Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ПРОБЛЕМАТИКА В ОБЛАСТИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Бусалова С.Г. 1 Филева А.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Национальный Исследовательский Мордовский Государственный университет им. Н. П. Огарёва»
Cуществующее организационное, методическое и правовое обеспечение планирования и финансирования затрат не повышает качество управления расходами регионального бюджета, что снижает эффективность государственного финансового регулирования территориальных социально-экономических пропорций и стабильность региональных бюджетов. Поэтому на практике низкое качество бюджетного управления субъектами Российской Федерации проявляется в дисбалансе региональных бюджетов, неэффективной долговой политике субъектов Российской Федерации, низком качестве бюджетного планирования, формального подхода к исполнению своих обязанностей сотрудниками. Данное суждение обуславливает актуальность выбранной темы исследования. В конечном итоге низкое качество бюджетного управления усугубляет существующие проблемы регионального развития и, в некоторых случаях, способствует возникновению новых проблем, которые часто требуют увеличения бюджетных расходов, что, учитывая ограниченную доходную базу домохозяйств, увеличивает дефицит бюджета и, следовательно, государственный долг субъектов Российской Федерации.
планирование
региональный бюджет
расходы бюджета
эффективность
финансирование расходов
эффективность
1. Горохова Д.В. Основные направления развития управления бюджетными рисками субъектов Российской Федерации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2013. № 2. С. 82-87.
2. Рухманова Н.А. Методические аспекты оценки эффективности реализации целевых программ // Статистический анализ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации: материалы 5-ой Международной научно-практической конференции. 2018. С. 278-282.
3. Федорова О.В. Анализ методических подходов к планированию расходов регионального бюджета // Тенденции развития экономики и менеджмента сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 116-118.
4. Христофорова А.А. Оценка эффективности управления расходами бюджетов в современных условиях // Национальная экономическая система России в условиях новых глобальных вызовов. 2016. С. 119-121.
5. Яшина Н.И., Гришунина И.А. Совершенствование управления региональными финансами с учетом оценки риска функциональных расходов бюджетов территорий // Региональная экономика: теория и практика. 2005. № 11. С. 34-46.

Уровень и устойчивость развития субъектов Российской Федерации в значительной степени определяются качеством планирования и финансирования расходов регионального бюджета, что определяет обоснованность выбора ориентиров для бюджетных расходов, адекватность их объемов для достижения стратегических и тактических целей социально-экономической политики страны и регионов, бюджетных расходов.

Целью исследования является разработка направлений повышения качества планирования и финансирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации в рамках обеспечения устойчивости бюджетной системы региона.

Предметом исследования являются теоретические, методические и организационно-правовые аспекты планирования и финансирования расходов региональных бюджетов в Российской Федерации.

Методологическая основа данного исследования опирается на общенаучные методы (сбор данных, их преобразование посредством анализа, синтеза, обобщения, группировки, классификации и графической обработки).

Среди мер по улучшению планирования и финансирования расходов регионального бюджета, прежде всего следует отметить, что эффективное и ответственное управление региональными финансами предполагает использование подхода, основанного на оценке риска, который позволяет выявить и впоследствии воздействие на проблемный объект. В то же время классификация рисков позволяет максимально точно идентифицировать риск, что, в свою очередь, позволяет разработать конкретные механизмы для минимизации негативных последствий и быстрого реагирования на проблемы.

В таблице 1 представлена классификация рисков, связанных с планированием и финансированием бюджетных расходов Республики Мордовия, и предлагаются меры по их минимизации в зависимости от конкретного вида риска.

Активное использование риск-ориентированного подхода при планировании и финансировании бюджетных расходов Республики Мордовия позволит:

- прогнозировать развитие ситуации в будущем, вырабатывая различные варианты действий как в рамках управления бюджетными расходами в Республике Мордовия, так и в рамках регулирования социально-экономического развития региона в зависимости от его изменения;

- минимизировать влияние негативных последствий;

- повысить эффективность бюджетных расходов;

- администраторы бюджетного администрирования создают мотивационные механизмы для повышения качества своей работы;

- создать более справедливую систему оплаты труда должностных лиц финансовых органов власти Республики Мордовия;

Таблица 1

Риски планирования и финансирования бюджетных расходов Республики Мордовия

Классификационный признак

Вид риска

Меры по минимизации риска в процессе управления расходами бюджета РМ

Составление проекта

бюджета

- риск низкого качества планирования

- риск нарушения сроков составления проекта бюджета

- разработка долгосрочных прогнозов развития РМ с учетом различных вариантов (в т.ч. стресс-ситуаций);

- установление административной ответственности должностных лиц за нарушение сроков составления проекта бюджета;

- введение поощрительных мер в отношении должностных лиц Минфина РМ с высоким качеством бюджетного планирования.

Рассмотрение и утверждение проекта

бюджета

- риск нарушения сроков рассмотрения и утверждения проекта бюджета;

- риск нарушения процедур рассмотрения и утверждения проекта бюджета;

- риск утверждения бюджета с расходами, не подкрепленными соответствующей суммой доходов и источников финансирования его дефицита.

- усиление ответственности за нарушение порядка, сроков и процедур рассмотрения и утверждения проекта бюджета;

- установление административной ответственности должностных лиц за представление и размещение недостоверной информации при рассмотрении и утверждении бюджета.

 

- обеспечение согласованности действий исполнительных (в том числе финансовых), законодательных и надзорных органов;

- установить активное взаимодействие между муниципальными районами Молдовы, что в конечном итоге может стать дополнительным стимулом для экономического роста в регионе;

- улучшение качества бюджетного планирования и бюджетирования.

В контексте совершенствования планирования и финансирования бюджетных расходов Республики Мордовия и ее организации, структура веб-сайта Министерства финансов РМ должна быть реструктурирована и определена с учетом требований эффективного и ответственного управления государственными финансами.

- состав и содержание информации, которая обязательно раскрывается в случае публичного доступа;

- сроки хранения информации (в годах);

- частота публикации;

- список рекомендуемых и допустимых ссылок на внешние ресурсы (например, на официальные сайты контрольно-ревизионных органов или законодательных органов).

Для решения существующей в Российской Федерации проблемы отсутствия системы стимулирования для Республики Мордовия и лиц, ответственных за финансовые власти региона, необходимо ввести:

а) дополнительные меры поддержки в форме межправительственных трансфертов и пожертвований;

б) бонусные схемы для должностных лиц финансовых органов власти субъекта Российской Федерации за достижение высоких позиций в регионах с точки зрения качества управления бюджетными расходами.

В рамках усиления ответственности должностных лиц финансовых органов власти Республики Мордовия за нарушение бюджетных положений в области управления бюджетными расходами представляется целесообразным установить ответственность:

- за невыполнение целевых показателей государственных программ Республики Мордовия (лица, разрабатывающие и утверждающие государственные программы, должны нести как административные, так и дисциплинарные меры, если целевые показатели не выполнены);

- за преждевременное внесение нормативных актов в бюджет и бюджетную политику, а также в случае размещения неточного и / или юридически неграмотного (что явно противоречит поведению Российской Федерации по увеличению не только финансов [5], но и знания бюджета населения) установление ответственности административным должностным лицам лица финансовых органов Республики Мордовия в виде штрафа (в случае повторного нарушения в одном и том же финансовом году одним и тем же должностным лицом - привлечение к дисциплинарной ответственности).

В то же время за отсутствие нормативно-правовых актов на веб-сайте Министерства финансов Республики Мордовия руководитель финансового органа также должен нести ответственность, а за систематическое нарушение и высшее должностное лицо Республики Мордовия.

Для повышения эффективности государственных программ Республики Мордовия (особенно в социальной сфере) необходимо следующее:

a) обеспечение ответственного выбора целей национальной программы с учетом возможной возможности объективной оценки ее достижения, с тем чтобы сделать вывод об изменении качества финансового управления.

б) создать аналитические таблицы, которые устанавливают связь: цели и задачи государственных программ с общепризнанными направлениями, концепциями и стратегиями социально-экономического развития региона; Целевые показатели для государственных программ с указанными в них целями [2].

В целях стимулирования лучшего планирования и финансирования бюджетных расходов Республики Мордовия также возможно:

1) включение в методику оценки качества оценки управления бюджетными расходами Республики Мордовия в качестве критерия наличия бюджетного прогноза;

2) разработать долгосрочные стратегические планы, увеличить горизонт прогнозирования (в настоящее время статья 170.1, минимальный срок прогнозирования бюджета составляет 12 лет) и периодичность (в настоящее время один раз в шесть лет).

Кроме того, требуются периодические обзоры лучших практик управления субъектами Российской Федерации с публикацией этой информации на сайте Министерства финансов Российской Федерации.

При оценке качества государственных и муниципальных услуг, оказываемых гражданами, мы предлагаем использовать современные информационные и коммуникационные технологии (в том числе через сеть Интернет, запуская соответствующие опросы на Едином портале бюджетной системы и размещая ссылки для их проведения на всех сайтах государства. властями Российской Федерации и органами, оказывающими государственные и муниципальные услуги) [1], а также нестандартными подходами, позволяющими оперативно выяснить мнения граждан о качестве предоставляемых услуг. В частности, эти оценки могут быть сделаны путем установки специальных урн для голосования или других контейнеров для голосования в организациях, предоставляющих соответствующие услуги (например, в клиниках и библиотеках). Конечно, возможность применения этого метода оценки ко всем организациям, предоставляющим государственные и муниципальные услуги, ограничена сроками предоставления соответствующих услуг и возможностью получения надежных результатов (например, в образовательные организации, особенно на школьном и дошкольном уровнях) [4].

Наконец, представляется целесообразным решить имеющиеся проблемы работы со статистической информацией. Так, в частности, предлагаем прийти к единой последовательности субъектов Российской Федерации при стратегическом планировании (так, например порядок перечисления субъектов Российской Федерации отличается даже в государственных программах Российской Федерации, принятых одновременно («Развитие здравоохранения» и «Содействие занятости населения»), формировании статистических данных по регионам (в настоящее время субъекты Российской Федерации перечислены не только в разной последовательности на сайте Федеральной службы государственной статистики и Министерства финансов Российской Федерации, но и на сайте Минфина России и подведомственных ему служб) и ускорить процесс подведения статистических итогов, т.к. ряд показателей становятся известными более чем через год после окончания отчетного периода, что затрудняет возможности для оперативного их использования в процессе управления расходами бюджетов субъектов Российской Федерации [3].

Реализация разработанного нами перечня предложений не только улучшит качество планирования и финансирования бюджетных расходов Республики Мордовия, но и обеспечит более полное и эффективное выполнение принципов бюджетной системы с учетом международных требований и в соответствии с существующими экономическими проблемами.


Библиографическая ссылка

Бусалова С.Г., Филева А.Н. ПРОБЛЕМАТИКА В ОБЛАСТИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 10-2. – С. 116-119;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1355 (дата обращения: 24.04.2024).