Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

МЕХАНИЗМ КВОТИРОВАНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ НА ОСНОВЕ РЕГИОНАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА

Кальная А.Ю. 1 Рашмаджян С.Т. 1
1 Институт экономики и управления ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»
В статье исследуется проблема молодежной безработицы в России, приведен обзор практик регионального и федерального законодательства в отношении квотирования рабочих мест для молодежи. На основе анализа рынка труда в Российской Федерации с 2015 по 2019 гг. предложен механизм квотирования рабочих мест для молодежи на основе регионально-дифференцированного подхода. С целью оценки эффективности разработанного механизма построена корреляционно-регрессионная модель, выявившая весьма высокую и прямую зависимость уровня безработицы (по методологии МОТ) от уровня молодежной безработицы, что позволило сделать вывод о возможности практического применения мер совершенствования государственного регулирования рынка труда в РФ с целью снижения безработицы среди молодежи.
молодежь
безработица
рынок труда рф
государственное регулирование рынка труда
квотирование рабочих мест
1. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 02.12.2019) // СПС «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения: 08.12.2020).
2. Закон Саратовской области от 03.12.2014 № 143-ЗСО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства отдельных категорий несовершеннолетних и молодежи в Саратовской области» // СПС «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения: 08. 12. 2020).
3. Закон г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (в ред. от 30.04.2014 г.) // СПС «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения: 08. 12. 2020).
4. Паспорт проекта Федерального закона № 736673-6 «О квотировании рабочих мест» // СПС «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //consultant.ru (дата обращения: 08.12.2020).
5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru.

Введение

В современной экономической действительности глобальной целью развития любого демократического государства выступает достижение конкурентоспособности экономики, неотъемлемой составляющей которого является развитие кадрового потенциала страны. Залогом успеха в данной конкурентной борьбе выступает повышение эффективности использования человеческих ресурсов. Обязательным условием поступательного развития эффективности трудового потенциала страны особенно в условиях экономической рецессии является рациональная и последовательная государственная политика стимулирования развития национального рынка труда.

В современной действительности неотъемлемой движущей силой повышения эффективности трудового потенциала страны особенно в условиях экономической рецессии является рациональная и последовательная государственная политика стимулирования развития национального рынка труда.

В качестве актуальных проблем современного рынка труда Российской Федерации можно выделить следующие:

- не достаточно высокие стандарты труда, способствующие отрицательной динамике экономической активности населения и росту циклической безработицы;

- высокая доля неформальной занятости;

- отказ реализации механизма государственного кадрового заказа, и как следствие, возникшие в последние десятилетия диспропорции на рынке труда.

Таким образом, достаточно высокая подвижность происходящих в российском обществе социально-экономических процессов, необходимость адаптации к ним системы государственного регулирования, подтверждает актуальность цели исследования: совершенствование направлений регулирования занятости населения на федеральном и региональном уровнях в современных условиях как одна из приоритетных государственных задач.

Материал и методы исследования

Теоретической базой исследования выступили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области регулирования рынка труда, обзоры периодических изданий, государственные и региональные нормативно-правовые акты, данные официальных интернет-сайтов, данные Федеральной службы государственной статистики.

Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные методы познания социально-экономических явлений и процессов: системный, сравнительный и структурно-функциональный анализ, экономико-математическое моделирование, а также в качестве инструмента исследования применялись программные средства (MS Excel).

Результаты исследования и их обсуждение

С 2018 года в Российской Федерации численность рабочей силы начала стремительно снижаться, что представлено в таблице 1. Это вызывает сокращение уровней занятого и безработного населения, что обусловлено снижением численности граждан, вступающих в трудоспособный возраст при одновременном увеличении пенсионеров, то есть старением населения страны. Схожие тенденции наблюдаются в экономике стремительно стареющих европейских стран.

Таблица 1

Анализ основных показателей занятости и безработицы в РФ в возрасте от 15 до 72 лет [5]

Показатели

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Изменение (+;-)

Рабочая сила, тыс. чел.

75529

75428

76588

76636

76285

76190

75398

--131

Занятые, тыс. чел.

71391

71539

72324

72393

72316

72532

71933

542

Безработные, тыс. чел.

4137

3889

4264

4243

3969

3658

3465

--672

Уровень занятости населения, %

64,8

65,3

65,3

65,7

59,5

59,8

59,4

-5,40

Уровень безработицы населения (методология МОТ), %

5,5

5,2

5,6

5,5

5,2

4,8

4,6

-0,90

Уровень регистрируемой безработицы,%

1,2

1,2

1,3

1,2

1,0

0,9

1,0

-0,20

Коэффициент напряженности

0,6

0,4

1,0

0,8

0,6

0,6

-

0

Отношение численности безработных, рассчитанной по методологии МОТ и официально зарегистрированных службами занятости

3,87

4,43

4,4

4,43

5,09

5,0

4,76

0,89

Средняя продолжительность поиска работы, мес.

7,6

7,3

7,3

7,6

7,6

7,4

6,9

-0,70

 

Таблица 2

Структура безработных в РФ в возрасте 15-72 лет по возрастным группам [5]

Возрастные группы

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Изменение за период

Безработные – всего

100

100

100

100

100

100

100

-

15-19

4,3

4,2

4,7

4,2

3,8

3,9

3,3

-1

20-24

21,3

20,3

19,8

19,1

17,9

18,5

17,6

-3,7

25-29

15,6

15,8

16,1

16,5

16,5

16,0

16,0

0,4

30-34

11,9

12,4

12,7

13,1

13,1

13,6

14,4

2,5

35-39

10,2

10,2

10,3

10,8

10,7

11,1

11,0

0,8

40-44

8,5

8,6

8,8

9,0

9,3

9,4

9,6

1,1

45-49

9,1

8,7

8,1

7,9

8,5

8,3

9,0

-0,1

50-54

10,5

10,5

10,4

9,8

9,4

8,8

8,8

-1,7

55-59

6,0

6,3

6,4

6,4

7,4

6,9

6,8

0,8

60-64

2,1

2,3

2,2

2,4

2,5

2,5

2,2

0,1

65-69

0,5

0,5

0,6

0,7

0,9

0,8

1,0

0,5

70 и старше

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,2

0,1

 

missing image file

Рис. 1. Структура безработных в возрастной группе от 20 до 29 лет по наличию опыта работы в 2019 году, %

На рынке труда России наибольший удельный вес в структуре безработных граждан по возрастным группам занимают молодые люди в возрасте от 20 до 29 лет, то есть каждый 3 безработный принадлежит к рассматриваемой возрастной группе, что представлено в таблице 2.

Около 50% безработных среди молодежи не имеют опыта работы –рисунок 1.

Уровень молодежной безработицы в возрастной группе от 20 до 29 лет в РФ на протяжении исследуемого периода составляет 8 и более %, что проиллюстрировано в таблице 3.

Таблица 3

Анализ уровня молодежной безработицы в возрастной группе от 20 до 29 лет в РФ по годам [5]

Показатели

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Изменение за период

Рабочая сила в возрасте от 20 до 29 лет, тыс. чел.

17738

17354

17073

16614

15888

15017

14083

-3655

Безработные в возрасте от 29 до 29 лет, тыс. чел.

1527

1406

1530

1512

1364

1263

1167

-360

Уровень молодежной безработицы, %

8,61

8,10

8,96

9,10

8,59

8,41

8,29

-0,32

 

Проведенный анализ позволяет выделить проблему молодежной безработицы и свидетельствует об отсутствии перспектив ее оптимизации при сохранении существующих тенденций и уж тем более при их ухудшении в рамках сложившейся ситуации с коронавирусом.

По нашему мнению, из-за неравномерного социально-экономического развития регионов целесообразно разрабатывать меры по содействию занятости более адресно и при разработке политики занятости необходимо учитывать межрегиональные отличия по уровню безработицы.

Решение данной проблемы возможно за счет активного внедрения на региональном уровне такого механизма, как квотирование рабочих мест. В настоящее время система квотирования успешно действует среди инвалидов [1].

Однако в области содействия занятости молодежи подобные законы приняты на территории только некоторых субъектов РФ, например, в Саратовской области, также в городе Москва. Анализ практик регионального и федерального законодательства в отношении квотирования рабочих мест для молодежи представлен в таблице 4.

Считаем целесообразным разработку и принятие ФЗ «О квотировании рабочих мест для трудоустройства отдельных категорий молодежи», который должен предусматривать единый механизм квотирования на всей территории страны с учетом регионально-дифференцированного подхода; в законе необходимо расширить групповой признак «граждане, испытывающие трудности при поиске работы» и причислить к нему помимо выделенных в настоящее время, следующие категории молодежи: выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования от 20 до 24 лет и выпускников учреждений высшего образования от 21 до 29 лет, впервые ищущие работу.

Предлагается относить регион к одной из 6 выделенных групп по уровню безработицы в рассматриваемой возрастной категории граждан, что проиллюстрировано на рисунке 2.

Таблица 4

Анализ практик регионального и федерального законодательства в отношении квотирования рабочих мест для молодежи

Субъект РФ

Категория молодежи

Законодательный акт

Размер квоты

Саратовская область

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые

Закон Саратовской области № 143-ЗСО от 03.12.2014 г. «О квотировании рабочих мест для трудоустройства отдельных категорий несовершеннолетних и молодежи в Саратовской области» [2]

2% от среднесписочной численности (организации у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек)

г. Москва

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые

Закон г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (в ред. от 30.04.2014 г.)[3]

2% от среднесписочной численности (организации у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек)

РФ

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые

Паспорт проекта Федерального закона № 736673-6 «О квотировании рабочих мест» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 04.03.2015) – снят с рассмотрения[4]

1% от среднесписочной численности (организации у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек)

 

Doc7.pdf

Рис. 2. Предлагаемый механизм квотирования рабочих мест для молодежи на основе регионально-дифференцированного подхода

Закон должен обязать субъекты федерации, относящиеся к 1,2,3 группам по уровню молодежной безработицы более 10%, создавать квотируемые места за счет собственных средств тех работодателей, у которых среднесписочная численность сотрудников составляет более 100 человек. Размер квоты дифференцирован от 1 до 3%, в зависимости от группы, в которую попадает регион (табл. 5).

Учет работодателей для целей квотирования должны вести местные центры занятности. Работодателей закон должен обязать ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей для целей квотирования. Работодателям, осуществляющим мероприятия по созданию квотируемых рабочих мест, могут предоставляться налоговые и иные льготы в соответствии с нормативно- правовыми актами субъектов РФ.

В ходе корреляционно-регрессионного анализа было выявлено, что чтобы снизить уровень безработицы в стране в целом необходимо воздействовать именно на показатель молодежной безработицы, что проиллюстрировано в таблице 6.

Таблица 5

Градация групп регионов по уровню безработицы в соответствии с предлагаемым механизмом квотирования молодежи на основе регионально-дифференцированного подхода

Группа

Число регионов

Уровень безработицы, %

Размер квоты, в %

1

4

более 16

3

2

21

от 13 до 15

2

3

8

от 10 до 12

1

4

18

от 7 до 9

- Квотирование на усмотрение региона

5

12

от 4 до 6

- Квотирование на усмотрение региона

6

17

от 0 до 3

- Квотирование на усмотрение региона

 

Таблица 6

Разработанная корреляционно-регрессионная модель, отражающая зависимость уровня безработицы (по методологии МОТ) от уровня молодежной безработицы

Разработанная модель

Показатели качества уравнения регрессии

Интерпретация результата

В процессе исследования на основе статистических данных разработана корелляционно-регрессионная модель, выражающая зависимость уровня безработицы (по методологии МОТ) от уровня молодежной безработицы в возрастной группе от 20 до 29 лет.

Представленная модель описана уравнением вида:

y = 0.6069 × -0.00572,

где y – уровень безработицы по методологии МОТ, %;

x – уровень безработицы в возрастной группе от 20 до 29 лет, %.

Коэффициент корреляции:

rxy = b × (S(x) / S(y)) = 0,607 × (3,579/2,184) = 0,995

Оценка тесноты связи по шкале Чеддока:

0,1< rxy < 0,3: слабая;

0,3 < rxy < 0,5: умеренная;

0,5 < rxy < 0,7: заметная;

0,7 < rxy < 0,9: высокая;

0,9 < rxy < 1: весьма высокая.

Вывод: связь между признаком Y и фактором X весьма высокая и обратная.

Коэффициент эластичности:

E = 0,607 × (6,673 / 4,044) = 1,001

В нашем примере коэффициент эластичности больше 1. Следовательно, при изменении Х на 1%, Y изменится более чем на 1%. Другими словами – Х существенно влияет на Y.

Ошибка аппроксимации:

- это среднее отклонение расчетных значений от фактических:

Doc8.pdf

Ошибка аппроксимации в пределах 5%-10% свидетельствует о хорошем подборе уравнения регрессии к исходным данным.

¯A = (0,296 / 9) × 100% = 3,29%

В среднем, расчетные значения отклоняются от фактических на 9,77%. Поскольку ошибка составляет менее 10%, то данное уравнение можно использовать в качестве регрессии.

Коэффициент детерминации:

R2= 0.9952 = 0.9893

т.е. в 98% случаев изменения х приводят к изменению y. Другими словами – точность подбора уравнения регрессии – высокая. Остальные 2% изменения Y объясняются факторами, не учтенными в модели

В ходе корреляционно-регрессионного анализа было выявлено, что связь между исследуемыми показателями весьма высокая и прямая.

Очевидно, чтобы снизить уровень безработицы в стране необходимо воздействовать именно на уровень молодежной безработицы.

 

Заключение

Предлагаемый механизм квотирования рабочих мест для молодежи на основе регионально-дифференцированного подхода существенно облегчит ситуацию на рынке труда, обеспечив молодежи возможность обретения практических навыков и некую стабильность при первом трудоустройстве. Также предложенный механизм может быть использован непосредственно на региональном уровне с дифференциацией муниципальных округов по уровню безработицы и дальнейшим квотированием рабочих мест для граждан в выделенной возрастной группе.


Библиографическая ссылка

Кальная А.Ю., Рашмаджян С.Т. МЕХАНИЗМ КВОТИРОВАНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ НА ОСНОВЕ РЕГИОНАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 12-2. – С. 307-313;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1512 (дата обращения: 27.04.2024).