Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА И РЕГУЛИРОВАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

Мусостов З.Р. 1 Дудаев Т.-А.М. 1 Сайдулаева Д.М. 1
1 ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»
Повышение конкурентоспособности Российской Федерации на мировом рынке в полной мере зависит от эффективного функционирования научно-технической и инновационной сферы экономики страны. В условиях экономической нестабильности и санкционного давления государство должно взять на себя ключевую роль в поддержке хозяйствующих субъектов, осуществляющих НИОКР и внедряющих инновации в производство продукции. В рамках данной статьи рассматриваются основные направления и проблемы государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности хозяйствующих субъектов в Российской Федерации. Безусловно государственная поддержка эффективных предпринимательских структур ‒ неотъемлемая часть системы по реализации российской социально-экономической политики, направленной на развитие высокотехнологичных отраслей, ключевых регионов и страны в целом.
инновации
ниокр
инновационная деятельность
научно-техническая деятельность
государственная поддержка
регулирование
1. Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» (утв. постановлением Правительства от 15 апреля 2014 года №316) // Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://government.ru/
2. АО «Корпорация «МСП»». URL: https://corpmsp.ru/
3. Бизнес-навигатор МСП. URL: https://smbn.ru/
4. Фонд содействия инновациям. URL: http://fasie.ru/

Функционирование научно-технической и инновационной деятельности хозяйствующих субъектов в любой стране возможно только при условии эффективного государственного регулирования и поддержки. Правовые основы регулирования данной сферы заложены в следующих нормативных актах (рис.1).

Doc13.pdf

Рис. 1. Правовые основы государственного регулирования и поддержки научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации

Doc14.pdf

Рис. 2. Направления государственной поддержки инновационно ориентированного малого и среднего предпринимательства

Поддержка научно-технической и инновационной деятельности осуществляется в рамках федеральной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» [1]. Данная программа ориентирована на формирование благоприятного делового климата, повышение инновационной активности и совершенствование государственного регулирования в указанной сфере.

В России сформирована трехуровневая модель поддержки научно-технической и инновационной деятельности – данный вопрос решается на федеральном, региональном и местном уровне. Она построена по аналогии с действующими системами поддержки инноваций в развитых странах, уже доказавшими свою эффективность. Государственная поддержка эффективных предпринимательских структур ? неотъемлемая часть системы по реализации российской социально-экономической политики, направленной на развитие высокотехнологичных отраслей, ключевых регионов и страны в целом

Основные направления государственной поддержки инновационно ориентированных субъектов предпринимательства в Российской Федерации представлены на рис. 2.

Оказание финансовой поддержки субъектам высокотехнологических, наукоемких и инновационных производств осуществляется за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов посредством предоставления бюджетных инвестиций, субсидий, грантов, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам таких субъектов.

По данным на 2020 год ключевыми финансовыми инструментами поддержки научно-технической и инновационной сферы являются проекты следующих государственных органов и организаций:

1) АО «Роснано» – корпорация финансирует напрямую или через специализированные инвестиционные фонды деятельность предприятий, работающих в сфере наноиндустрии, медицинского приборостроения, ядерной медицины и возобновляемой энергетики.

2) АО «РВК» – глобальный венчурный фонд, ориентированный на развитие российского рынка венчурного капитала и реализацию полномочий проектного офиса национальной технологической инициативы.

3) Фонд «Сколково» – структурный элемент экосистемы центра разработки и коммерциализации новых технологий «Сколково», ориентированный на финансирование проектов его участников.

4) Фонд содействия инновациям – государственная некоммерческая организация, обеспечивающая финансирование малых предприятий, работающих в научно-технической сфере. Среднегодовое количество финансируемых проектов достигает 3000 единиц.

5) Фонд развития промышленности – государственная некоммерческая организация, обеспечивающая софинансирование крупных инвестиционных проектов, ориентированных на разработку и выпуск новой высокотехнологичной продукции

6) ВЭБ.РФ – национальный институт развития, поддерживающий функционирование фабрики проектного финансирования и другие инструменты поддержки инновационной и научно-технической деятельности в России

Так, например, государственный Фонд содействия инновациям оказывает поддержку инновационно ориентированному бизнесу в рамках пяти программ: «Старт», «Развитие», «Интернационализация», «Коммерциализация» и «Кооперация» [4]. Так, программа «Старт» ориентирована на создание новых и поддержку существующих малых инновационных компаний. Параметры оказываемой поддержки представлены в табл. 1.

В процессе реализации программы от получателя финансирования ожидается создание интеллектуальной собственности. При этом среднесписочная численность персонала малого предприятия должна быть не менее 3 человек («Старт-2») или не менее 6 человек («Старт-3» и программы «Бизнес-Старт»).

Схема государственной поддержки инноваций с использованием Фабрики проектного финансирования от ВЭБ.РФ наглядно представлена на рис. 3.

Фабрика проектного финансирования призвана обеспечить эффективность данного инструмента государственной поддержки инноваций и возможность его использования для экономического развития страны.

Таблица 1

Параметры поддержки инновационно ориентированного малого бизнеса в рамках программы «Старт»

Doc15.pdf

Источник: Фонд содействия инновациям. URL: http://fasie.ru/

Doc16.pdf

Рис. 3. Схема функционирования Фабрики проектного финансирования от ВЭБ.РФ

Одним из важнейших инструментов финансовой поддержки инновационно ориентированного малого и среднего бизнеса РФ является предоставление таким субъектам льготных кредитов под обеспечение в виде поручительств и гарантий Национальной гарантийной системы (НГС). Программу стимулирования кредитования разработала и реализует государственная организация АО «Корпорация «МСП»» [2]. В рамках программы устанавливаются фиксированная процентная ставки по кредитам размером от 3 млн руб. в следующих размерах – 9,6% для инновационных и приоритетных отраслей экономики. Программу поддерживают такие кредитные организации как «Сбербанк», «Банк ВТБ», «Райффайзенбанк», «Совкомбанк», Банк «Санкт-Петербург» и многие другие.

Имущественная поддержка научно-технической и инновационной деятельности российских экономических субъектов реализуется в форме передачи им во владение или пользование различного государственного или муниципального имущества – как правило, земельных участков или помещений. Наиболее распространенным инструментом имущественной поддержки является создание бизнес-инкубаторов и сдача офисов и производственных цехов в аренду инновационным компаниям по льготной цене.

Наиболее активно имущественная поддержка научно-технической и инновационной деятельности осуществляется на территориях опережающего социально-экономического развития (ТОР). Территории опережающего социально-экономического развития начали формироваться в первую очередь на Дальнем Востоке. По данным на 2020 год действует 21 ТОР. Процедура формирования ТОР представлена на рис. 4.

Привлечение инвесторов на территории опережающего социально-экономического развития осуществляется посредством предоставления им разнообразных налоговых и административных преференций. При этом к ним предъявляется ряд минимальных требований, в числе которых – требования к минимальному объему инвестиций (не менее 500 000 руб.) и к видам экономической деятельности. В каждой ТОР может устанавливаться собственный набор требований к резидентам.

Финансовое обеспечение размещения объектов инфраструктуры на территории опережающего социально-экономического развития в соответствии со ст.4 Федерального закона от 29.12.2014 №473-ФЗ «О ТОЭСР» осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов. Допускается также финансирование и из внебюджетных источников финансирования.

Doc17.pdf

Рис. 4. Процедура формирования ТОР

Осуществление информационной поддержки высокотехнологической и инновационной деятельности в России осуществляется посредством формирования специализированных информационных систем и сайтов в сети «Интернет», которые предназначаются, в первую очередь, для поддержки инновационно ориентированного малого и среднего бизнеса. Так, под эгидой федерального проекта «Ты – предприниматель» был создан Бизнес-навигатор МСП [3]. По данным на 11 ноября 2020 года количество пользователей Портала Бизнес-навигатор МСП достигало 9 324 000 человек, еженедельный прирост – около 80 000 человек.

Оказание консультационной поддержки может осуществляться в виде создания организаций, оказывающих консультационные услуги инновационному бизнесу, а также компенсации произведенных и документально подтвержденных затрат на оплату консультационных услуг.

Оказание поддержки в сфере образования может осуществляться органами государственной власти и местного самоуправления в виде создания условий для подготовки кадров для субъектов научно-технической и инновационной деятельности или их дополнительного профессионального образования, а также учебно-методической и научно-методической помощи таким субъектам.

Большое значение имеет государственная поддержка инновационных предприятий в сфере внешнеэкономической деятельности, которая осуществляется в следующих формах (рис. 5).

Комплексная поддержка инновационно ориентированного бизнеса также предполагает создание соответствующей инфраструктуры поддержки на всех уровнях управления (рис.6).

Большое значение для поддержки инновационного бизнеса имеют бизнес-инкубаторы, занимающаяся поддержкой проектов: от разработки идеи до её коммерциализации. Так, в Московской области функционируют такие бизнес-инкубаторы как Audit Pro (Зеленоград), Сфера (Химки), Гарантия (Серпухов), Интернель (Щелково), Центр информационных технологий (Звенигород), РосБизнес Продвижение (Люберцы) и многие другие.

Неотъемлемым элементом инфраструктуры финансовой поддержки малого предпринимательства являются технопарки – территориальные научные, технологические и технические базы для реализации инновационных проектов.

Doc51.pdf

Рис. 5. Поддержка внешнеэкономической деятельности инновационных предприятий

Doc52.pdf

Рис. 6. Инфраструктура государственной поддержки инновационно-ориентированного бизнеса

Примером такой организации является муниципальное бюджетное учреждение «Технопарк-Липецк», предоставляющий резидентом в аренду деловые и производственные площади и оказывающий финансовые и иные услуги малому бизнесу. В крупных муниципальных образованиях могут действовать кредитные кооперативы, обеспечивающие более эффективное микрофинансирование субъектов МСП (пример – кредитный кооператив в городском округе Саранск).

Также в России создаются также торгово-промышленные палаты – негосударственные объединения предпринимателей, обеспечивающие эффективное развитие бизнеса, в том числе и инновационных предприятий. Существуют также иные объекты инфраструктуры, оказывающие различные формы поддержки высокотехнологического предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровне.

В числе прочих мер поддержки научно-технической и инновационной деятельности можно назвать упрощение процедуры получения патентов на положительные результаты НИОКР. Этапы получения патента на изобретения представлены на рис. 7.

В рамках государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности предусматривается также обеспечение условий для привлечения инновационно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в тендерах, а также в государственно-частных партнерствах.

Doc18.pdf

Рис. 7. Этапы получения патента на изобретение

На региональном уровне для поддержки высокотехнологических производств и инновационных проектов предусматривается формирование акционерных и паевых инвестиционных фондов.

Таким образом, в России существует широкий спектр инструментов государственной поддержки и регулирования научно-технической и инновационной деятельности. Активизация данных инструментов будет способствовать улучшению инвестиционного климата и повышению эффективности технологического развития государства.


Библиографическая ссылка

Мусостов З.Р., Дудаев Т.-А.М., Сайдулаева Д.М. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА И РЕГУЛИРОВАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 12-1. – С. 138-144;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1486 (дата обращения: 23.04.2024).