Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «СОХРАНЕНИЕ ЛЕСОВ» ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В ОБЛАСТИ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Прядилина Н.К. 1 Нечеухина Н.С. 2 Зиновьева И.С. 3
1 ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет»
2 ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»
3 ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г.Ф. Морозова»
Среди задач Указа Президента Российской Федерации № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» была озвучена и следующая: к 2024 году необходимо обеспечить: «сохранение биологического разнообразия, включая увеличение площади особо охраняемых природных территорий на 5 млн гектаров, реинтродукцию редких видов животных, создание инфраструктуры для экологического туризма в национальных парках, а также сохранение лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений». В рамках реализации данного Указа в 2018 году был разработан национальный проект «Экология», структурой которого предусмотрен федеральный проект «Сохранение лесов». На уровне субъектов Российской Федерации были разработаны региональные проекты «Сохранение лесов». Авторы публикации проанализировали содержание региональных проектов «Сохранение лесов» в Уральском федеральном округе, достижение основных целевых показателей и выявили основные сложности, связанные с выполнением проектов.
воспроизводство лесов
компенсационное лесовосстановление и лесоразведение
проект «сохранение лесов»
1. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71937200.
2. Национальный проект «Экология» [Электронный ресурс]. URL: https://www.mnr.gov.ru/activity/directions/natsionalnyy_proekt_ekologiya.
3. Паспорт федерального проекта «Сохранение лесов» [Электронный ресурс]. URL: https://economy.samregion.ru/upload/iblock/4fd/Pasport-FP-Sokhranenie-lesov-_red.-ot-21.12.18_.pdf.
4. «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 04.02.2021) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64299.
5. Федеральный закон № 212-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_302854.
6. Прядилина Н.К. Лесной сектор экономики Свердловской области: этапы развития, современное состояние и проблемы лесного планирования: монография. Екатеринбург: УГЛТУ, 2019. 342 с.
7. «Сохранение лесов и совершенствование их воспроизводства» [Электронный ресурс]. URL: http://agrarian.council.gov.ru/activity/activities/round_tables/106079.
8. WWF предупреждает: Россия может потерять 2.5 млн га ценных лесов в ближайшие пять лет [Электронный ресурс]. URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/194965062.

Введение

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1] предусмотрена разработка национального проекта по направлению «Экология» [2]. Сохранение лесов является одной из его главных целей. К 2024 году в рамках национального проекта предусматривается восстановление всех площадей вырубленных и погибших лесов, а также сокращение ущерба от лесных пожаров в три раза.

В 2018 году Министерство природы и экологии Российской Федерации и Федеральное агентство лесного хозяйства утвердили паспорт федерального проекта «Сохранение лесов» (на 2019 – 2024 гг.) [3], который является лесной компонентой национального проекта «Экология».

Данный проект включает в себя комплекс мероприятий, направленных на обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, сокращение ущерба от лесных пожаров.

Главная цель проекта: обеспечение баланса выбытия и воспроизводства лесов в соотношении 100% к 2024 году.

Задачи федерального проекта:

1. Сохранить леса, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках, вырубленных и погибших лесных насаждений;

2. Сформировать запас лесных семян до 360 тонн для лесовосстановления и лесоразведения на всех участках, вырубленных и погибших лесных насаждений.

3. Увеличить площадь лесовосстановления, повысить качество и эффективность работ по лесовосстановлению на лесных участках, непереданных в аренду до 310 тыс. га, арендованных лесных участках до 1244 тыс. га.

4. Оснастить специализированные учреждения органов государственной власти субъектов Российской Федерации лесопожарной техникой на 100% от потребности в необходимой специализированной технике и оборудовании для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров.

5. Оснастить учреждения, выполняющие мероприятия по воспроизводству лесов, на 70% от потребности в основной специализированной технике и оборудовании для проведения комплекса мероприятий.

С учётом того, что все мероприятия проводятся на участках лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации [4] осуществление мероприятий по воспроизводству лесов проводится за счёт субвенций федерального бюджета, выделяемых в целом на субъект РФ (ст. 83 ЛК РФ).

Общий бюджет проекта на все пять лет его реализации – более 151 млрд руб. Из них средства федерального бюджета составляют 40,7 млрд руб., 4 млрд руб. выделяется из региональных бюджетов, остальная часть приходится на внебюджетные источники.

В 2018 году был принят Федеральный закон № 212-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения» [5], в связи с которым с 01.01.2019 г. выполняется не только «компенсационное» лесовосстановление, но и «компенсационное» лесоразведение, которые непосредственно влияют на достижение задач федерального проекта «Сохранение лесов».

Оценить эффективность федерального проекта «Сохранение лесов» довольно легко. Проект имеет годовые показатели – которые важно выполнить, чтобы достичь конечной цели с тем результатом, который был запланирован.

В рамках реализации национального проекта «Экология» и его составляющей – федерального проекта «Сохранение лесов» – на региональном уровне были разработаны и реализуются проекты с одноименным названием, с аналогичными целями и задачами.

В своем исследовании авторы взяли за основу региональные проекты «Сохранение лесов» в Уральском федеральном округе (далее сокращенно УФО), данные Департамента лесного хозяйства по УФО по фактическим показателям проектов за первый год их реализации (2019 год). Цель исследования – проанализировать достижения основных целевых показателей данных проектов в УФО и выявить основные сложности, связанные с реализацией проектов.

Материал и методы исследования

В состав УФО входят 6 субъектов Российской Федерации (далее сокращенно РФ): 4 области (Свердловская, Челябинская, Курганская, Тюменская) и 2 автономных округа (Ханты-Мансийский – Югра и Ямало-Ненецкий – далее сокращенно ХМАО-Югра и ЯНАО).

Ежегодно в лесах УФО заготавливается 15-17 млн м3. древесины. От полноценной реабилитации эксплуатируемых лесных насаждений зависит сохранение средообразующих, водоохранных, защитных и оздоровительных функций лесов, а также устойчивость работы лесного сектора экономики УФО.

Территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства межрегионального уровня, осуществляющим функции по реализации государственной политики в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях) и по контролю и надзору в области лесных отношений в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности является Департамент лесного хозяйства по УФО.

Органы, управляющие лесным хозяйством на уровне субъектов РФ, входящих в УФО: Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области; Главное управление лесами Челябинской области; Департамент лесного хозяйства Свердловской области; Департамент лесного комплекса Тюменской области; Департамент недропользования и природных ресурсов ХМАО – Югры; Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа.

Структура органов государственного управления лесным фондом УФО включает как отраслевые органы государственной власти (в Тюменской, Челябинской и Свердловской областях), так и межотраслевые (в Курганской области, ХМАО – Югре, ЯНАО) [6].

Каждым органом, управляющим лесным хозяйством на уровне субъектов РФ, входящим в УФО, в начале 2019 года был утвержден региональный проект «Сохранение лесов».

Задачи Федерального проекта «Сохранение лесов» в разрезе органов исполнительной власти УФО в области лесных отношений следующие:

• сохранение лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений;

• оснащение государственных учреждений, выполняющих мероприятия по воспроизводству лесов, по обеспечению пожарной безопасности в лесах, специализированной лесохозяйственной техникой, лесопожарной техникой и оборудованием;

• формирование запаса лесных семян для лесовосстановления на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений.

Целевые показатели региональных проектов «Сохранение лесов» по УФО представлены в табл. 1-6.

Проведя анализ данных табл. 1-6 отметим, что в региональных проектах «Сохранение лесов» субъектов РФ, входящих в УФО, зафиксированы разные целевые показатели, среди которых:

1. Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений,%;

2. Площадь лесовосстановления и лесоразведения, тыс. га;

3. Количество выращенного посадочного материала лесных растений, млн шт.;

4. Запас семян лесных растений для лесовосстановления и лесоразведения, т;

5. Ущерб от лесных пожаров по годам, млрд руб.;

6. Площадь погибших лесных насаждений, тыс. га.

В табл. 7 сведены данные по всем целевым показателям, представленным в региональных проектах «Сохранение лесов» по УФО.

Таблица 1

Показатели регионального проекта «Сохранение лесов» – Свердловская область

Показатели

Года

2018, базовый

показатель

показатель

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений,%

91,9

98,0

100,0

100,0

100,0

100,0

91,9

Площадь лесовосстановления и лесоразведения, тыс. га

27,23

27,50

27,75

28,00

28,25

28,50

27,23

Таблица 2

Показатели регионального проекта «Сохранение лесов» – ХМАО – Югра

Показатели

Года

2018,

базовый

показатель

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений,%

58,8

64,2

72,5

79,9

85,1

91,7

100,0

Площадь лесовосстановления и лесоразведения, тыс. га

22,0

20,0

20,4

20,5

20,6

20,6

20,7

Количество выращенного посадочного материала лесных растений, млн шт.

4,5

4,5

4,5

4,5

4,5

4,5

4,5

Запас семян лесных растений для лесовосстановления и лесоразведения, т

0,05

0,06

0,06

0,07

0,08

0,09

0,09

Таблица 3

Показатели регионального проекта «Сохранение лесов» – Тюменская область

Показатели

Года

2018, базовый

2018, базовый

показатель

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений,%

62,3

64,4

72,8

80,4

85,6

92,0

100, 0

Ущерб от лесных пожаров по годам, млрд руб.

32,3

20,5

18,0

17,0

16,0

15,0

12,5

Площадь лесовосстановления и лесоразведения, тыс. га

935,0

1000,0

1100,0

1200,0

1300,0

1425,0

1554,0

Площадь погибших лесных насаждений, тыс. га

380,0

330,0

285,0

260,0

245,0

230,0

220,0

Количество выращенного посадочного материала лесных растений, млн шт.

665,0

669,0

698,0

728,0

756,0

827,0

879,0

Запас семян лесных растений для лесовосстановления и лесоразведения, т

194,0

221,0

243,0

270,0

300,0

330,0

360,0

Таблица 4

Показатели регионального проекта «Сохранение лесов» – Челябинская область

Показатели

Года

2018,

базовый

показатель

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений,%

48,8

52,0

59,5

66,3

71,2

77,1

100,0

Площадь лесовосстановления и лесоразведения, тыс. га

1,7

2,7

2,9

3,2

3,5

3,8

5,0

Количество выращенного посадочного материала лесных растений, млн шт.

14,0

9,1

9,5

9,9

10,3

11,3

12,0

Запас семян лесных растений для лесовосстановления и лесоразведения, тонн

0,4

0,92

1,01

1,12

1,25

1,37

1,5

Площадь погибших лесных насаждений, тыс. га

1,2

5,1

5,0

4,8

4,9

4,9

5,0

Таблица 5

Показатели регионального проекта «Сохранение лесов» – Курганская область

Показатели

Года

2018,

базовый

показатель

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений,%

69,3

74,3

85,9

96,9

100

100,0

100,0

Ущерб от лесных пожаров по годам,

млн руб.

941

800

656

499

449

377

347

Площадь лесовосстановления и лесоразведения, тыс. га

5,0

5,4

6,0

6,5

6,8

6,8

6,8

Площадь погибших лесных насаждений, тыс. га

7,1

7,4

7,0

6,7

6,8

6,8

6,7

Таблица 6

Показатели регионального проекта «Сохранение лесов» – ЯНАО

Показатели

Года

2018,

базовый

показатель

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений,%

3,1

3,2

3,6

6,0

11,6

28,4

100,0

Площадь лесовосстановления и лесоразведения, тыс. га

0,5

0,8

0,8

0,8

-

-

-

Таблица 7

Сводная таблица по целевым показателям проектов «Сохранение лесов» по УФО*

Субъект РФ,

входящий в УФО

Показатели

Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений,%

Площадь

лесовосстановления

и лесоразведения, тыс. га

Количество выращенного

посадочного материала лесных растений, млн шт

Запас семян лесных

растений для

лесовосстановления

и лесоразведения, т

Ущерб от лесных пожаров по годам, млрд руб

Площадь погибших

лесных насаждений,

тыс. га

Свердловская область

+

+

-

-

-

-

ХМАО-Югра

+

+

+

+

-

-

Тюменская область

+

+

+

+

+

+

Челябинская область

+

+

+

+

-

+

Курганская область

+

+

-

-

+

+

ЯНАО

+

+

-

-

-

-

+ – показатель в паспорте регионального проекта «Сохранение лесов» присутствует,

- – показатель в паспорте регионального проекта «Сохранение лесов» отсутствует

Из табл. 7 следует, что двумя основными показателями в региональных проектах «Сохранение лесов» являются «Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений» (в%) и «Площадь лесовосстановления и лесоразведения» (в тыс. га) – данные показатели заявлены во всех региональных проектах «Сохранение лесов» по УФО.

Показатель проекта «Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений» (в%) планируется достигнуть в соотношении 100% к 2024 году во всех субъектах РФ, входящих в УФО.

Результаты исследования и их обсуждение

Достижение показателей федерального проекта «Сохранение лесов» органами исполнительной власти УФО в области лесных отношений в первый год реализации региональных проектов «Сохранение лесов» представлено в табл. 8.

Отчетность перед Департаментом лесного хозяйства по УФО органами, управляющими лесным хозяйством на уровне субъектов РФ, входящих в УФО, ведется по всем вышеперечисленным шести целевым показателям.

Анализируя данные табл. 8 отметим следующее:

• показатель «Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений» по УФО – достигнут и составляет 77,1% (при проектируемом на 2019 год 64,2%);

• показатель «Ущерб от лесных пожаров по годам», млрд руб. по данным на 01.01.2020 ущерб составил – 1,5 млрд руб. при предельном на 2019 год – 20,5 млрд руб.;

• показатель «Площадь погибших лесных насаждений», тыс. га – находится в пределах установленного по плану показателя по всем субъектам Российской Федерации, входившим в УФО;

• показатель «Площадь лесовосстановления и лесоразведения», тыс. га – не достигнут в Курганской области;

• показатель «Запас семян лесных растений для лесовосстановления и лесоразведения», т – достигнут всеми субъектами РФ, входящими в УФО;

• показатель «Количество выращенного посадочного материала лесных растений», млн шт. – не достигнут в Курганской и Свердловской областях.

По площади всех запланированных работ по лесовосстановлению первое место в УФО занимает Свердловская область, где ведется активная лесозаготовка, на втором месте – ХМАО – Югра. При этом ХМАО – Югра занимает в УФО первое место по площади искусственного лесовосстановления.

В Свердловской области сложилась непростая ситуация, связанная с недостаточным количеством выращенного посадочного материала лесных растений. Потребность Свердловской области в стандартном посадочном материале составляет 20 млн шт. Ежегодно выращивается 10–12 млн шт. стандартного посадочного материала, обеспечивающего потребность области в посадочном материале для посадки леса только на свободной от аренды территории. Ежегодно дефицит стандартного посадочного материала составляет 8–10 млн шт.

Арендаторы лесных участков приобретают посадочный материал в частных питомниках Свердловской, Тюменской, Челябинской областей и иных регионах, подходящих по районированию Свердловской области. На протяжении последних 7 лет приживаемость лесных культур снизилась до 77% при норме 85%.

Выращивание стандартного посадочного материала на территории Свердловской области в соответствии с государственным заданием осуществляет ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов». Попытка увеличения площади посевных отделений питомников не привела к положительным результатам. В настоящее время процесс выращивания сеянцев полностью зависит от погодных условий и пожароопасной обстановки в связи с отвлечением людских и технических ресурсов на тушение лесных пожаров. Не удаётся обеспечить потребность области в стандартном посадочном материале из-за отсутствия современной технологии выращивания посадочного материала. В области ведется обсуждение вопроса по созданию комплекса теплиц для выращивания саженцев деревьев с ЗКС (закрытой корневой системой).

Таблица 8

Достижение показателей Федерального проекта «Сохранение лесов» органами исполнительной власти УФО в области лесных отношений за 2019 гг.*

Наименование

субъекта РФ

Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных

Выполнение

плана, %, (+, -)

Ущерб

от лесных

пожаров,

млрд руб.

Площадь

лесовосста-

новления и

лесоразведения,

тыс. га

Выполнение

плана, тыс. га, (+, -)

Площадь

погибших

лесных

насаждений,

тыс. га

Количество

выращенного

посадочного

материала

лесных растений, млн шт.

Выполнениеплана, млн шт, (+, -)

Запас семян

лесных растений

для лесовос- становления

и лесоразведения, т

Выполнение

плана, т, (+, -)

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

Уральский Федеральный округ

64,2

77,1

12,9

20,5

1,513

63,5

74,5

11,0

Не более 330 по России

9,5

63,7

61,5

- 2,2

8,3

9,5

1,2

Курганская область

74,4

106,9

32,5

0,676

5,8

4,7

-1,1

2,4

14

12,3

-1,7

1,0

1,0

0,0

Свердловская область

91,9

100,9

9,0

0,023

27,2

32,4

5,2

0,6

20

12,9

-7,1

2,1

2,3

0,2

Тюменская область

64,4

76,7

12,3

0,047

7,0

7,0

0,0

0,1

16,1

19,6

3,5

4,2

5,1

0,9

Челябинская область

52

54,8

2,8

0,479

2,7

3,5

0,8

1,4

9,1

11,2

2,1

0,9

1,1

0,2

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

64,2

69,5

5,3

0,227

20

25,9

5,9

0,8

4,5

5,5

1,0

0,06

0,1

0,04

Ямало-Ненецкий автономный округ

3,2

11,2

8

0,058

0,8

0,8

0,0

4,2

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

* – по данным Департамента лесного хозяйства по УФО

Doc18.pdf

Фактические расходы на реализацию федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» за счет консолидированного бюджета на 01.01.2020 гг. по субъектам РФ, входящим в УФО

* по данным Департамента лесного хозяйства по УФО

С целью сохранения и воспроизводства лесов Курганской области, МБУ «КурганЛес» выполняет работы по подготовке почвы под лесные культуры и созданию лесных культур, но данных работ и работ проводимых арендаторами лесных участков области оказалось в 2019 году недостаточно для достижения целевого показателя регионального проекта Курганской области «Сохранение лесов» – «Площадь лесовосстановления и лесоразведения», тыс. га.

Финансирование и фактические расходы на реализацию федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» ведется за счет консолидированного бюджета.

Плановое финансирование по УФО за 2019 год – 1,07 млрд руб., в том числе за счет субвенций федерального бюджета 855,9 млнруб., за счет средств субъектов РФ – 212,9 млн руб.

Фактические расходы по УФО на выполнение проекта составили 1,06 млрд руб., в том числе за счет субвенций федерального бюджета 844,1 млн руб. (98,6% от запланированного), за счет средства субъектов РФ – 212,7 млн руб. (99,8% от запланированного).

Фактические расходы на реализацию федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» за счет консолидированного бюджета на 01.01.2020 гг. в УФО по регионам представлены на рисунке.

Данные по оснащению специализированных учреждений лесопожарной, лесохозяйственной техникой и оборудованием в 2019 году представлены в табл. 9.

Объём запланированного финансирования за счет средств субвенций из федерального бюджета, выделенных в рамках федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» в 2020 году в УФО составил 533, 0 млн руб., в том числе при этом на приобретение лесопожарной техники будет выделено 323,4 млн руб., на приобретение лесохозяйственной техники и оборудования – 40,5 млн руб.; на увеличение площади лесовосстановления – 167,9 млн руб.; на формирование запаса лесных семян для лесовосстановления – 1,2 млн руб.

Сокращение объемов финансирования в рамках федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» характерно не только для УФО. Федеральное агентство лесного хозяйства в 2020 году запланировало потратить на сохранение лесов на треть меньше, чем в 2019 году, и это связано с тем, что в 2019 году дополнительные средства экстренно выделялись в связи с масштабными пожарами.

Таблица 9

Оснащение специализированных учреждений лесопожарной, лесохозяйственной техникой и оборудованием в 2019 году*

Показатели

Всего заключено

контрактов, млн руб.

в том числе:

Приобретено техники

и оборудования, ед.

за счет субвенций из федерального бюджета

%, от плана

за счет средств

бюджетов субъектов Российской Федерации

%, от плана

Оснащение специализированных учреждений лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров

744,8

630,7

99,97

114,1

99,76

1 906

Оснащение учреждений, выполняющих мероприятия по воспроизводству лесов, специализированной лесохозяйственной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению

39,8

39,6

99,99

0,185

100

571

* – по данным Департамента лесного хозяйства по УФО

Всего на реализацию мероприятий проекта в 2020 году за счет средств федерального бюджета предусмотрено финансирование на сумму 6,6 млрд руб. Для сравнения, в 2019 году на эти цели по федеральному проекту «Сохранение лесов» было направлено более 9,6 млрд руб.

Выводы

В результате проведенного анализа установлено, что основные показатели региональных проектов «Сохранение лесов», реализуемых в рамках федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология», за первый год их осуществления в целом в Уральском федеральном округе были достигнуты, за исключением показателя «Количество выращенного посадочного материала лесных растений» (млн шт).

Парки лесничеств субъектов РФ, входящих в УФО, пополнили 1 906 единиц лесопожарной техники и оборудования и 571 единица лесохозяйственной техники и оборудования.

В 2020 году на реализацию проекта «Сохранение лесов» по УФО запланировано снижение финансирования на 36% (по сравнению с 2019 годом), что может помешать осуществлению программы.

К тому же существуют, как было выше указано, проблемы, связанные с достижением отдельных целевых показателей у отдельных субъектов РФ, входящих в УФО. Так не достигнут показатель «Площадь лесовосстановления и лесоразведения» (тыс. га) в Курганской области. В Свердловской области и Курганской области (потенциально ХМАО – Югре) сложилась не простая ситуация с обеспеченностью лесокультурных работ стандартным посадочным материалом.

Важной задачей лесовосстановления на этих территориях становится создание технологических объектов, обеспечивающих производство семян и посадочного материала. В Свердловской области, например, в настоящее время активно ведется обсуждение вопроса по созданию комплекса теплиц для выращивания саженцев деревьев с ЗКС (закрытой корневой системой).

В заключение хотелось бы также отметить следующее: невозможно решить региональные проблемы, связанные с реализацией проектов «Сохранение лесов» без грамотных решений и переосмыслений на федеральном уровне.

Современное российское лесоуправление характеризуется формальным подходом к оценке результатов лесовосстановления, что в конечном счете ведет к созданию ошибочной информационной базы для лесного планирования.

Практика лесовосстановительных работ ограничивается посадками леса, при этом игнорируются завершающие стадии, самые важные с точки зрения достижения результата. Приемка выполненных работ осуществляется исполнителем, одним и тем же юридическим лицом, что противоречит гражданскому законодательству.

Формальным является также подход к переводу лесных культур и молодняков естественного происхождения в покрытую лесом площадь [7].

Несовершенство лесного законодательства и отсутствие у лесопользователей мотивации к дальнейшему сохранению созданных лесных насаждений приводят к тому, что в большинстве случаев мероприятия ухода проводятся формально.

Совершенно необходимы качественные работы по уходу за уже высаженным лесом.

Эксперты по лесному хозяйству сходятся в том, что главным целевым показателем лесовосстановления в региональных проектах и федеральном проекте «Сохранение лесов» должна стать площадь ухода за молодняками, а не площадь посадок. Без этого проект в нынешней редакции не будет способствовать формированию экономически ценных насаждений в уже освоенных лесах, а будет стимулировать дальнейшее освоение малонарушенных территорий [8].

Важной проблемой продолжает оставаться проблема кадров, занимающихся вопросами лесовосстановления. Поэтому вполне актуальным решением будет организация подготовки специалистов в лесных колледжах и вузах по данному профилю. При этом одновременно на федеральном и региональном уровнях важно принятие решений о создании условий для работы таких специалистов, в виде адекватной заработной платы и предоставления специального социального пакета поддержки начинающим работникам лесного хозяйства.

Все эти направления необходимо утвердить на законодательном уровне, с тем, чтобы хорошая задумка, в виде сохранения лесов, не превратилась в дальнейшем в банальную «игру в статистику».


Библиографическая ссылка

Прядилина Н.К., Нечеухина Н.С., Зиновьева И.С. РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «СОХРАНЕНИЕ ЛЕСОВ» ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В ОБЛАСТИ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 3-1. – С. 86-95;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1616 (дата обращения: 20.04.2024).