Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) И ПУТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Сыромятникова Д.С. 1 Петрова Н.И. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный Федеральный Университет им. М.К. Аммосова»
В статье анализируются основные факторы нынешнего развития экономики знаний в Республике Саха (Якутия), проблемы его становления, в том числе инвестиционный климат и бизнес в арктических районах, рассматриваются национальные и региональные программы развития цифровой и креативной экономики, приводятся результаты деятельности данных программ, в числе которых региональная программа «Цифровая экономика», включающая проекты Информационная инфраструктура, Информационная безопасность, Цифровые технологии, Цифровое государственное управление. Данная программа представляет собой внедрение проектов разного масштаба: соединение социально значимых объектов к сети Интернет, обеспечение информационной безопасности, внедрение электронного механизма оформления услуг. Среди них особо выделяется создание Парка высоких технологий, включающего 45 компаний-резидентов в ИТ-парке, лабораторию по сквозным цифровым технологиям, региональный центр инжиниринга, Центр биотехнологий и три ИТ-центра в районах Республики Саха (Якутия). Также рассматривается развитие креативной экономики, работа над которой ведется на базе программ «Развитие креативной экономики и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2018 – 2022 годы» и «Концепции развития креативной экономики Республики Саха (Якутия) до 2025 года», разрабатывающей на сегодня проект «Парк будущих поколений».
экономика знаний
инвестиционный климат
экономическая свобода
цифровая экономика
креативная экономика
1. Концепция развития креативной экономики Республики Саха (Якутия) до 2025 года: утв. распоряжением Правительства РС(Я) от 27 декабря 2019 г. № 1736-р. [Электронный ресурс] // Доступ из информационно-правовой системы Гарант.Ру. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/yakut/1325177. (Дата обращения: 06.06.2020).
2. Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие креативной экономики и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2018 – 2022 годы»: утв. указом президента Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2017 года. № 2279. (Утратил силу с 1 января 2020 года на основании Указа Главы РС(Я) от 16 декабря 2019 № 899 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/446605805/ (Дата обращения: 14.06.2020).
3. Официальная статистика: [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). URL: https://sakha.gks.ru/folder/32333. (Дата обращения: 04.06.2020).
4. Федорова А.В., Петрова Н.И., Петрова Н.Н. Предпринимательство в Арктических районах Республики Саха (Якутия) // Экономика и предпринимательство. 2019. № 8 (109). С. 695-700.
5. Основные итоги за 2019 год достигнутые в рамках реализации национального проекта «Цифровая экономика». [Электронный ресурс] // Министерство экономики Республики Саха (Якутия). URL: https://mineconomic.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3108870. (Дата обращения: 13.05.2020).
6. Текущее развитие проектов в сфере цифровой экономики в регионах России. [Электронный ресурс] // Аналитический центр при поддержке Правительства Российской Федерации. URL: https://ac.gov.ru/. (Дата обращения: 14.05.2020).
7. Об инвестиционном климате и инвестиционной политике Республики Саха (Якутия) на 2014 год. Инвестиционное послание Президента Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисова // Выступления, публикации, доклады. 2014. С. 474.

Введение

В нынешнее время интеграции современного рынка глобальные тенденции признают значительное влияние знаний для развития общества. Данная концепция приводит нас к понятию «экономика знаний». Сегодня лидирующую позицию на мировом рынке занимают страны с наиболее развитой и систематизированной политикой экономики знаний. Правильная общественная политика, в том числе благоприятный инвестиционный климат, наличие экономической свободы, проводимая в пользу и ради развития экономики знаний, является ключом к успешному социальному и экономическому подъему, ведет к улучшению благоприятной среды жизни населения в целом. Возможность продвижения экономики знаний представляется и в Республике Саха (Якутия), где на базе национальной программы ведется интенсивная работа по формированию внутри региона благоприятных условий для становления экономики знаний. Также создаются и региональные программы, направленные на развитие цифровой и креативной экономики, человеческого капитала, создание условий для обмена знаниями и их распределения.

Цель исследования: выработка проблем становления экономики знаний и изучение действующих программ в области экономики знаний в Республике (Саха) Якутия, анализ путей развития экономики знаний в регионе.

Материал и методы исследования

В процессе исследования экономики знаний в Республике Саха (Якутия) использовались методы логического, статистического анализа.

Результаты исследования и их обсуждение

В Республике Саха (Якутия) ведется работа по становлению экономики знаний на базе национальных и региональных программ. Однако существуют определенные вопросы по инвестиционному климату, экономической свободе, развитию малого бизнеса в арктических районах региона. Основными перспективными направлениями развития экономики знаний в республике являются: информационная инфраструктура, цифровые технологии и креативной индустрия.

Выводы

Сделан вывод о том, что политика формирования экономики знаний в Республике Саха (Якутия) проводится на интенсивной и постоянной основе. Разрабатываются широко перспективные проекты и региональные программы, которые реализуются с помощью бюджета региона, иностранных инвестиций. Также стоит проблема привлечения инвестиций в экономику знаний самих граждан региона. Отдельный вопрос ставится арктическому предпринимательству, которое нуждается в поддержке правительства.

Создание необходимых условий для перехода смешанной экономики Республики Саха (Якутия) с традиционным и промышленным укладом в постиндустриальную экономику с дальнейшим формированием экономики знаний является весьма актуальным вопросом в настоящее время.

Формирование экономики знаний в регионе зависит от определенных факторов, в ряде которых: преобладание сферы услуг над сферой производства, устойчивое высокое финансирование сферы образования и науки и их популяризация среди населения, рост и совершенствование информационных технологий, усиление значения сетевой экономики, интеграция экономики и превосходство в ней человеческого капитала. Наличие данных факторов и их совместное функционирование определяет становление экономики знаний в любом регионе, стране.

На пути формирования экономики знаний Республика Саха (Якутия) следует национальным программам Российской Федерации, вместе с тем имеет региональные программы развития, базирующиеся на особенностях экономики региона. В настоящий момент главными задачами для становления экономики знаний в Республике Саха (Якутия) являются наличие благоприятного инвестиционного климата для привлечения стороннего капитала в региональную экономику, в значительной степени в сферах высоких технологий и развития человеческого капитала; обеспечение благоприятных условий для развития сферы науки; наличие конкуренции между субъектами хозяйствования в сфере производства для появления высокой доли инноваций.

Источниками инвестиций в республике являются внебюджетные инвестиции региона, также ими могут быть денежные инвестиции самих граждан, которые следует привлекать в развитие экономики знаний. Известно, что в мире около 80% сбережений населения работают на развитие экономики, в России – 16%, в Якутии – меньше 10% [7, c. 5]. У региона с 2011 года имеется опыт привлечения средств Всемирного Банка для строительства социальных объектов, в том числе детских садов и школ. Республика Саха (Якутия) считается одним из наиболее инвестиционно-активных регионов в области экономики знаний, однако необходимо повышать эту планку на постоянной основе.

Следует отметить важность формирования высокой степени экономической свободы и наличия интеллектуальной элиты для становления экономики знаний. Главным фактором ограничения экономической свободы региона служит наличие административных барьеров. К примеру, количество малого бизнеса в арктических районах республики значительно сокращается в последние годы, ввиду факторов отдаленности, сезонности транспортной инфраструктуры, транспортной изоляции, неразвитости туристической инфраструктуры. Чтобы создать благоприятные условия для малого бизнеса в арктических районах, необходимы прозрачные и доступные механизмы принятия регулирующего воздействия правительства республики на бизнес [4, c. 5].

Для решения проблем становления экономики знаний, ведется политика введения региональных программ и проектов. На данный момент работает региональная программа «Цифровая экономика», основными направлениями которой являются аналогичные национальной программе РФ проекты Информационная инфраструктура, Информационная безопасность, Цифровые технологии, Цифровое государственное управление. Приоритетными сферами цифровизации являются промышленность, разработка компьютерного программного обеспечения, городская среда, здравоохранение, кадры и образование.

Благодаря работе регионального проекта «Цифровое государственное управление» услуги внутри региона переходят на электронную онлайн платформу, популяризуется электронный механизм оформления услуг среди населения. А в рамках проекта «Информационная инфраструктура» в прошлом году было подключено к сети Интернет 318 социально-значимых объектов республики по наземным каналам связи со скоростью до 100 Мбит/сек и по спутниковым каналам связи со скоростью до 10 Мбит/сек [6, c. 5].

На базе программы также планировалось создание Парка высоких технологий. В работе данного кейса уже достигнуты определенные положительные результаты такие как: 45 компаний-резидентов в ИТ-парке, открытие лаборатории по сквозным цифровым технологиям (дополненной реальности (VR/AR)), создание регионального центра инжиниринга, созданный на базе ГАУ «Технопарк «Якутия» (в настоящий момент ведет работу при ИТ-парке), ведение работы по созданию Центра биотехнологий, открытие трех ИТ-центров в районах Республики Саха (Якутия). Помимо этого были разработаны проекты включения в работу Единой системы электронного документооборота в Республике Саха (Якутия), который постепенно вошел в деятельность органов государственной власти (с 1 января 2019 г.), органов местного самоуправления, государственных учреждений, государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ. Также создавалась программа в сфере информационной безопасности, обеспечивающей создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства посредством создания «СахаИнформ-Сеть», защищенного контура АРМ работников органов государственной власти Республики Саха (Якутия).

Основные задачи региональной программы «Цифровая экономика» на 2020 год включают в себя подключение социально-значимых объектов Республики Саха (Якутия) к сети «Интернет» (до конца 2021 года все эти объекты будут иметь доступ к сети «Интернет»); перевод 15% приоритетных государственных услуг и сервисов в цифровой вид; переобучение 3 000 специалистов по компетенциям цифровой экономики в рамках дополнительного образования [6, c. 5].

Помимо регионального проекта «Цифровая экономика» с 1 января 2018 года действовала государственная программа «Развитие креативной экономики и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2018 – 2022 годы», на базе которой развивался ежегодный конкурс «Моя профессия – ИТ».

На данный момент также действует программа «Концепции развития креативной экономики Республики Саха (Якутия) до 2025 года», которая разработана АО «Корпорацией развития Республики Саха (Якутия)». Отдельное внимание в этом проекте следует уделить созданию «Парка будущих поколений», который вошел в топ 5 проектов, одобренных членами Наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив под председательством Президента Российской Федерации В.В. Путина, для дальнейшей поддержки в реализации. Строительство Парка будущих поколений запланировано к 2022 году. Также в планах создание «Креативного кластера» и Фонда поддержки креативных индустрий и талантов.

Данная программа в дальнейшем представляет собой выход и расширение предприятий республики на российский и международный рынки, повышение инновационной активности за счет повышения их креативной интенсивности, создание выгодных и эффективных условий для развития предпринимательской деятельности, совершенствование творческого потенциала каждого жителя.

В целом можно отметить, что на данный момент экономика знаний в Республике Саха (Якутия) развита слабо, но в последние годы внедряются и реализуются весьма крупные региональные программы развития отраслей экономики знаний, которые имеют определенный результат в отдельных отраслях экономики. Перспективы развития экономики знаний в Республике Саха (Якутия) лежат в развитии информационной инфраструктуры, цифровых технологий и креативной индустрии.


Библиографическая ссылка

Сыромятникова Д.С., Петрова Н.И. ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) И ПУТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 12-1. – С. 158-161;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1489 (дата обращения: 29.03.2024).