Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОПАРКОВ

Ерыгин Ю.В. 1 Еремеев Д.В. 1 Борисова Е.В. 1 Шумаков Ф.П. 1
1 Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева
На современном этапе развития Российской Федерации определяющим фактором обеспечения национальной безопасности, конкурентоспособности и экономической независимости государства становится научно-технологическое развитие, ведущую роль в котором играют преимущественно предприятия крупного бизнеса. Однако существующая региональная инфраструктура ориентирована исключительно на поддержку предприятий малого и среднего бизнеса. Вовлечение инновационного потенциала крупных высокотехнологичных предприятий возможно, прежде всего, на основе построения технопарковых структур, кластеров, а также особых экономических зон, обеспечивающих комплексное инновационное развитие территорий их размещения. В связи с этим, необходимо пересмотреть не только механизмы работы таких технопарков и иных коммерческих объединений, но и концептуальные подходы к формированию их взаимодействия в ходе реализации региональных инновационных проектов, а также учета особенностей государственного стимулирования производства высокотехнологичной продукции, осуществляемого в рамках сетевого взаимодействия всех субъектов инновационной деятельности.
региональный технопарк
инновационная инфраструктура
производство высокотехнологичной продукции
инновационный потенциал
1. Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207967/ (дата обращения: 01.11.2020).
2. Иванова М.В. Формирование региональной инновационной подсистемы: теория, методология, практика: автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. Санкт-Петербург, 2013. 42 с.
3. Марданшина Е.А. Правовой статус субъектов инновационной инфраструктуры // Вестник Удмуртского университета. 2012. Выпуск 3. С. 133-139.
4. Монастырный Е.А., Чистякова Н.О. Структурно-функциональная модель подсистемы «Инфраструктура» в региональной инновационной системе // Инновации. 2007. № 6 (104). С. 58-65.
5. Каменских М.А. Критический обзор подходов к концепции и определению понятия «Региональная инновационная система» // Региональная экономика: теория и практика. 2014. №32. С. 39-48.
6. Строева О.А. Развитие инновационной инфраструктуры региона // ИнВестРегион. 2010. № 4. С. 48-53.
7. Суханова П.А. Модель региона инновационной системы: отечественные и зарубежные подходы к изучению региональных инновационных систем // Вестник Пермского университета. 2015. №4(27). С. 92-101.
8. Суховей А.Ф., Голова И.М. Проблемы формирования благоприятного инновационного климата в регионах РФ // Экономика региона. 2007. Приложение к № 4. С. 85-100.
9. Уланова Ж.Ю. Развитие инновационной инфраструктуры как фактора экономического роста: дис. … канд. экон. наук. Самара, 2006. 138 с.
10. Фиговский О. Израиль и система поддержки инноваций на всех этапах развития [Электронный ресурс]. URL: https://www.rusnor.org/pubs/reviews/9687.htm. (дата обращения: 10.11.2020).
11. Чечурина М.Н. Концептуальные подходы к разработке инновационной инфраструктуры региона // Вестник МГТУ. 2016. Т. 19. № 2. С. 543-549.
12. Чистякова О.В. Формирование и развитие инновационной инфраструктуры предпринимательства на мезоуровне: теория, методология, практика: дис.… д-ра экон. наук: 08.00.05. Иркутск, 2014. 412 с.
13. Технопарки и технополисы Западной Европы. [Электронный ресурс]. URL: https://helpiks.org/3-35614.html (дата обращения: 15.11.2020).
14. Ассоциация кластеров и технопарков России. [Электронный ресурс]. URL: http://akitrf.ru/technoparks/about/ (дата обращения: 15.11.2020).
15. Рейтинг инновационных регионов России: версия 2017. С. 7. [Электронный ресурс]. URL: http://i-regions.org/press-sluzhba/novosti/rejting-innovacionnyh-regionov-rossii-2017 (дата обращения: 20.11.2020).

Введение

На сегодняшний момент разработано и реализуется значительное число теорий и концепций формирования и развития инновационной инфраструктуры региона. Их различие основано на учете особенностей, целей и ключевых задач инновационного развития территорий, к числу которых относятся как регионы, так и государства в целом. Анализ нормативно-правовых документов, а также проводимых мероприятий в данной области экономической деятельности говорит о том, что зачастую российская практика построения и функционирования технопарков, базируется на изучении и переработке зарубежного опыта и идей. Однако это не отменяет необходимости учета современного этапа и целей инновационного развития регионов России.

Актуальность проблемы

Слепое копирование зарубежного опыта привело к тому, что вложены существенные материально-финансовые ресурсы на создание инновационной инфраструктуры, но планируемой отдачи не получено. Вследствие чего актуальными для реализации остаются множественные проблемы государственного и регионального регулирования состава, структуры и функционала объектов инновационной инфраструктуры. Прежде всего это относится к проблеме вовлечения инновационного потенциала предприятий крупного бизнеса в инновационную деятельность региона. Это, в свою очередь, требует совершенствования концептуального подхода к построению и функционированию региональной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей комплексное инновационное развитие территорий на основе построения технопарковых структур, кластеров, а также особых экономических зон.

Цель исследования: обоснование принципов построения и функционирования региональных технопарков, обеспечивающих реализацию инновационных проектов производства высокотехнологичной продукции на основе вовлечения инновационного потенциала предприятий крупного бизнеса.

Материалы и методы исследования

В рамках исследования с использованием общенаучных приемов анализа и синтеза были рассмотрены выводы и рекомендации ведущих российских ученых, аналитическая информация и данные официальных ресурсов организаций и институтов развития, ответственных за формирования и функционирования инновационной инфраструктуры территорий, в т.ч. и технопарков.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе исследования были изучены различные концептуальные подходы к формированию региональной инновационной инфраструктуры, предложенные, как отечественными, так и зарубежными исследователями (табл. 1).

Предложенные концепции представляют безусловный научный и практический интерес. Особенно хотелось бы отметить разработки, предложенные Е.А. Монастырным и Н.О. Чистяковой [4]. К числу несомненных достоинств предложенной модели можно отнести детализацию каждой функции инновационной инфраструктуры, которая соотносится к стадии их выполнения. Такой теоретический подход, для каждой функции, позволяет учесть специфику реализации на инфраструктурных региональных объектах. Что в итоге позволит сформировать эффективный алгоритм управления региональными объектами инновационной инфраструктуры, и как следствие инновационной системой в целом.

Наибольший интерес, с точки зрения авторов, представляют концептуальные положения, разработанные Ж. Ю. Улановой [9] и О. А. Строевой [6], которые предлагают концепции формирования инновационной инфраструктуры региона на основе построения технопарковых структур, кластеров, а также особых экономических зон, обеспечивающих комплексное инновационное развитие территорий их размещения.

Ж. Ю. Уланова [9] разработала организационно-экономическую модель построения инновационной инфраструктуры региона, на основе трех моделей инновационных центров (национальных технопарков, региональных инновационных центров и территорий высоких технологий). Достоинством данной модели является комплексный подход к формированию объектов инновационной инфраструктуры с учетом характера отраслевой специализации территории, диверсификации ее производства и целевой направленности инновационной деятельности региона.

Предложенная О. А. Строевой [6] концепция формирования механизма инновационного развития региона, предусматривает создание условий для успешного функционирования инновационных предприятий и научных организаций в рамках научно-технологического парка. Данная концепция основана на принципах экономической эффективности, развития инновационного потенциала региона, учета региональных условий, интеграции науки, производства, рынка и других. Она позволяет формировать инновационную инфраструктуру региона с учетом особенностей его инновационного развития.

В ходе анализа выявлено, что принципиальные и ключевые характеристики инновационной инфраструктуры региона связаны с реализацией инновационной деятельности малыми и средними предприятиями, оставляя без рассмотрения крупный бизнес, включая предприятия оборонно-промышленного комплекса, обладающие значительным инновационным потенциалом. Одним из объектов инновационной инфраструктуры, способным вовлечь инновационный потенциал предприятий крупного бизнеса в инновационную деятельность, являются технопарки.

Таблица 1

Различные концептуальные подходы к формированию региональной инновационной инфраструктуры

Авторы концептуального подхода

Основные положения

М. В. Иванов [2]

Предлагает рассматривать инновационную систему России как экономическую систему федерального и регионального уровней, включающую совокупность хозяйствующих субъектов, взаимодействующих в процессе производства, распространения и использования нового экономически выгодного знания.

Б. Асхайм, А. Изаксен, К. Отон, Х. Смит, Ф. Кук и др. [5]

Региональные инновационные системы представляют собой промышленные районы и рассматриваются в качестве источника инноваций.

М. В. Иванова [2]

Рассматривает региональную инновационную систему как подсистему социально-экономической системы региона, которая должна способствовать развитию его инновационной деятельности и обеспечивать реализацию инновационных запросов всех участников инновационного процесса.

О. В. Чистякова [12]

Предложила теорию комплексного развития национальных, региональных инновационных систем и инновационной инфраструктуры на макро-, мезо и микроуровнях. Предложенный комплексный подход к формированию инновационной инфраструктуры на региональном уровне, способствующей превращению региональных и экзогенных научных знаний в новую конкурентоспособную продукцию и услуги, предусматривает взаимодействие с макро и микроуровнями.

А. Ф. Суховей, И. М. Голова [8]

В инновационном развитии территории (региона) в качестве центрального звена рассматривают высокотехнологичный комплекс. Инновационная инфраструктура является важнейшим элементом инновационной системы и играет ведущую роль в создании благоприятных условий для развития инновационного предпринимательства.

М. Н. Чечурина [11]

Предлагает формировать инновационную инфраструктуру региона, включающую структуры, процессы и методы, соответствующие его инновационному развитию, а также систему управления инновационным процессом в регионе и специализированные учреждения и институты, позволяющие реализовать инновационную политику и проекты, нацеленные на повышение конкурентоспособности региона.

Е. А. Монастырный и Н. О. Чистякова [4]

В рамках подсистемы инновационной системы региона предложили структурно-функциональную модель, позволяющую в зависимости от реализуемых в регионе функций (создания наукоёмкого малого предпринимательства, коммерциализации результатов научных знаний, оказание услуг бизнесу, направленных на восполнение недостающих компетенций бизнеса) сформировать региональную инновационную инфраструктуру, обеспечивающую ее эффективность и достижение конкретных целей развития территории.

 

Впервые технопарки появились после второй мировой войны в США. В 1970-е годы технопарки стали появляться и в Европе. В таких европейских государствах, как Германия, Италия, Нидерланды, Великобритания, Франция и других получили распространение различные виды технопарков. Среди них технологические, научные, производственные парки и технополисы. В конце 1990-х годов общее число научных парков и технопарков в Западной Европе уже превысило 300 [13].

Первые технопарки в России появились в 90-х. Как правило, это были подразделения университетов или академгородки. В России, в соответствии с рейтингом инновационной активности регионов за 2017 год, наиболее развитыми, с точки зрения инновационной деятельности, являются следующие субъекты и города: Калужская, Новосибирская, Томская области, республика Татарстан, города Москва и Санкт-Петербург. Во многом, это объясняется созданием технопарков в этих регионах.

Вместе с тем, до настоящего времени остаются неразвитыми отдельные институциональные и законодательные нормы, регулирующие правовой статус технопарков. В частности, отсутствие единого определения технопарка, которое следует принять на законодательном уровне, привело к неоднозначному пониманию его структуры, задач и организации управления. Ввиду этого, на сегодняшний день в ряде регионов нашей страны были приняты законы о технопарках, в которых по-разному определено содержание понятия технопарка, что видно из представленной ниже таблицы 2 [15].

Обобщая, можно сказать, что технопарк – это совокупность объектов недвижимости, созданных для ведения малого и среднего бизнеса в сфере высоких технологий, которая управляется единой управляющей компанией и может включать в себя земельные участки, офисные здания, лабораторные и производственные помещения, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.

Таблица 2

Определения понятия технопарк, принятые в регионах России на Законодательном уровне

Наименование нормативно-правового акта

Регион

Понятие Технопарка

Закон Новосибирской области от 15.12.2007 N 178-ОЗ (ред. от 01.04.2011) «О политике Новосибирской области в сфере инновационной системы» (принят постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 06.12.2007 N 178-ОСД).

Новосибирская

область

Технопарк – форма интеграции науки, образования, производства, малого и среднего предпринимательства и бизнеса, которая осуществляется на базе специализированного имущественного комплекса путем концентрации интеллектуальных, финансовых, консалтинговых, организационных и иных ресурсов и услуг, обеспечивающих успешную коммерциализацию и трансферт технологий субъектами инновационной деятельности.

Закон Республики Татарстан №69-ЗРТ от 13 октября 2018 года. Принят Государственным Советом Республики Татарстан 24 сентября 2018 года.

Республика

Татарстан

Объекты промышленной инфраструктуры и технологической инфраструктуры, предназначенные для осуществления субъектами деятельности в сфере промышленности промышленного производства, и/или научно-технической деятельности, и/или инновационной деятельности в целях освоения производства промышленной продукции и коммерциализации полученных научно-технических результатов и управляемые управляющей компанией – коммерческой или некоммерческой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации» [2]

Закон Санкт-Петербурга «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга». Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 13 мая 2009 года.

г. Санкт-Петербург

Технологический парк Санкт-Петербурга – совокупность объектов недвижимого имущества (отдельно стоящее здание, сооружение и/или несколько зданий, сооружений, а также земельные участки), а также объектов коммунальной, транспортной и технологической инфраструктуры, обеспечивающих полный цикл услуг по размещению и развитию субъектов деятельности в сфере промышленности и/или инновационных компаний, которые являются резидентами технологического парка (технопарка) Санкт-Петербурга, и управляемых собственником или управляющей компанией, и которым в установленном законодательством Санкт-Петербурга порядке присвоен статус технологического парка Санкт-Петербурга [1]

Закон Томской области «О Промышленных (индустриальных) парках в Томской области». Принят Законодательной Думой Томской области 27.11.2014 (постановление № 2373).

Томская область

Под промышленным парком подразумевается – комплекс созданных и/или создаваемых объектов недвижимости (земельный(ые) участок(ки), административные, производственные, складские и иные нежилые помещения) и инфраструктуры промышленного (индустриального) парка, необходимые для организации деятельности резидентов промышленного (индустриального) парка, эксплуатируемый управляющей компанией и получивший статус промышленного (индустриального) парка [8]

 

Таблица 3

Результаты деятельности некоторых технопарков в России

Регион технопарка

Планируемые результаты

Достигнутые результаты

Сроки реализации основных проектов

Организационно-правовая форма Технопарка

Новосибирская область

Технопарк ставит перед собой две основные цели деятельности: формирование технологических бизнесов, их коммерциализация и последующий вывод на рынок; – создать работающий бизнес и выйти из капитала компании.

Основанный в 2011 году, нано центр «СИГМА. Новосибирск» входит в сеть нано центров Фонда инфраструктурных и образовательных программ. В нано центре уже создано более чем 75 проектов по следующим направлениям: специализированная химия, медицинские биотехнологии, микроэлектроника и сенсоры. Общая численность компаний-резидентов по состоянию на 31.12.2018 – 295, количество сотрудников – 9 244 человека. В 2018 году рассматриваемый технопарк признан одним из самых эффективных в России [4]

2010-2017

Общество с ограниченной ответственностью (ООО)

Республика Татарстан

Целью своей деятельности технопарк «Идея» обозначил создание системы коммерциализации наукоемких идей.

Для достижения цели запланировано обеспечение компаниям-резидентам необходимой поддержки на всех этапах инновационного цикла разрабатываемых проектов.

Инновационно-производственный технопарк «Идея» начал свою работу 5 февраля 2004 года. Основной операционный доход «Идея» получает от сдачи помещений в аренду. Работа направлена на улучшение инвестиционного климата Татарстана, повышение уровня деловой активности и развитие наукоемкого производства в республике. По состоянию на 2018 год данный показатель, по данным службы статистики Татарстана, составил 4 288 млн. рублей. Количество компаний-резидентов на начало 2020 года – 59. Один из ключевых партнеров – АО «Роснано» [5]

2004-2018

Закрытое акционерное общество (ЗАО)

(в настоящее время ООО или ПАО)

Санкт-Петербург

Оказание поддержки высокотехнологичному бизнесу. Содействие в инновационном развитии субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, путем обеспечения доступа заказчиков ко всему перечню новейших технологий.

Основные заказчики услуг технопарка – субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП). Одна из ключевых задач: выявление перспективных бизнес-моделей и технологических разработок субъектов (МСП). Число компаний-партнеров на 2020 год – 47, среди них такие, как: инновационный центр «Сколково», Microsoft, ПАО «Газпром нефть» и другие [6]

 

(Акционерное общество)

Сейчас ПАО

Томская

область

Главными целями своей коммерческой деятельности ОАО ТМДЦ «Технопарк» обозначает следующие направления: проведение выставочно-ярмарочной, маркетинговой и инновационной деятельности.

Первый, официально зарегистрированный в СССР в 1990 году технопарк. С 2005 года действует, как ОАО «Томский региональный центр трансфера технологий». На сегодняшний день коммерческая деятельность ОАО ТМДЦ «Технопарк» базируется на выставочно-ярмарочной, инновационной, и маркетинговой деятельности [7]

1990-по настоящее время

(Открытое акционерное общество)

На сегодняшний момент ПАО

 

В 2018 году в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации», внесены изменения, в соответствии с которыми были закреплены на законодательном уровне понятия «технологическая инфраструктура» и «промышленный парк». Таким образом, были заложены правовые основы для государственной поддержки проектов создания и развития промышленных технопарков [14].

Рассмотрим результаты работы Российских технопарков, достигнутые ими в соответствии с поставленными целями и задачами (табл. 3).

На основе анализа приведенных понятий технопарка, функционала и результатов их деятельности в отечественной практике, предлагается определить роль технопарка, как объекта инновационной инфраструктуры, объединяющего в различных хозяйственно-правовых формах, инновационный потенциал субъектов инновационной деятельности региона с целью организации полного инновационного цикла, посредством установления сетевого взаимодействия между соответствующими хозяйствующими субъектами.

Функционирование промышленного технопарка предполагает создание управляющей компании, объединяющей специализированные площади, оснащенные в соответствии с требованиями предприятий-резидентов. Наряду с этим, для наиболее эффективного и быстрого решения поставленных задач, региональным технопаркам целесообразно объединять возможности предприятий малого, среднего и крупного бизнеса. Для этого следует выработать инструменты, с помощью которых такие предприятия можно будет заинтересовать в сотрудничестве. На наш взгляд, наиболее оптимальным при работе технопарка представляется так называемый «принцип одного окна», суть которого заключается в создании единого центра управления инновациями в конкретном субъекте, с использованием общей базы данных для всего региона. Каждому технопарку следует выработать свою, особую методику для оценки и дальнейшего повышения эффективности использования государственных и частных инвестиций, направленных на улучшение его функционирования.

Сформулированные требования требуют развития основных концептуальных положений к созданию и функционированию технопарков на территории Российской Федерации. В связи с этим, в рамках проведенного исследования были сформулированы следующие принципы построения и функционирования технопарков:

– вовлечение инновационного потенциала крупных, средних и малых предприятий региона в деятельность технопарка в качестве резидентов в рамках реализуемых на территории региона инновационных проектов с предоставлением данным предприятиям временного статуса объекта инновационной инфраструктуры;

– формирование резидентов технопарка по принципу портфеля инновационных проектов, реализуемых в регионе;

– организация сетевого взаимодействия между сформированными таким образом резидентами в рамках каждого, включенного в портфель, инновационного проекта с целью повышения эффективности и их заинтересованности в получении конечного результата;

– развитие материальной базы технопарка с учетом необходимости компенсации недостающих компетенций в рамках сетевой организации при реализации инновационного проекта;

– эффективное распределение объемов государственной поддержки в различных формах, как между проектами, реализуемыми в регионе, так и между участниками сетевого взаимодействия в рамках отдельного инновационного проекта;

– принцип возвратности вовлеченных денежных средств государственной поддержки.

Реализация первого и второго концептуальных положений основана на принципиально новом подходе к определению резидентов технопарка и обеспечивает, как максимальное вовлечение инновационного потенциала предприятий региона в его инновационную деятельность (в том числе предприятий крупного бизнеса), так и его наиболее эффективное использование. В свою очередь это требует разработки методического инструментария формирования портфеля инновационных проектов, составляющих основу технопарка.

Третье и четвертое концептуальные положения исходят из необходимости формировании сетевого взаимодействия как определяющей формы сотрудничества в научно-технической и инновационной сфере. Сам принцип не является новым, однако до настоящего времени не уделяется необходимое внимание вопросам выбора форм и разработке механизмов формирования сетевого взаимодействия между объектами инновационной инфраструктуры и другими субъектами инновационной деятельности в процессе реализации инновационных проектов. Построение сетевого взаимодействия, прежде всего, предприятий крупного бизнеса и объектов инновационной инфраструктуры основано на объединении их усилий и увязывании в единую цепочку на основе взаимной заинтересованности для достижения общих конечных результатов реализации инновационных проектов.

В сетевое взаимодействие, наряду с объектами инновационной инфраструктуры, вовлекаются объекты инвестиционно-финансовой и рыночной инфраструктуры. При этом реализуется принцип интеграции инновационной инфраструктуры в рыночную и инвестиционно-финансовую инфраструктуру национального и международного уровней. Это позволяет обеспечить продвижение на рынке и формирование спроса на инновационную продукцию, повысить эффективность реализации завершающих этапов инновационного процесса, привлечь дополнительные источники финансирования для реализации инновационных проектов [1].

Стоит отметить, что расширение сферы деятельности технопарка и функционирующих в регионе объектов инновационной инфраструктуры в связи с необходимостью компенсации недостающих компетенций в рамках сетевого взаимодействия требует проведения оценки предельного экономического потенциала и эффективности (окупаемости) его формирования и использования [3].

Реализация последних двух концептуальных положений вытекает из необходимости наиболее эффективного использования средств государственной поддержки инновационной деятельности в регионе. При этом учитываются все возможные формы государственного стимулирования из бюджетов различных уровней. Это требует разработки методического инструментария, обеспечивающего эффективное распределение объемов государственной поддержки, как между участниками сетевого взаимодействия в ходе осуществления отдельного инновационного проекта, так и между инновационными проектами, реализуемыми в рамках технопарка.

Принцип возвратности заимствован из зарубежного опыта и определяется предположением возвратности вовлеченных денежных средств государственной поддержки в виде субсидий в форме ежегодных выплат или приватизации бизнеса, а также его продажи с целью реинвестирования средств государства в поддержку других инновационных проектов. Это позволит существенно нарастить темпы инновационного развития региона.

Заключение

Выполненный анализ показал, что предлагаемые исследователями принципы и ключевые характеристики инновационной инфраструктуры региона в той или иной мере связаны с реализацией инновационного процесса и организацией взаимодействия его участников. Вместе с тем они не учитывают особенности производства и реализации высокотехнологичной гражданской продукции и не решают задачи вовлечения предприятий крупного бизнеса в инновационную деятельность региона. Поэтому предложенные и обоснованные авторами концептуальные положения построения и функционирования региональных технопарков заслуживают пристального внимания и практической реализации.


Библиографическая ссылка

Ерыгин Ю.В., Еремеев Д.В., Борисова Е.В., Шумаков Ф.П. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОПАРКОВ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 11-3. – С. 477-484;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1451 (дата обращения: 20.04.2024).