Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Бисултанова А.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»
В данной статье автором дана попытка осветить основные проблемы развития туристской отрасли экономики Чеченской Республики. Для того, чтобы выделить фундаментальные проблемы туризма в Чеченской Республике автором сделан анализ характерных черт региона, выявлена роль региона на рынке туристских услуг, рассмотрены основные факторы, оказывающие положительное и отрицательное воздействие на сферу туризма. Автор также затронул правовые проблемы развития туризма в ЧР, такие как недостаточность нормативно-правовых и законодательных баз в индустрии туризма, отсутствие информации по правовым и налоговым законодательствам. В результате исследования автором проведена группировка проблем развития туристской отрасли экономики Чеченской Республики по экономическим, организационным и правовым составляющим. Для ликвидации выделенных проблем развития туризма автор акцентирует внимание на том, что необходимо совершенствование политики государства по вопросам улучшения налоговой системы, визового, таможенного и тарифного регулирования. Лишь только на общегосударственном уровне может быть решена серьезная проблема транспорта, проблема, по-прежнему актуальная для экономической и социальной отраслей государства. Резюмируя исследование, автор предложил необходимые в первую очередь меры, которые необходимо предпринять государственным структурам власти для стимуляции развития туристской отрасли.
туризм
проблемы в туризме
экономика чеченской республики
1. Назаева М.И. Роль и место сферы туризма в экономике Чеченской Республики. «Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения»: материалы 7-й Международной научно-практической конф. Курск: Университетская книга, 2017. С. 56-59.
2. Ильясова К.Х., Загалаева Ж.А., Кукаева М.Х. Развитие туризма в Чеченской Республики // Вопросы устойчивого развития общества. 2020. № 6. С. 162-166.
3. Тамаев М.Л. Состояние и перспективы развития туризма в Чеченской Республике // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 205-207.
4. Беданоков М.К., Назаева М.И. Развитие туризма Чеченской Республики в современных условиях // Транспортное дело России. 2017. № 1. С. 17-19.
5. Хурция А.Г. Анализ пассажирских перевозок железнодорожным и авиационным транспортом, возможные пути повышения спроса на дальние пассажирские перевозки железнодорожным транспортом // Молодой ученый. 2020. № 31 (321). С. 41-43. URL: https://moluch.ru/archive/321/72977/ (дата обращения: 23.11.2020).
6. Кабакова А.А., Алексеева О.А. Рейтинг конкурентоспособности стран в сфере туризма // Университетская наука – региону. Материалы VI ежегодной научно-практической конференции преподавателей, студентов и молодых ученых Северо-Кавказского федерального университета / под редакцией Л.И. Ушвицкого, А.В. Савцовой. 2018. С. 188-191.
7. Сердюков С.Д., Сердюкова Н.К., Романова Л.М. Система продвижения туристской дестинации как составляющая информационного обеспечения в туризме // Вестник евразийской науки. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-prodvizheniya-turistskoy-destinatsii-kak-sostavlyayuschaya-informatsionnogo-obespecheniya-v-turizme (дата обращения: 22.11.2020).
8. Липина, С.А. Перспективы формирования туристско-рекреационного комплекса в республиках Северного Кавказа // Туристско-рекреационный комплекс. 2010. № 34 (91). С. 60-64.
9. Егизарян Д.Г. «Ахиллесова пята» туристического бизнеса Северо-Кавказского региона // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 403-406.
10. Кольчугина Т.А. Анализ состояния туризма в СКФО и определение точек роста его развития // Университетские чтения – 2019. Материалы научно-методических чтений ПГУ. 2019. С. 136-142.

Чеченская Республика находится на 71 месте в рейтинге конкурентоспособности в сфере туризма, составленном экспертами Центра информационных коммуникаций «Рейтинг» по результатам 2018 года. Низкое место туристской отрасли ЧР в рейтинге означает, что у нас есть сдерживающие факторы развития туризма. Рассмотрим основные проблемы развития туристской индустрии Чеченской Республики. Их можно классифицировать по различным признакам: по организационным составляющим, правовым, инфраструктурным и научным. Эти проблемы взаимосвязаны друг с другом и показывают общие социально-экономические проблемы страны.

Согласно проведенным исследованиям [1-4], для развития туристской индустрии ЧР в первую очередь необходимо решить следующие экономические проблемы:

- высокие затраты на строительство объектов инженерной системы на туристско-рекреационных комплексах (а именно: энерго- и водоснабжение, транспортные пути, водоочистные сооружения);

– небольшой объем бюджетных инвестиций в сфере туризма;

– завышенные цены на транспортные и гостиничные услуги;

– недостаточные бюджетные средства на продвижение туристского продукта на внутренних и международных рынках.

Также стоит затронуть и организационные проблемы развития туристской индустрии, мешающие ее плодотворному функционированию:

– недостаточный эффективный метод продвижения национального туристского продукта на внешний рынок;

– отсутствие высококачественного сервиса.

К правовым проблемам развития туризма в ЧР относится недостаточность нормативно-правовых и законодательных баз в индустрии туризма, отсутствие информации по правовым и налоговым законодательствам. В связи с этим надо разработать специальный механизм государственного регулирования, который обеспечивал привлечение дополнительного потока посетителей в страну, а также приостановление или прекращение предпринимательской деятельности турфирм, грубо нарушающих законодательные акты и нормативные документы.

К главной инфраструктурной проблеме развития туристкой индустрии относится экономический и материальный износ имеющей туристской инфраструктуры в местах размещения.

Например, следует выделить нижеперечисленные проблемы, характерные для мест размещения туристов:

– недостаточное количество средств коллективного размещения в небольших городах, поэтому отсутствует конкуренция и ежегодно растет цены на услуги в местах размещения;

– изношенная материальная база предприятий размещения (санаторно-курортные учреждения, дома и базы отдыха, пансионаты, и гостиницы)

– низкое качество гостиничных услуг;

– малое количество международных гостиничных сетей в туристской индустрии страны;

– средства коллективного размещения не соответствуют международным стандартам качества и ориентированы в основном на местных туристов;

– стоимость проживания в дороже, чем в аналогичных гостиницах других республик;

– низкие показатели заполняемости гостиниц и сильная зависимость от деловых посетителей [3,4].

На формирование туризма большое воздействие также влияет и развитие транспортной инфраструктуры. В туристской отрасли транспорт обеспечивает связь между туристскими элементами и содействует развивать быстрыми темпами. В первую очередь для увеличения туристского потока нужно обновить авиационный парк, расширить географию полётов, установить взвешенную ценовую и тарифную политику, повысить качество сервиса на борту. По данным информационного агентства «Интерфакс» Россия за два года поднялась сразу на четыре пункта в мировом рейтинге конкурентоспособности в сфере туризма Всемирного экономического форума «The Travel and Tourism Competitiveness Report-2019», с 43-го на 39-е место, расположившись между Чехией и Индонезией, причем в развитии авиатранспортной инфраструктуры занимает 23 место в общем рейтинге стран.

Ж/д транспорт, который использует составы советской эпохи, в настоящий момент уже не соответствует требованиям к качеству и скорости, поэтому практически не используется во въездном туризме. Кроме того, у этого вида транспорта такие недостатки:

– большая часть вагонов используются более двадцати лет;

– уровень подготовки проводников в поездах далек от европейских стандартов;

– состояние железнодорожных вокзалов и поездов не предоставляет комфортных условий во время поездки, тем самым сильно сокращая количество посетителей, пользующихся таким транспортом [5].

Все это негативно отражается на привлекательности и конкурентоспособности данного вида транспорта. Для развития железнодорожного транспорта было бы хорошо произвести следующие действия:

– совершенствование нынешних и строительство новых железно-дорожных путей;

– закупка высокоскоростных локомотивов типа «Сапсан» или «Ласточка», чтобы снизить длительность поездок между населенными пунктами;

– расширение сети маршрутов, в особенности новых международных отправлений в страны дальнего зарубежья.

В последнее время в туристских целях широко используется автотранспорт. Автобусный парк ЧР находится не в лучшем состоянии. Очень мало современных комфортабельных автобусов, что не позволяет поддерживать высокий уровень обслуживания туристов.

Ограничивает процесс развития туризма в стране практически полное отсутствие научного сопровождения туристской индустрии, а также и кадровая проблема. Отсутствие квалифицированных кадров является серьезным препятствием в развитии туризма в ЧР. При большом недостатке компетентных кадров для туриндустрии выпускники соответствующих профилей ВУЗов часто остаются без работы из-за простого отсутствия практических навыков и знаний по конкретным вопросам. Проблема качественного обслуживания недостаточно эффективно разрешается как в рамках подготовки работников средств размещения и туристского бизнеса, так и специалистов смежных с туризмом сфер, обслуживающих посетителей.

Туризм республики считается сферой, не привлекающим валютные ресурсы в страну, а напротив, каналом вывоза денежных средств, причем в больших масштабах: выездной туризм значительно превышает въездной. Это связано с тем, что большинство туркомпаний занимается именно выездным туризмом. ЧР жизненно необходимо увеличить поток въезжающих туристов, для чего нужно ориентировать турфирмы на развитие въездного вида туризма, что, в свою очередь, напрямую зависит от состояния транспорта, средств размещения, кадрового обеспечения.

Для ликвидации вышеописанных проблем развития туризма в стране необходимо совершенствование политики государства по вопросам улучшения налоговой системы, визового, таможенного и тарифного регулирования [6-10]. Только на общегосударственном уровне может быть решена серьезная проблема транспорта, проблема, по-прежнему актуальная для экономической и социальной отраслей государства. Важно также, чтобы была продолжена уже начатая работа по строительству гостиничных сетей в наиболее востребованном среднем ценовом диапазоне, как и постоянная работа по повышению качества сервиса и защите прав и интересов постояльцев.

Резюмируя все вышенаписанное, необходимо выделить проблемные вопросы, требующие решения на уровне Правительства Чеченской Республики:

1. Отсутствие четкой методики определения численности туристов и экскурсантов в регионе.

2. Недостаточно развитый портфель крупных событийных мероприятий у мэрий городских округов и администраций муниципальных районов ЧР. Необходимо заблаговременное закладывание в бюджет ОМС финансовых средств на организацию и проведение крупных событийных мероприятий, способствующих узнаваемости и развитию территорий.

3. Недостаточный уровень квалификации персонала средств размещения и объектов общественного питания, несоответствие качества предоставляемых услуг и уровня цен (включая знание иностранных языков, отсутствие меню на английском языке и т.д.). Стоит систематически проводить курсы повышения квалификации для сотрудников данных категорий объектов, а также необходимо проведение на постоянной основе обучающих мероприятий: стажировок в крупных отелях страны и мира; семинаров, тренингов, практических занятий с квалифицированными специалистами; создание центра обучения и переподготовке кадров в сфере туризма.

4. Привлечение в регион сетевые отели. Необходимо проведение Ежегодного форума по франчайзингу в сфере туризма.

5. Высокие цены на авиабилеты, ограниченная сеть направлений авиаперевозок. Требуется понижение тарифа на авиабилеты до уровня конкурентоспособного с регионами СКФО: Назрань, Владикавказ, Махачкала, КМВ. Запуск новых авиамаршрутов.

6. Недостаточно развит придорожный сервис: санитарные комнаты на территории автовокзалов, автозаправочных станций не оборудованы в соответствии с международными стандартами, низкий уровень организации торговли сувенирной продукцией. Следует не допускать строительства новых автозаправочных станций и функционирование существующих без наличия санузлов, соответствующих международным стандартам. Обязать руководство автовокзалов привести в надлежащее состояние санузлы на своих территориях. Следует обратиться к поддержка предпринимателями местных производителей сувенирной продукции посредством открытия точек продажи на территории или вблизи своих объектов.

7. Необустроенность существующих туристских маршрутов: нехватка унифицированной системы туристской навигации, отсутствие смотровых площадок. Министерством по туризму ЧР произведено и установлено 5 дорожных указателей к основным туробъектам Веденского муниципального района, а также совместно с АО «Курорты Северного Кавказа», администрациями городских округов и муниципальных районов ЧР произведено и установлено 11 указателей к ВТРК «Ведучи». Необходимо строительство новых смотровых площадок и установку к основным туробъектам указателей с наличием следующей информации: наименование объекта, местонахождение, расстояние до объекта, пиктограмма и QR-код. К объектам истории и культуры - информационного щита с исторической справкой об объекте.

8. Отсутствие рекламы туробъектов на билбордах. Необходимо изготовление и установка билбордов на основных магистралях, проходящих по территории муниципальных районов. Размещение субъектами турбизнеса информации о своих объектах на билбордах.

9. Низкий уровень подачи информации федеральными СМИ о туризме в ЧР. Необходимо размещение рекламы в крупных СМИ страны и для проведения рекламно-презентационных кампаний.


Библиографическая ссылка

Бисултанова А.А. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 11-3. – С. 416-419;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1442 (дата обращения: 27.04.2024).