Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

СТРАТЕГИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА

Ломаченко Т.И. 1
1 Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина
В статье проанализировано развитие нефтегазового комплекса в период пандемии, риска глобальной рецессии, энергетического перехода, цифровизации отрасли. Определены ключевые позиции современного нефтегазового комплекса и дана их характеристика. Рассмотрены условия, при которых происходит переформатирование экспортно-сырьевой модели развития России. Выявлены ведущие направления производства, которые требуют эффективного управления рисками, связанными со спецификой данной отрасли, его процессов и их влиянием на достижение стратегических целей и задач (устойчивое развитие экономики страны, отрасли, приоритеты инновационного развития, цифровизация отрасли, развитие новых источников энергии, выпуск продукции высоких переделов, увеличения нефтеотдачи в РФ, утилизация попутного нефтяного газа и его рациональное использование, оптимизация системы комплексного использования недр, бережливое и рациональное использование природных ресурсов и т.д.), а также рассмотрены специфические риски связанные со стадиями производственного цикла на современном этапе. Систематизация специфических рисков позволяет совершенствовать механизмы экономического управления предприятием, с учетом их минимизации. В статье предложены для рассмотрения следующие стадии производственного цикла: разведки и методов дистанционного зондирования, разработки, переработки нефти и газа, транспортировки нефти и газа, реализации нефти и газа на внутреннем и внешних рынках. Количественная и качественная оценка риска возникает на стадии разведки при геологоразведочных и геофизических разработках. При получении полного спектра учета рисков, в том числе и геологических полученная информация о возможных отклонениях производственных и финансовых показателях способна минимизировать потери на всех стадиях производственного цикла предприятий нефтегазового сектора.
нефтегазовый комплекс
экспортно-сырьевая модель
управление рисками
стратегические риски
специфические риски
стадии производственного цикла
пандемия
цифровизация
конкурентоспособность отрасли
1. Амбарцумян А.К. Сравнение стратегий нефтяных компаний и оценка их эффективности // Экономические науки. 2009. № 7. С. 358-367.
2. Андреев О.С. Стратегические цели вертикально интегрированных нефтяных компаний // Экономические науки. 2011. № 8. С. 144-148.
3. Балдин К.В., Воробьев С.Н. Управление рисками. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 511 с.
4. Вишняков Я.Д. Общая теория рисков. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 368 с.
5. Ильинский А.А., Шамалов Ю.В. Приоритетные стратегические инициативы развития нефтегазового комплекса Российской Федерации // Проблемы современной экономики. 2008. № 4. С. 39-43.
6. Рубинштейн Е.И. Экономика нефтяной и газовой промышленности. Сургут: Издательство СурГУ, 2003. 159 с.
7. Садчиков И.А., Сомов В.Е., Колесов М.Л., Балукова В.А. Экономика химической отрасли. СПб: Химиздат, 2000. 384 с.

Введение

Современная парадигма развития нефтегазового комплекса учитывает риски с учетом особенностей современного этапа: пандемии, риска глобальной рецессии, энергетического перехода, внедрения элементов Индустрии 4.0, цифровизации нефтегазовых технологий, качества минерально-сырьевой базы и т.д. Следовательно, на сколько обосновано и своевременно используется системный подход в управлении рисками предприятиями нефтегазового комплекса, как быстро предприятия смогут обеспечить соответствующие ответные меры на полный перечень рисков, оказывающих отрицательное влияние на производственные и финансовые результаты деятельности предприятий, содействовать качественной подготовки отчетности и контрольных процедур по защите активов от неправомерного их использования от этого будут зависеть не только эффективные показатели их деятельности, но и политическая, социальная стабильность в стране. Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена специфическими особенностями нефтегазового сферы и их влиянием на достижение стратегических целей и задач предприятиями нефтегазовой отрасли, осуществляющих полный производственный цикл – от геологоразведки и добычи до переработки и сбыта нефтепродуктов [2, с.147], а также комплекса технологических рисков позволяющие принимать обоснованные решения по сбалансированному развитию производственно-технологического процесса в условиях высокой неопределенности, большой продолжительности инновационного цикла и активной мировой конкуренции.

Цель исследования является разработка системы стратегических и специфических рисков предприятий нефтегазового комплекса.

Материал и методы исследования

Открытые аналитические отраслевые отчеты. При проведении исследования применялся аналитический метод, метод сравнения. Приемы сбора, обработки и анализа информации определялись конкретными целями исследования на основе системного подхода.

Результаты исследования и их обсуждение

В исследование проблем стратегического развития нефтегазового комплекса России, а также совершенствование системы управления рисками, существенный вклад внесли такие исследователи, как Амбарцумян А.К. [1], Андреев О.С. [2], Балдин К.В. [3], Вишняков Я.Д. [4], Ильинский А.А. [5] и др. В трудах Рубинштейна Е.И. [6], Садчикова И.А. [7] рассмотрены основные понятия, особенности развития нефтегазового комплекса. Однако, проблемы отражающие специфические особенности нефтегазового комплекса влияют на реализацию стратегических целей предприятия и данный вид рисков все еще остается значимым для отрасли, но, на сегодняшний день все еще продолжает оставаться на относительной периферии изученности современного риск-менеджмента.

Российская Федерация обладает значительными запасами нефти и газа. За прошедшие 20 лет с 2020 по 2019 гг. произошло увеличение добычи нефти в 1,72 раза, а газа в 1,26 раза. В таблице 1 представлена добыча и экспорт нефти и газа.

Ежегодно экспорт нефти составляет – 47-48%, газа – 30-32%. В таблице 2 представлена доля экспорта от добычи нефти и газа.

Таблица 1

Добыча и экспорт нефти и газа РФ за 2000-2019 гг.

Показатель

2000 г.

2005 г.

2010 г.

2015 г.

2019 г.

Отклонения за 2019 г. по сравнению с 2000 г. (+, -)

Добыча нефти, млн т

324

470

506

533,5

560,2

+236,2

Экспорт нефти, млн т

144,4

252,5

246,9

241,3

265,5

+121,1

Добыча газа, млрд м3

584

641

665

645,9

737,5

+153,5

Экспорт газа, млрд м3

193,9

209,2

188,2

190

247,1

+53,2

 

Таблица 2

Доля экспорта от добычи,%

Годы

2000

2005

2010

2015

2019

Нефть

44,4

53,7

48,7

45,2

47,4

Газ

33,2

32,6

28,3

29,4

33,5

 

Мы видим, что экспортно-сырьевая модель развития России характеризуется своей стабильностью, однако условия пандемии способствуют переформатированию данной модели развития, существенно усилив роль государства в развитии экономики. Пандемия стала катализатором трансформации международного сотрудничества, нарушив глобальные технологические цепочки в движении товаров и капитала, падением спроса в мире и в страновых экономиках. Соответственно, по данным МВФ, из-за пандемии рост мировой экономики составит – 0,3%, вместо ранее ожидаемых 3,6%. Кроме этого, процессы, которые происходят в мире, с учетом изменения климата – мировая экологизация – это новый способ передела мировых рынков, которые являются инструментом для дискриминации ресурсодобывающих компаний: 1) объявлены врагом номер один – парниковые газы (в рамках Парижского соглашения по климату от 2015 года) и источники его образования – нефть, газ, уголь, а это основные статьи российского экспорта; 2) в мировой практике вводится система отчетности (по инициативе ЕС), позволяющая оценивать эмиссию парниковых газов при производстве любого вида товаров и услуг и данный вид отчетности по так называемому «углеродному следу» становится обязательным в мире; 3) в мире вводится углеродный налог – плата за выбросы эквивалента углекислого газа в атмосферу; 4) ожидается принятие в 2021 году европейского закона о климате, при котором налогом будет облагаться продукция зарубежных компаний, производимая с высоким уровнем выбросов парниковых газов. При этом финансовые потери отечественных экспортеров могут достичь 3-4 млрд евро в год. Таким образом, по новым правилам строится новая глобальная индустриализация основой развития которой должен стать выпуск высокотехнологичной, высококачественной продукции более высоких переделов на базе ресурсо- и трудосберегающих экологически чистых технологий. Следовательно, определение правильной стратегической политики предприятия, поддержания стабильного, устойчивого финансового состояния, обеспечение прибыльности, позволяющей выплачивать дивиденды, а также инвестировать в дальнейшее совершенствование материальной и ресурсной базы на долгосрочный период является алгоритмом успеха предприятий нефтегазового комплекса. В связи с этим, реализация перспективных процессов и механизмов для обеспечения соответствующего качества и оптимальности выбора стратегии предприятия должно быть сосредоточено на рисках, связанных с ключевыми тенденциями и проблемами развития нефтегазового комплекса (таблица 3).

При оценке и прогнозировании результатов хозяйственной деятельности предприятий нефтегазовой отрасли важно определить полноту и корректность учета рисков. Кроме этого, немаловажный этап в процессе управления рисками – систематизация специфических рисков, позволяющих совершенствовать механизмы экономического управления предприятием, с учетом минимизации рисков. Рассмотрим систему специфических рисков для предприятий нефтегазового комплекса по стадиям производственного цикла (таблица 4).

Наиболее важно в системе специфических рисков выделять их по стадиям производства. Количественной и качественной оценке наиболее сложно поддаются специфические риски, возникающие на стадии разведки, возникающие при геологоразведочных и геофизических разработках. Кроме этого, с помощью предложенной системы специфических рисков достигается более полный спектр учета геологических рисков, что в дальнейшем позволит представлять информацию о возможных отклонениях производственных и финансовых показателях, тем самым минимизируя потери предприятий нефтегазового комплекса, связанных с вложением средств в разработку месторождения нефти и газа.

Таблица 3

Элементы стратегического планирования и рисков предприятий нефтегазового комплекса

Стратегические цели

Устойчивое развитие экономики страны, отрасли

Приоритеты инновационного развития

Цифровая трансформация и искусственный интеллект

Развитие новых источников энергии

Выпуск продукции высоких переделов

Введение малых месторождений, малодебитных и высокообводненных скважин, ТРИЗ

Производство отечественного оборудования для разработки ТРИЗ и арктического шельфа

Стратегические задачи

Стратегические риски

-Увеличение добычи нефти и газа

- Расширение ресурсной базы

- Внедрение новых технологий добычи

- Обеспечение устойчивого финансового положения

- Оптимизация затрат на разведку и добычу

- Риск сокращения объема добычи

- Риск сокращения объемов запасов

- Риск потери конкурентоспособной продукции

- Риск потери ликвидности

- Риск увеличения себестоимости сырья

- Расширение рынков

- Бесперебойные поставки

- Эффективность переработки

- Риск ограничения доступа к рынкам

- Риск возврата продукции

- Риск отказа производственного оборудования

- Доход акционеров

- Соблюдение законодательства

- Промышленная и экологическая безопасность

- Развитие персонала

- Риск невыплаты дивидендов

- Риск изменения законодательства об использования сырьевых ресурсов и защите окружающей среды

- Риск технических аварий и воздействия на экосистему

- Риск нехватки квалифицированных кадров в условиях цифровизации отрасли

Таблица 4

Система специфических рисков предприятия нефтегазового комплекса по стадиям производственного цикла (признак классификации)

Стадии производственного цикла

Специфические риски предприятия нефтегазового комплекса

Стадия разведки и методов дистанционного зондирования

- Риск ошибок геологоразведочных исследований и неоткрытия месторождения;

- Риск открытия нерентабельного месторождения;

- Риск нерациональной разработки месторождения и его более ранней выработки;

- Риск потерь, при неточном определении объема запасов и коэффициента нефтегазоизвлечения

Стадия разработки

- Риск неправильного выбора технологии бурения, добычи нефти и оценки запасов;

- Риск технических аварий оборудования и форс-мажорных ситуаций;

- Риск загрязнения при сбросе пластовых вод, жидких и твердых отходов;

- Риск воздействия на экосистему при геологоразведочных и геофизических разработках.

- Риск задержки, сбоя, остановки добычи нефти;

- Риск нехватки квалифицированных кадров в условиях цифровизации отрасли

Стадия переработки нефти и газа

- Риск установки оборудования по переработки сырья с некачественными характеристиками

- Риск логистики производственного цикла переработки нефти, газа, конденсата

- Риск задержки, сбоя, остановки переработки сырья

- Риск не эффективного найма персонала

Стадия транспортировки нефти и газа

- Риск, связанный с условиями рынка сбыта нефти, газа и нефтепродуктов;

- Риск возврата продукции;

- Транспортный риск;

- Риск страны-транзитера

Стадия реализации нефти и газа на внутреннем и внешних рынках

- Риск введения санкционного режима со стороны зарубежных государств;

- Риск изменения курса правительства и законодательства об использования сырьевых ресурсов, защите окружающей среды, налогового и таможенного режимов;

- Риск в неполучении, приостановлении лицензии и разрешений;

- Риск конкуренции за запасы со стороны государственных нефтяных компаний;

- Риск, инвестиционных возможностей участников разработки месторождений

 

Заключение

Таким образом, следует отметить, что эффективное управление стратегическими, а также специфическими рисками должно исходить из комплексного выявления и описания рисков, а также определения ключевых показателей предприятия, что позволит на практике всесторонне учитывать как отрицательные последствия реализации события, так и положительные.


Библиографическая ссылка

Ломаченко Т.И. СТРАТЕГИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 12-1. – С. 133-137;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1485 (дата обращения: 19.04.2024).