникающим в образовательных учреждениях, влияющих на формирование девиантного поведения несовершеннолетних. В не​й дается характеристика вовлечения подобного рода, раскрываются взгляды различных ученых, а также рассматривается точка зрения законодателя по данному поводу. Помимо вышеуказанного, в исследовании раскрывается, какие правонарушения совершаются самими учащимися как в сфере образовательных учреждений, так и вне их. Автором перечисляются основные факторы совершения подобных правонарушений, а также пути решения их.
несовершеннолетний
преступление
образовательные учреждения
девиантное поведение
насилие
школа
правонарушение
криминал
факторы
предупреждение
1. Зиядова Д.З. Преступность среди учащихся общеобразовательных школ и проблемы её предупреждения: региональный аспект. Махачкала, 2004. С. 45.
2. Крюкова Н.И. Преступность несовершеннолетних в России, её причины и пути преодоления: дис. … д-ра юрид. наук. М., 1997.
3. Антонян Ю.М., Эминов В.Е. Портреты преступников: криминолого-психологический анализ: монография. 2014. 240 с.
4. Антонян Ю.М., Эминов В.Е. Преступление и наказание. Криминолого-психологический анализ: монография. 2016. 304 с.
5. Эминов В.Е. Причины преступности в России: криминологический и социально-психологический анализ: монография. 2015. 128 с.
6. Снайдер Д. Школа выживания для подростков. Ч. II. Волгоград, 1993. С. 22.
7. Клеймёнов И.М. Сравнительная криминология: монография. 2014. 368 с.
8. Ханова З.Р. Решение социальных проблем семьи, как основа профилактики правонарушений несовершеннолетних // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2014 № 3. С. 36-38.
9. Ханова З.Р. Формирование антитеррористического сознания в обществе // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2012. № 4. С. 45-47.

Введение

В условиях современной реальности процессы развития и общественного становления подростка осуществляются под воздействием основополагающих институтов общества. К ним, как правило, относятся: семья, школа, общественные организации, СМИ. Данный факт приводит к необходимости защиты подростков от негативного воздействия окружающей среды и процессов протекающей в ней. Итак, следуя логике конституционных положений, решение указанной выше проблемы необходимости защиты подрастающего поколения возложено на государство и государственные органы.

Государство осуществляет защиту несовершеннолетних детей от воздействия на них негативных явлений, происходящих в окружающем их обществе, а также препятствует вовлечению несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных деяний. Как правило, данные процессы государство обеспечивает через принимаемы нормы уголовного законодательства, которые не только предупреждают и препятствуют преступному воздействию на несовершеннолетних лиц, но и предусматривает ответственность за совершаемые преступления против нормального развития несовершеннолетних лиц. Отметим, что негативное психическое воздействие на несовершеннолетнего, следствием которого является угроза жизни и здоровья ребенка тоже имеет уголовно наказуемые последствия, что не скажешь о преступном поведении взрослых, которое зеркалится в поведении несовершеннолетних лиц. Так, согласно многочисленным исследованиям, было выявлено, что в большей степени несовершеннолетние лица были вовлечены в преступную деятельность в результате девиантного поведения взрослых. В виду своей психической незрелости несовершеннолетние дети невольно перенимают привычки и поведение взрослых и, зачастую, преуспевают по совершенным преступным деяниям. Говоря о том, что несовершеннолетние копирую поведение взрослых, следует отметить, что в условиях современной реальности отмечаются участившиеся случаи совершенных преступлений несовершеннолетними, которые раньше совершались исключительно взрослыми. К таким видам преступлений относятся торговля оружием, сбыт и продажа наркотических и психотропных веществ, участие в экстремистских и террористических преступных актах и др.

Так, к примеру, проведенный анализ возрастного аспекта статистики преступности среди лиц до 18 лет, было выявлено, что происходит процесс «омоложения» преступности, который проявляется в снижении минимального порога возраста несовершеннолетнего преступника. А именно, возросло количество преступлений, совершенных лицами с 14 до 16 лет, если быть точнее, эти данные увеличились на 12,4%. Стоит отметить, что основная масса совершаемых преступных деяний имеет сугубо корыстных характер. Вдаваясь в подробности правильным, будет указать следующие статистические данные:

- число грабежей, совершенных лицами от 14 до 16 лет, возросло на 25,6%;

- на 6,1% возросло число преступлений связанных с вымогательством материальных благ у ровесников в разных местах пребывания.

Исследование числа фактов привода несовершеннолетних лиц в ОВД за 2017 показало неутешительную цифру – один миллион случаев, из которых 500 тысяч привлечено к административной ответственности, а 350 тысяч лиц до 18 лет поставлено на учет в специальные подразделения по делам несовершеннолетних.

Основные положения работы

Различные исследования показывают, что основным местом совершения преступных и антиобщественных деяний несовершеннолетними лицами является общеобразовательные учреждения, а также колледжи и, не редко, вузы.

Статистика преступлений, совершаемых в стенах общеобразовательных учреждений, показывает, что там большее распространение имеют кражи имущества, вымогательство денежных средств у обучающихся в младших классах, а также не редки случаи драк и иных перепалок с последствиями в виде причинения вреда здоровью. Помимо краж у сверстников, в стенах школ имеет место быть кража личных вещей учителей и различного рода оскорблений и угрозы в их адрес.

Еще одной язвой в статистике школьных преступлений является ложные сообщения о возможном заминировании образовательного учреждения. Так, согласно статистическим данным, только за последний год было зафиксировано больше 700 ложных сообщений о возможном заминировании школы, из этого внушительного числа ложных доносов к ответственности удалось привлечь лишь 11 несовершеннолетних «террористов». Отметим, что «расплачиваться» за этих несовершеннолетних «террористов» придется родителям, которые будут возмещать материальный ущерб государству.

Отмечаются и случаи намеренной порчи чужого имущество с целью отмщения за преуспевание в учебе или чересчур примерное поведение. Как правило, такой вид антиобщественного деяния совершается несовершеннолетними в составе группы, мотивированной навредить детям из более благополучных семей.

Рассматривая случаи краж, можно заметить, что основной причиной прироста совершения данного вида преступления обусловлено, в первую очередь, значительным улучшением финансового состояния некоторых семей. Второй причиной является то, что родители все чаще начали дарить своим малолетним детям учащимся в начальных классах навороченные гаджеты. Как показывает преступная практика, чем моложе владелец сотового телефона, тем легче несовершеннолетним преступникам его отнять.

Еще одним тревожным фактом является увеличение числа употребления наркотических средств лицами до 18 лет. Анализ, проведённый медицинскими экспертами, показывает, что 35% по количеству приема наркотических средств среди учащихся занимают общеобразовательные учреждения, 15% учащиеся колледжей и иных средних специальных учреждений и лишь 11% – учащиеся в высших учебных заведениях.

К уже перечисленным видам преступления, следует добавить случаи насилия в стенах школ, которое, согласно последним исследованиям, набирает внушительные обороты. С.Л. Сибиряков [3] в одной из своих работ дает следующие статистические данные по этому вопросу. По результатам его исследования было выявлено что:

- 47% фактов преступления составляют вымогательство денег;

- 34% фактов преступления составляют случаи избиения;

- 18% фактов преступления составляют издевательство над сверстниками;

- 13% фактов преступления составляют вымогательство различного имущества;

- 9% фактов преступлений составляют случаи психологического насилия;

- 6% фактов преступления – попытки физического изнасилования;

- 1% – изнасилование.

Исследования показывают, что лицами, совершившими изнасилование в 34% зафиксированных фактов данного преступления, являлись старшеклассники, а преобладающее большинство изнасилований было совершенно учащимися из других школ (45%). Справедливым будет указать, что в отмеченные выше 45% входят учащиеся ПУ, а также не занятые учебным или рабочим процессом несовершеннолетние лица.

Подробное изучение совершенных фактов изнасилований позволяет сделать нам следующие выводы. Чаще всего изнасилование совершается в составе преступных группировок несовершеннолетних лиц, и лишь в 24% случаев изнасилование было совершенно несовершеннолетним в одиночку. Обязательным явлением при совершении насильственных действий является угроза, под воздействием которой и совершается данное преступление. Чаще всего (в 19% случаев) в качестве орудия угрозы используют нож, в 5% случаев используется кастета и в 4% огнестрельное оружие. Помимо перечисленных орудий насильники могут воспользоваться газовыми пистолетами, газовыми баллончиками, различными металлическими палками и др.

Интересным фактом является то, что несмотря на то, что парни физически сильнее девушек, практика показывает, что именно они чаще подвергаются насильственным действиям.

Согласно уже вышесказанному можно сделать вывод о том, что общеобразовательные учреждения являются, своего рода, эпицентром совершения преступлений с участием несовершеннолетних лиц. Данное мнение подтверждается в работах многих ученых. Д. Снайдер не стал исключением, по его мнению, все перепалки, вымогательства, а также заключение различных незаконных сделок происходит либо в стенах школы, либо на ее территории [6]. Кроме того, отмечается, что не только школа, но и иные образовательные учреждения привлекательны для лиц с уже состоявшейся преступной «карьерой» или только начинающих преступников. Именно из-за этих факторов произошло искажение статуса учебных заведений, некоторые из которых превратились в места с обостренной криминальной средой.

По мнению некоторых авторов [1], совершаемы преступления против несовершеннолетних, например, вымогательство различного рода имущества, наносит непоправимый вред психическому состоянию жертве преступления. Как правило, после совершенных преступлений у потерпевшего, в большинстве случаев, задевается собственное достоинство и прорастает чувство униженности. В следствии этого у жертвы формируется определенный страх относительно лиц, совершивших преступление, что является негативным фактором для несформировавшейся психики несовершеннолетнего лица.

Как правило, именно возникающих страх перед обидчиком и задетое чувство собственного достоинства побуждает жертву на совершение антиобщественных деяний против других, менее защищенных ровесников. Мотивом совершения преступления ранее жертвы, теперь уже несовершеннолетнего преступника является самоутверждение и «восстановление» собственной чести и достоинства. Именно так начинается цепочка преступлений, «передающиеся от одной жертвы другой».

Приведенные выше аргументы подтверждают актуальность проблемы преступлений насильственного характера среди лиц несовершеннолетнего возраста, а также подтверждены огромные масштабы данной проблемы. В виду этого возникает острая необходимость безотлагательного решения данной проблемы на государственном уровне путем принятия соответствующих мер профилактики, предупреждения и предотвращения малолетней преступности, а также, на наш взгляд, считается необходимым внесение некоторых корректировок в законодательные акты. Помимо отмеченного, нельзя останавливаться на уже проведенных исследованиях, так как они не представляются нам исчерпывающими и требуют дальнейшего, углубленного анализа. Данные меры необходимы для предотвращения уже запущенного процесса распада общества.

Для преступлений, совершаемых в стенах образовательных, чаще общеобразовательных учреждений, нет минимального возрастного ограничения. Ведь уже в первый день в школе первоклашка может столкнутся с противоправными деяниями в отношении его личности. Это может быть как недоброжелательное, грубое отношения со стороны старшеклассников или сверстников, так и вымогательство карманных денег или другого имущества. Как правило, детей, попавших в «сеть» вымогательства малолетние преступники осаждают и вводят постоянную «дань». К сожалению, практика данного вида преступлений неутешительна, ведь в большинстве случаев дети не сообщают об этом никому. Предполагается, что уже в возрасте 10 лет ребенок может стать жертвой вымогательства в школе. Чаще всего в лице вымогателей выступают старшеклассники, но учащиеся младших классов так же могут быть причастны к совершению данного вида антиобщественного действия, но, только если являются участником преступной группы, образованной в стенах школы.

Исследования позволили выявить следующий процесс вымогательства, происходящий в стенах учебного заведения. Как и с указанными выше случаями насилия, вымогательство сопровождается угрозами и запугиванием жертвы. Отметим, что вымогательство создает еще одну цепочку преступлений. Это связано с тем, что «дань», выплачиваемая жертва не имеет фиксированный размер, а носит нарастающий характер и, если в первое время жертва могла выплатить ее с карманных денег, то в дальнейшем их уже недостаточно. Несовершеннолетний прибегает к выспрашиванию денег у взрослых, придумывая различные причины и, в случае неудачи крадет их из дома. Логично, что «дань» не является разовым или временным платежом, она носит постоянных характер, отсюда следует, что жертва, крадя недостающую сумму из дома, в скором времени становится преступником.

Любая преступность не возникает сама по себе, она является следствием процессов, протекающих в обществе, так и несовершеннолетняя преступность, имеет свои причины и предпосылки возникновения.

1. К числу таких причин относится материальное благосостояние семьи, в которой растет ребенок, а также криминальный опыт родителей.

2. Недостаточный уровень профессионализма преподавательского состава и руководство образовательного учреждения так же может порождать преступност. Это связано с тем, что от некомпетентности преподавателей снижается общий статус учебного заведения и его престиж. А как показывает практика, чем ниже престиж школы, тем больше в ее стенах развита преступная среда. Кроме того, профессионально неподготовленные кадры не смогут должным образом дать знания и привить навыки ученикам. Незаинтересованность руководства школы в преступных процессах, протекающих на ее территории, дает малолетним преступникам волю в совершении антиобщественных деяний. Для предотвращения данных процессов, руководствам школ необходимо проводить анализ и выявлять причины преступного поведения учащихся и принимать соответствующие меры. Как правило, в «проблемных школах» представляется разумным акцентирование внимание преподавательского состава на профилактике совершения преступных деяний.

3. Еще одной проблемой является отсутствие индивидуального подхода к ученикам и незаинтересованность в личности учеников в целом. Представляется, что изучение особенностей каждого ученика позволило бы определить источники негативного воздействия на них.

4. Из проблемы отсутствия индивидуального подхода вытекает проблема невозможности самоутверждения большинства учеников. В виду недостаточного профессионализма или большой загруженности, учитель не всегда может уделить необходимое внимание каждому ученику, а зачастую у учителей бывают свои «любимчики». В следствии этого дети, обделенные вниманием находят пути самоутверждения за счет унижения или совершения иных преступных деяний в отношении своих сверстников [5. Следующей причиной являются средства массовой информации и коммуникации. Невозможность фильтровать информацию, поступающую несовершеннолетнему из телевидения, игр и т.д., в которых часто происходят сцены насилия или иное проявление жестокости, оставляет след на сознании ребенка. Далее, полученная информация закрепляется в подсознании несовершеннолетнего и, со временем, проявляется в преступном поведении лица.

6. Очень часто несовершеннолетних, совершивших какое-либо антиобщественное деяние, оправдывают и защищают взрослые, считая, что это есть следствие юношеского баловства. На самом же деле, такое «выгораживание» оказывает медвежью услугу несовершеннолетнему, в сознании которого отпечатывается чувство безнаказанности, что приводит к повторному совершению преступлений.

Заключение

Подводя итоги, справедливо отметить, что все вышеуказанное говорит о негативной тенденции ослабления влияние образовательных заведений на формирование поведения и сознания учащихся. Именно в стенах школ, колледжей, вузов несовершеннолетние сталкиваются с первыми преступления в отношении них и сами вовлекаются в их совершение. Кроме того, очень часто игнорируются проблемы несовершеннолетних, что побуждает их к решению проблем путем совершения преступления. Как правило, в такие моменты несовершеннолетние испытывают чувство беспомощности, а преступления являются крайней и, по их мнению, единственной мерой.

В связи с этим представляется, что правовое воспитание в учебных учреждениях должно обязательно состоять формирования правового пространства образовательного института (или правового уклада), который бы мог с первых же классов давать подростку опыт реального действия локальных норм права, опыт создания этих норм, опыт по исполнению и применению этих норм.


Библиографическая ссылка

Ханова З.Р. РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 3-2. – С. 265-269;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1639 (дата обращения: 19.04.2024).