Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

КАЧЕСТВО ПРОДОВОЛЬСТВИЯ – ПОКАЗАТЕЛЬ ОЦЕНКИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Алиева Н.М. 1
1 ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»
Продовольственная безопасность – многоаспектная проблема, затрагивающая каждого человека. Для России продовольственная безопасность одна из приоритетных проблем, так как ее обеспечение необходимо не только с экономической, но и с социальной и политической позиций. В статье рассматривается одна из жизненно важнейших составляющих продовольственной безопасности – качество и безопасность продовольствия. Акцентируется внимание к данному вопросу в связи с тем, что обеспечение населения страны качественными и безопасными продуктами питания напрямую сопряжено с физическим и умственным развитием человека и расширенного воспроизводства населения страны. В процессе исследования использовалась общенаучная методология, а также такие методы исследования как анализ, экспертный, монографический. Проблему качества и безопасности продовольствия необходимо рассматривать как комплексную, многогранную и взаимосвязанную проблему по всей цепочке начиная от оценки качества сырья до контроля производства продукции. Акцентируется внимание в статье генетически модифицированным продуктам, об их влиянии на здоровье человека. Проблема химического, и особенно микробиологического, загрязнения продовольственного сырья и пищевых продуктов не менее является важной и постоянно требующей внимания со стороны органов государственного надзора. В заключении сделаны выводы и предложения по обеспечению безопасности продуктов питания.
качество продовольствия
продовольственная безопасность
генетически модифицированные продукты
эмбарго
импорт
1. Алиева Н.М. Теоретическая составляющая понятия продовольственной безопасности // Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 13. – С. 698–702.
2. Алтухов А.И. Обеспечение страны продовольствием в условиях зарубежных санкций // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. – 2014. – № 9. – С. 3–7.
3. Берестов С. Биотехнологии: время работы над ошибками // Столетник. – 2008. – № 3 февраль. – С. 6–8.
4. Влазнева С.А., Мишина Н.А. Продовольственная безопасность России в период санкций. // Продовольственная политика и безопасность. – 2015. – Т. 2, № 3. – С. 153–166.
5. Горлов И.Ф., Шалимова О.А. Продовольственная безопасность в обеспечении качества продуктов питания: состояние и пути стабилизации // Вестник ОрелГау. – 2009. – № 2. – С. 48–53.
6. Дохолян С.В., Вартанова М.Л. Обеспечение эффективности функционирования продовольственного рынка региона в условиях конкурентной среды // Российское предпринимательство. – 2016. – Т. 17, № 17. – С. 2153–2178.
7. Ильина О.В., Капустина И.В. Методические подходы к разработке концепции продовольственной безопасности региона на примере г. Санкт-Петербурга // Экономика и предпринимательство. – 2016. – № 11-1 (76-1). – С. 797–804.
8. Киреева Н.А., Сухорукова А.М. Обеспечение экономического суверенитета России в агропродовольственной сфере: тенденции, проблем, инструменты // Аграрный научный журнал. – 2017. – № 1. – С. 66–74.
9. Коган Н. О генно-модифицированных продуктах // Вестник ЗОЖ. – 2008. – № 6 – С. 18–19.
10. Котова Л.Г., Крапчина Л.Н. Обеспечение качества продовольствия – необходимое условие реализации продовольственной безопасности России // Российское предпринимательство. – 2014. – № 17. – С. 110–119.
11. Котова Л.Г., Муравина В.А. Качество и безопасность продовольствия в Российской федерации // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. – 2012. – № 2 (3). – С. 177–181.
12. Крапчина Л.Н., Котова Л.Г. Продовольственная безопасность в условиях глобализации: пути сохранения и повышения // Продовольственная политика и безопасность. – 2014. – Т. 1, № 1. – С. 53–66.
13. Мишина Н.А., Влазнева С.А., Котова Л.Г. Отдельные вопросы обеспечения продовольственной безопасности России на современном этапе // Продовольственная политика и безопасность. – 2015. – Т. 2. – № 3. – С. 167–182.
14. Продовольственная безопасность в России и мире: современный аспект / Л.Г. Котова, О.Н. Сафонова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. – 2016. – № 1 (17). – C. 60–68.
15. Сухорукова А.М. Вызовы и направления решения проблем импортозамещения в агропродовольственном комплексе России // Аграрный научный журнал. – 2015. – № 1. – С. 85–90.

В каждую эпоху существует ведущий геополитический фактор, определяющий ход истории. В 70 г. ХХ века Министр сельского хозяйства США Эрл Батз не раз заявлял, что в современном мире есть только 2 подлинных вида власти: власть нефти и власть продовольствия.

Начиная с 1990 г. вопрос обеспечения продовольственной независимости страны стал доминантным в экономической политике, а в связи с последними событиями обострился. Экономические санкции, введенные европейскими государствами и США, ответная реакция России виде запрета ввоза в страну определенного перечня продуктов питания показало, что продовольственная безопасность не является утрированием проблемы. Особое внимание руководство страны уделяет вопросам импортозамещения и обеспечения населения продуктами питания отечественного производства. Важно отметить, что вопрос обеспечения продуктами питания россиян рассматривается только в ключевой увязке с качеством и безопасностью продовольствия и никак иначе, так как это вопрос здоровья нации [6, с. 2160].

Свои взгляды на проблему обеспечения продовольственной безопасности и независимости России излагали многие ученые и эксперты. Среди них можно выделить И.Л. Маценовича, А.М. Ходачек, П.Т. Бурдукова, Р.З. Саетгалиева, Е.Е. Румянцеву, Р.Р. Гумерова, Е.Н. Борисенко, А.И. Алтухова, А.М. Сухорукову, Н.А. Кирееву. Вопросы качества и безопасности продовольствия акцентировались в работах С.А. Влазневой, Н.А. Мишиной, И.Ф. Горлова, О.А. Шалимовой, Л.Г. Котовой, В.А. Муравиной, О.Н. Сафоновой, Л.Н. Крапчиной, А.Ю. Сергеева.

Продовольственная безопасность это способность государства, обеспечить продовольственную независимость и продовольственную обеспеченность населения независимо от воздействующих внутренних, внешних и экологических угроз [1, с. 702].

Обеспечение продовольственной безопасности страны сопряжено угрозами, которые существенно ее ослабевают. Под угрозой продовольственной безопасности следует понимать совокупность условий и факторов, приводящие к ухудшению ситуации обеспечения населения продуктами питания, к снижению доступности продуктов питания для большинства населения страны, а так же низкое качество продовольствия.

Следует отметить, что существенной угрозой продовольственной безопасности необходимо считать качество продуктов питания и данная угроза считаем значимей в отличие от ухудшения обеспеченности и доступности продовольствия. Можно обеспечить население страны изобилием продуктов питания, и при этом их качество не соответствует нормам и потребностям. В структуре потребностей человека, потребность в пище относится к первостепенной группе, и что важно жизненно необходимой.

Для потребителя, сегодня важно не просто купить какой – нибудь еды, а как показывают опросы, проводимые среди населения, еды свежей, без концентратов, консервантов, пестицидов, токсинов, красителей, необработанные фунгицитами, дефинином, патулином, парафином.

Организм человека через пищу получает основные, необходимые, важные элементы для обеспечения жизнедеятельности. Соответственно, если организм получает некачественной продукт, происходят сбои в его воспроизводстве, регенерации. Важность вопроса качества продуктов питания подтверждается Доктриной продовольственной безопасности РФ. Данный нормативный документ раскрывает основные направления государственной политики по обеспечению продовольственной безопасности страны. Одной из важнейших задач государства, согласно Доктрине, является обеспечение безопасности пищевых продуктов.

По мнению Н.С. Оглуздина, продовольственная безопасность государства будет достигнута полностью, если помимо прочих условий население страны будет обеспечено экологически чистыми продуктами питания, спрос на которые в последние годы характеризуется положительной динамикой, как в России, так и за рубежом [10, с. 111].

Еще раз важно подчеркнуть, обеспечение населения полноценным качественным продовольствием является главнейшей задачей государственной политики в области продовольственной безопасности. Важность решения задачи и реализации основной функции государства, обеспечения населения качественным и безопасным продовольствием определило значимость исследования данного вопроса.

По результатам проведенного исследования компанией «The Economist Intelligence Unit» опубликованы данные об уровни продовольственной безопасности в 109 странах мира [14, с. 61]. Россия заняла сороковую позицию с индексом 62,7, что свидетельствует о неполном обеспечении независимости страны, что в свою очередь приводит открытию продовольственного рынка для импорта. По мнению многих экономистов, степень самообеспеченности страны продовольствием должна быть как минимум на уровне 80 %. В Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации заложены пороговые значения для определенного вида продукта в пределах от 80 до 95 %.

Страна с колоссальными возможностями в обеспечении продовольственной независимости, является «лидером по импорту продовольствия» [15, с. 86]. На сегодняшний день доля России в мировом агропроизводстве составляет 1,5 % [4, с. 158], что свидетельствует о нереализованности владеющими потенциалами, в частности экспортным и внутренним обеспечением населения продовольственными товарами.

Объемы импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, как мы видим на рис. 1, на протяжении многих лет увеличиваются.

Оценивая данное явление можно дать как положительную характеристику, так и отрицательную. Государство возникший дефицит по некоторым видам продовольствия покрывало за счет импорта. Тем самым решая проблему обеспечения населения продуктами питания. А с другой стороны это основной показатель неэффективности национальной аграрной и продовольственной политики. Чем больше страна импортирует, тем ниже продовольственная суверенитетность. Выделим еще одну обусловленность, связанную с тем, что с ростом импорта увеличивается доля некачественных продуктов питания поступающих на отечественный рынок.

Причиной низкого качества поставляемых импортных товаров может быть стремление многих коммерсантов получить максимальные доходы путем закупки низкосортных товаров.

pic_alieva_1.wmf

Рис. 1. Динамика внешней торговли РФ продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья

Система контроля качества в России несовершенна, поэтому имеет место проникновения некачественной продукции, что подтверждается данными

Роспотребнадзора. За последние три года было выявлено не соответствие гигиеническим нормативам по санитарно – химическим и микробиологическим показателям продовольствия импортируемых в страну (2,77 и 4,75 % соответственно) [12, с. 54].

За период с 2000 по 2017 г. объемы ввозимых в страну продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья возросли в 3,9 раза (21,4 млрд долл.).

В 2016 г. по сравнению 2014 г. объем импорта сократился на 37 % (14,9 млрд долл.). Такой результат был ожидаемым, так как введенные санкции против России, в связи воссоединением Крыма, привели к вводу эмбарго по отношению к 31 стране [2, с. 3]. Президент РФ В.В. Путин подписал Указ 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности России». В соответствии Указа запрещается импортировать сырье, продовольствие и сельскохозяйственную продукцию из США и стран ЕС. Данный запрет продлен до 31 декабря 2019 г.

Последние 20 лет в России особую значимость приобрела проблема безопасности продуктов питания, что связано с увеличением поступления на продовольственный рынок некачественных, фальсифицированных и опасных для здоровья продуктов. Ученые – экономисты указывают на то, что в России резко снизились качественные показатели ряда видов отечественной сельскохозяйственной продукции, прежде всего зерна, плодов и овощей. Низкое качество продуктов питания – одна из главных проблем, которая приводит к ухудшению здоровья и качества жизни россиян. В составе продуктов есть вредные для здоровья вещества: химические удобрения и средства защиты растений, ГМО, гормоны роста, антибиотики, пищевые добавки, трансжиры. По оценкам Национального фонда защиты прав потребителей, на мелкооптовых и продовольственных рынках до 85 % продуктов питания в той или иной степени фальсифицированы [11, с. 179].

Качество и безопасность продовольствия на столе отдельного гражданина – это есть кирпичик, из которого складывается продовольственная безопасность страны.

После 90 гг., в период перехода страны к рыночным отношениям, развитие индивидуального сектора сельского хозяйства привели к ослаблению государственного контроля за качеством и безопасностью продуктов питания, что соответственно привело к увеличению риска реализации на потребительском рынке пищевых продуктов, не соответствующих требованиям, установленным в нормативно-технических документах [5, с. 51].

Парадокс заключается в том, что сегодня государство вместо того, чтобы ужесточать порядок контроля за качеством продовольствия отпускает в свободное плавание решение данного вопроса. С 15 февраля 2010 г. в России отменена обязательная сертификация пищевой продукции, включая алкоголь, заменена добровольной декларацией производителя. Товары, входящие в Перечень обязательной сертификации в соответствии Постановления правительства РФ № 982 от 01.12.2009 г., должны быть подтверждены соответствию определенным нормам качества и безопасности.

Добровольная сертификация позволяет производителю определенный показатель протестировать, таким образом, что характеристика продукта формируется положительно, раскрывая именно те показатели, которые привлекают потребителя.

Нет сомнений, что сегодня необходимо пересмотреть всю систему нормативного регулирования в сфере качества и безопасности продовольствия. В связи с чем, в России приняты и действуют законы федерального уровня, регулирующие отношения в области обеспечения населения страны качественными и безопасными продуктами питания, в частности это:

1. ФЗ № 29-ФЗ от 02.01.2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

2. ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «O санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

3. ФЗ № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. «O техническом регулировании».

4. Постановление Правительства РФ от 22.11.2000 № 883 «Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения». Согласно данному постановлению соответствующие органы систематически обязаны мониторить информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов.

А так же распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 г.».

В июне 2012 г. вышло Распоряжение Правительства РФ от 30 июня 2012 г. № 1134-р «О плане мероприятий по реализации “Основ государственной политики РФ в области здорового питания населения на период до 2020 г.”». В документе особое внимание заострено на необходимости разработки современных методов исследования в целях контроля качества и безопасности пищевых продуктов и сельскохозяйственного сырья, произведенных с использованием последних достижений генной инженерии, а также выявления фактов фальсификации таких продуктов и сырья на отечественном рынке сырья и пpoдовoльствия.

В последнее время очень актуальной является тема использования в пищу генетически модифицированных продуктов (ГМП). И пока ученые всего мира спорят о вреде и пользе этих продуктов, миллионы людей уже употребляют их [9, с. 18]. В мире интенсивно расширяются объемы производства выращивания генетически модифицированных культур. Мнения ученых относительно трансгенной продукции диаметрально противоположны. Одни считают, что она совершенно безопасна и может использоваться как обычный продукт. В частности таково мнения придерживаются К. Скрябин, Н. Коган, которые считают, ГМП не несут в себе никакой реальной угрозы для человечества, а наоборот это спасение от голода всего человечества.

США – основной лоббист генетически модифицированных продуктов. Скандально известная компания Monsanto Company является на сегодняшний день основным поставщиком ГМП. Представители компании считают, что перед ними стоит глобальнейшая задача спасение мира от голода и в связи, с чем достаточно настойчиво продвигают на рынок продукцию, угрожающую здоровью потребителей. Голод в мире – глобальная, неразрешимая проблема, один миллиард людей каждый день постоянно голодают.

Прикрываясь благородными идеями агрогиганты, заинтересованы в продвижении ГМП с целю получения прибылей. Решая одну проблему, возникает другая – здоровье нации. Безопасность страны напрямую зависит от здоровья граждан [3, с. 7].

pic_alieva_2.wmf

Рис. 2. Динамика населения, состоящего на учете в связи с заболеваемостью злокачественными новообразованиями

Оппонентов теории полезности ГМП намного больше. В. Кузнецов, И. Ермакова, Арманд Пуцтаи, Стеффани Сенефф и многие другие ученые выступают против распространения ГМО. Они уверены, что широкое распространение и использование генетически модифицированных организмов ведет к онкологическим заболеваниям, бесплодию, аллергии, ожирению, генетическим уродствам, болезни Альцгеймера и аутизма.

Динамика роста населения России онкологическими заболеваниями представлена на рис. 2. Построенный график показывает очень печальные результаты и подтверждает их мнение. Людей болеющих раком увеличивается в России с каждым годом. С 1970 г. наблюдается стабильный рост. По данным статистики в 2015 г. людей, состоящих на учете в связи с раковым заболеванием составляет 3291,0 тыс. чел., по сравнению с 1970 г. произошло увеличение в 4 раза.

Проведенное исследование Стеффани Сенефф дает основание утверждать «к 2025 г. один из двух детей в США будут больны аутизмом».

В России не производят генетически модифицированные продукты, а также запрещена их разработка. Однако примерно треть импортных продуктов трансгенные, так как нет запрета на ввоз в страну ГМ продуктов и сырья и быть уверенными, что в нашей стране нет генетически модифицированных пищевых продуктов мы не можем. Президент Российского зернового союза А.Л. Злочевский заявляет, что, не смотря на запрет в России имеются посевы сои и кукурузы, и площади посевов будут увеличиваться. Причина такой ситуации является отсутствие в Росси законодательной базы по контролю ГМО.

В мире имеются официально объявленные зоны «свободных от ГМО», это территории стран: Албания, Венесуэла, Греция, Польша, Сербия, Швейцария. Тем не менее, специалисты генной инженерии, утверждают, что процесс распространения ГМО необратим, с каждым годом объемы производства будут только увеличиваться. По прогнозам директора Департамента корпоративного развития и коммуникаций фирмы KWSSATT Хеннинг фон дер Ое, площади по выращиванию генно-модифицированных компонентов к 2050 г. возрастут до 250 млн га. Сегодня ситуация такова, что данная продукция выращивается в более чем 30 странах, занимает 80 млн га мировых сельскохозяйственных угодий. О распределении земельного фонда в отдельных странах дает представление следующая диаграмма (рис. 3).

pic_alieva_3.wmf

Рис. 3. Распределение земельного фонда, занятого генетически модифицированными культурами, по странам, тыс. га

Расширение объемов трансгенной продукции на продовольственном рынке требует усиления законодательной защиты населения. Вся эта работа должна строиться на основе полного и объективного информирования покупателей об этой продукции с обязательной маркировкой. Каждый человек должен сам решать потреблять ему продукты содержащие ГМ-компоненты или нет. Нас, потребителей, никто и не спрашивает, хотим мы есть трансгенные продукты. Их нам просто продают, даже не ставя в известность. На рынке генетически модифицированные продукты предложены тремя группами товаров: ресурсными, сырьевыми и готовыми изделиями пищевой промышленности.

Стремясь ограничить производство генетически модифицированной продукции, Россия принимает меры к регулированию оборота продукции растительного и животного происхождения, содержащей ГМО. С 1 июля 2000 г. была введена обязательная маркировка продуктов, содержащих более 0,9 % ГМ-компонентов. Большинство производителей, не выполняет требований по такой маркировке. По данным Роспотребнадзора, более 90 % продукции не имеет соответствующей маркировки [11, с. 177].

Законодателями до сих пор не отрегулирован вопрос маркировки продуктов (мясо, молоко, яйца, масло, сметана), произошедшие от животных, которых кормили ГМО. Мы глубоко убеждены в том, что низкое качество продовольствия влияет на здоровье человека, приводит к ухудшению общего состояния организма.

Не менее острой проблемой является биологическая безопасность пищевых продуктов. В пищевой промышленности, в частности в мясной, молочной, хлебобулочной, кондитерской, пивобезалкогольной используются биотехнологии, а также разного рода пищевые добавки. Речь идет о разнообразных стабилизаторах, консервантах, эмульгаторах, наполнителях, красителях, ароматизаторах. Отечественные производители не всегда указывают тот или иной соответствующий индекс, утвержденный ЕС, или соответствующую информацию на этикетке. На российском рынке продаются десятки наименований пищевых продуктов зарубежного производства, обозначенных индексом Е, за которым стоят компоненты, запрещенные к использованию в производстве и реализации в развитых европейских странах.

Проблема химического, и особенно микробиологического, загрязнения продовольственного сырья и пищевых продуктов в настоящее время стоит очень остро и требует постоянного внимания со стороны органов государственного надзора. Законодательная база не позволяет в должной мере реализовать основной принцип обеспечения безопасности пищевых продуктов – полной ответственности изготовителя за качество продовольственного сырья и конечной продукции. Нет четкой регуляции правовых отношений на этапах получения продовольственного сырья, производства, закупки, транспортировки, хранения, реализации пищевых продуктов и их ингредиентов между изготовителем, получателем, продавцом и потребителем [13, с. 170].

Несовершенство законодательной базы по стандартизации является причиной сложившейся ситуации.

В России не проводиться биологическая и химическая экспертиза сырья и готовой продукции. В условиях нерегулируемого рынка часть импортного сырья и продовольствия не проходят обязательной сертификации и необходимой экспертизы [8, с. 73].

В настоящее время функции государственного контроля и надзора за качеством пищевых продуктов распределены между различными службами, в частности: Государственной санитарно-эпидемиологической службой Минздрава России, Государственной ветеринарной службой Минсельхоза России, Государственной хлебной инспекцией при Правительстве Российской Федерации, Государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Минэкономразвития России и органами Госстандарта России. Сегодня мы наблюдаем неэффективное выполнение своих функций данными органами, так как с каждым годом некачественное продовольствие и фальсифицированные продукты не исчезаю с полок магазинов, а наоборот увеличивается. Следует отметить, что эти службы в основном контролируют качество и безопасность готовой пищевой продукции. В то же время вопросам контроля над качеством исходного продукта – сельскохозяйственного сырья – не уделяется должного внимания [7, с. 799].

Системы управления качеством основываются на том, что контроль не может быть эффективен после того, как продукция произведена, и в связи с этим он должен осуществляться на стадии выбора сырья и технологического процесса производства [11, с. 180].

При таком большом количестве надзорных служб ответственность за то, что на рынке некачественное продовольствие никто не несет. Основные их функции, заключаются в том, что составляют отчеты, в которых указывают об имеющихся нарушениях и создают административные барьеры для производителей. Считаем, необходимо создание единой Государственной службы по контролю и надзору за качеством пищевых продуктов и сырья. В функции, которого будут входить: мониторинг качества продовольствия, сырья, готовой продукции, выявление нарушителей, не соблюдающих нормы законодательства о качестве и безопасности пищевых продуктов и сырья, разработка мероприятий пресечения нарушений в области обеспечения качества и безопасности продовольствия. И самое главное, вся ответственность за производство и реализацию некачественных и фальсифицированных продуктов питания лежит на данной службе, а не распыленно между разными службами.

Для обеспечения безопасности продуктов питания в качестве первоочередных мер необходимо:

1. Пересмотреть действующую и разработать новую нормативно-техническую документацию на сырье, производство и продукцию.

2. Разработать систему стандартов, регламентирующих методы и средства контроля показателей качества и безопасности сырья и продукции.

3. Разработать систему стандартов, регламентирующих методы и средства контроля показателей биологической безопасности сырья и пищевых продуктов;

4. Принять закон о запрете выращивания на территории России ГМО;

5. Ввести запрет на ввоз в страну ГМ продуктов и сырья;

6. Функции государственного контроля и надзора за качеством пищевых продуктов возложить на одно государственное ведомство;

7. Ввести уголовное наказание за производство некачественной продовольственной продукции, использования несоответствующего сырья при производстве готовой продукции, за реализацию некачественных продуктов.

Продовольственная безопасность – это не просто обеспечение населения продуктами питания, она имеет более сложную структуру, которая включает в себя ряд показателей, определяющих ее состояние. Оценка качества и безопасности продовольствия, считаем, является самым значительным показателем.

Таким образом, подводя итоги исследования, отметим, что обеспечение населения страны качественным и безопасным продовольствием является основной задачей государства, и данная задача должна быть решена безукоризненно.


Библиографическая ссылка

Алиева Н.М. КАЧЕСТВО ПРОДОВОЛЬСТВИЯ – ПОКАЗАТЕЛЬ ОЦЕНКИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2018. – № 7. – С. 14-21;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=161 (дата обращения: 29.03.2024).