Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ОСОБЕННОСТИ УСЛОВИЙ САМОРАЗВИТИЯ МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА СЕВЕРНОГО РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Положенцева О.А. 1
1 Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина ФИЦ КНЦ РАН
В статье в целях исследования проведен социологический анализ условий саморазвития местных сообществ Мурманской области: проанализированы социальные проблемы северного региона и наиболее актуальные инициативы жителей, способствующие саморазвитию местных территориальных сообществ. Выявлены виды социального взаимодействия, способствующие саморазвитию местных сообществ. Определены факторы, влияющие на степень активности и готовности местного населения участвовать в социально значимой деятельности, основные причины препятствий, готовности местного сообщества к участию населения в решении вопросов местной жизни, к совместным действиям. Сделан вывод о важности взаимодействия местного сообщества и местной власти для саморазвития местного сообщества.
местное сообщество
саморазвитие
органы местной власти
местные проблемы
взаимодействие
1. Гущина И.А., Кондратович Д.Л., Положенцева О.А. Восприятие отдельных аспектов социально-экономического развития населением Арктического региона (на примере Мурманской области) // Общество, политика, экономика, право. 2017. №1. С. 57-60.
2. Анимица Е.Г., Шарыгин М.Д. Территориальная общность людей как объект местного самоуправления // Территория и общество. Пермь, 1998. С. 8-17.
3. Стрелецкий В.Н. Культурный регионализм: сущность понятия, проблемы изучения и система индикаторов // Псковский регионологический журнал. 2012. №14. С. 23-36.
4. Шарыгин М.Д. Местное самоуправление: проблемы территориальной организации и иерархизации // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2010. Вып. 3. С. 51-53.
5. Гущина И.А., Положенцева О.А. Миграционные настроения как фактор, ограничивающий саморазвитие местных сообществ в арктическом регионе (Мурманская область) // Вектор экономики. 2019. № 1 1(41). С. 36.
6. Морозова Л.П. Факторы развития местного сообщества в условиях современной России (на примере местных сообществ Мурманской области): дис. ... канд. социол. наук. Мурманск, 2009.
7. Пясецкая Е.Н. Местное сообщество как ресурс стратегического планирования развития муниципального образования // Политика экономика инновации. 2016. № 6 (8).
8. Емельянова Е.Е. Социально-экономическое положение и инвестиционная деятельность муниципальных образований АЗРФ: проблемы развития // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2019. № 4 (66). С. 29-42.
9. Капустин Е.И. Уровень, качество и образ жизни населения России. М.: Наука, 2006.
10. Гущина И.А., Кондратович Д.Л., Положенцева О.А. Динамика развития территорий российской Арктики в оценках населения: Мурманская область / под науч. редакцией И.А. Гущиной // Апатиты: ФИЦ КНЦ РАН, 2019. 153 с.
11. Ширяева В.А., Ленская А.Ю. Доверие населения к органам муниципальной власти как основа активного участия граждан в общественной жизни муниципального образования: современное состояние // Вестник экономики права и социологии. 2017. №1. С. 184-186.
12. Антипьев К.А. Социальный потенциал самоорганизации местных сообществ // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2015. № 2. С. 22-31.
13. Cоциальные аспекты управления саморазвитием регионов и местных сообществ в Российской Арктике: отчет о НИР (промежуточный): № 0226-2018-0008 / ФГБУН ФИЦ КНЦ РАН Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН; рук. Рябова Л.А., Гущина И.А.; отв. исполн.: Башмакова Е.П. [и др.]. Апатиты, 2018. 182 с.

Введение

В активизации хозяйственной деятельности в Арктике, значительная роль отводится местному населению, что предполагает совершенствование механизмов эффективного социального развития местных территориальных сообществ [1]. Под сообществом понимается «объединение людей, имеющих общие цели. Местное сообщество располагается на определенной территории, отличающейся от соседних определенными ресурсами, инфраструктурными объектами, доступом к ним, уровнем эффективности органов местного самоуправления, уровнем активности членов местного сообщества [2]. Для местного сообщества территория имеет важное значение, т.к. качество жизни сообщества зависит от условий и качества жизни в регионе. Известно, что местное сообщество это – устойчивая совокупность людей, характеризующаяся доверительными отношениями и доверительными связями, проживающая на определенной территории и объединенная общими интересами. Стрелецкий В.Н. отмечает, что организация сообщества происходит под влиянием преимуществ совместной жизнедеятельности, реализуемых в процессе жизнедеятельности – повышения качества жизни людей, роста благосостояния членов местного сообщества и т.д. [3]. Объединяющими местное сообщество, являются, не только общие цели развития, отношения между людьми, связи, но и коллективные интересы, сосредоточенные в таких направлениях, как улучшение условий жизни (рост доходов, социальная защита и т.д.); обустройство территориальной инфраструктуры; охрана природы. Эти интересы объединяют членов местного сообщества, его деятельность, направленную на решение своих социальных проблем. Именно такие сообщества способны существенно влиять на решение местных социально-экономических проблем, на повышение качества управленческих решений местной власти в различных сферах жизнедеятельности территории [4]. Местное сообщество северного региона характеризуется, как неустойчивое, со слабыми территориальными связями, что является серьезным препятствием для развития местного сообщества [5]. Причины для повышения солидарности, как правило, внешние, когда возникает необходимость в отстаивании своих интересов или конфликтная ситуация. Как только препятствие исчезает, данный процесс ослабевает [6]. Местные жители не имеют общих интересов и практик совместных действий, разобщены, уровень солидарности представителей местного сообщества при этом снижается. Такое сообщество не высказывает недовольства и не требует положительных изменений, становится пассивным [7].

Материалы и методы исследования

Основным методом для изучения условий саморазвития населения выбран метод социологического исследования. Роль социологии в исследовании местных сообществ, неоспорима, поскольку применение социологических методов исследований открывает широкие теоретические и практические возможности для научных исследований, позволяет зафиксировать существование социальной проблемы, получить целостное представление о социальной проблеме, выявить ее структуру, проанализировать причину возникновения. В работе проанализированы данные социологического мониторинга населения Мурманской области Института экономических проблем ФИЦ КНЦ РАН, выполненного сотрудниками Института экономических проблем ФИЦ КНЦ РАН с участием автора. Опрос проводился в 2019 г. в городских и сельских поселениях Мурманской области. Объем выборки репрезентативен, при ее построении использовались типовые квоты, с учетом половозрастных характеристик, исследование проводилось в индивидуальной анонимной форме. В работе использованы данные экспертного опроса, специалистов в сфере организации самоуправления 2018 г., проведенного сотрудниками Института экономических проблем ФИЦ КНЦ РАН.

Результаты исследования и их обсуждение

Проведенный анализ рейтинга регионов Российской Федерации с точки зрения качества жизни, публикуемый агентством «РИА Новости», позволяет провести сравнение с нашими собственными результатами социологических исследований [Рейтинг российских регионов по качеству жизни 2017. URL: http://riarating.ru/infografika/20180214/630082471.html]. По полученным показателям можно судить о фактическом состоянии тех или иных условий и аспектов жизнедеятельности, например, насколько легко в регионе найти работу, заработать денег, получить образование и медицинское обслуживание и т.д. Очевидна положительная динамика в Мурманской области за исследуемый период. Мурманская область по качеству жизни в 2017 году занимала позицию в средней рейтинговой группе, находясь на 42 месте из 85 возможных, в 2018 году преодолела срединный рубеж и стала соответствовать уровню выше среднего – 36 место в рейтинге. В значительной степени эти показатели соотносятся с проанализированными оценками жителей нашего региона. При оценке качества жизни в своем регионе население зачастую сравнивает свою жизнь, условия проживания с жизнью в соседних регионах страны т.к. региональное неравенство и дифференциация между российскими регионами являются следствием географического и социально-экономического положения их территорий.

Анализ миграционных настроений за исследуемый период позволил сделать вывод о некотором неблагополучии социального положения жителей региона. Почти половина опрошенных респондентов в целом довольны местом своего проживания, хотя многое не устраивает. Однако есть жители не столь позитивно настроенные около 10% – «мне не нравится здесь жить, но я привык и не собираюсь уезжать». Около четверти испытывают большую неудовлетворенность местом своего проживания и хотели бы уехать в другой регион, среди причин миграционных настроений отмечаются: дискомфортность проживания (полярная ночь, климат), слабая развитость социальной инфраструктуры, удаленность от центра [5].

Как сказано выше, территориальная принадлежность во многом определяет качество жизни и перспективы, проживающего на данной территории территориального сообщества [8]. Е.И. Капустин, обращает внимание на то, что «качество жизни и все изменения в нем зависят не столько от результатов деятельности отдельного человека, сколько от воздействия на условия жизни со стороны всего общества» [9]. Рейтинг острых проблем местного сообщества, влияющих на качество жизни населения северного региона, является своеобразным индикатором социального благополучия местного сообщества. Рассмотрим наиболее острые проблемы, беспокоящие представителей местного сообщества, которые могут стать основанием для объединения. По данным мониторинга, проведенного Институтом экономических проблем ФИЦ КНЦ РАН в 2019 году, наибольшую остроту приобрели проблемы роста цен и инфляции 83,1%. На второе место переместились проблемы в сфере ЖКХ 54,2% (качество услуг, высокие тарифы, содержание и ремонт жилищного фонда, работа управляющих компаний, благоустройство дворов), на третьем месте оказались проблемы бедности 53,5%, при низком уровне пенсий и зарплат местного сообщества. Отмечается динамичное возрастание проблем занятости и трудоустройства 49,5%, ухудшение здоровья населения 30,9%, алкоголизма и наркомании 29,0%, ухудшение экологической обстановки 19,1% [10].

Наличие острых проблем является побудительным стимулом для проявления гражданской активности, для решения, которых люди способны объединиться. Полученные результаты, позволяют предположить создание местным сообществом неформальных групп. Возможность самоорганизации, консолидации его представителей для решения выявленных проблем, не входящих в зону ответственности органов власти, либо какие ей не решаются. По тематике проявления инициатив местных сообществ, можно оценить не только качество жизни местного сообщества, но и ценностные установки, потребности членов местного сообщества. По результатам проведенного социологического исследования наиболее актуальными инициативами, способствующими саморазвитию местных сообществ, по мнению респондентов, являются «борьба против бедности» – 53,5%, далее следует «формирование комфортной среды проживания» – 43,2% и «решение инфраструктурных проблем» – 41,2%; значительная часть респондентов выбрала вариант «реализация мер, направленных на рост качества жизни» 38,8% [10].

Известно, что развитие местного сообщества определяют: специфика формирования местного сообщества, факторы воздействия, виды социального взаимодействия. Для обеспечения перспективного саморазвития местного сообщества управленческая деятельность местного сообщества для решения местных проблем формируется как самостоятельно, так и под воздействием государственных структур. Таким образом, местное сообщество, взаимодействующее с властью, сможет решать насущные проблемы, решение которых повлечет улучшение жизни в целом [7]. При оценке видов социального взаимодействия, способствующих развитию местного сообщества, население 56,9% в большинстве своем полагает, что решение местных проблем должно проходить при их непосредственном участии (рис.1). Далее следует второй по популярности ответ о проектах «по благоустройству территории» (48,4%), т.е. обсуждение проектов благоустройства городских территорий, должно проходить с участием местного населения. Около 41,0% респондентов считают, что социальное взаимодействие может быть обеспечено при реализации мероприятий по улучшению социальных условий жизни местного сообщества. Городские праздники, спортивные мероприятия, юбилеи, как вид социального взаимодействия выбрала значительная часть ответивших – 37,4% [10].

Необходимо отметить, что взаимодействие местной власти и местных сообществ, крайне важно, для саморазвития сообществ. Совместная деятельность самым существенным образом может повлиять на решение социальных проблем и социальное самочувствие жителей.

Представители местного сообщества в ходе проведенного исследования отметили наиболее важные факторы, влияющие на степень активности местного населения и готовности участвовать в социально значимой деятельности. Прежде всего, это стремление отстаивать свои гражданские права и возможность исправить ситуацию 57%. Далее следует возможность повлиять на политику местных властей 51,5%, возможность решить волнующую проблему 45,1% и стремление помочь людям 41,5%. Представители местного сообщества немаловажным фактором для активизации местного сообщества считают участие в общественной жизни 33,4% [10].

Говорить о налаживании взаимодействия между населением и властью, можно будет только тогда, когда органы местного самоуправления сумеют активизировать население для решения конкретных интересов. Препятствует вовлечению граждан в общественно-полезную деятельность недоверие населения к местной власти, что часто коррелирует с осознанием невозможности влиять на принятие решений различных уровней управления, с низким уровнем гражданской идентичности. Важнейшим ресурсом управления выступает «доверие» и является основой социальных связей: социальной солидарности, интеграции. [11, 12]. По результатам опроса в рейтинге наиболее значимых причин, препятствующих консолидации жителей названы и другие причины, снижающие социальную активность местного сообщества: игнорирование властью общественного мнения и обратной связи 39%; формализм, забюрократизированность власти – 33,8%; недостаточная активность местного населения – 33,8%; низкий уровень информированности о деятельности власти 22% и др. [10].

missing image file

Рис. 1. Виды социального взаимодействия, способствующие саморазвитию местных сообществ (по результатам социологического опроса населения Мурманской области в 2019 году), %

Источник: данные социологического мониторинга ИЭП КНЦ РАН в 2019 г.

В ходе исследования в 2018 году был проведен экспертный опрос специалистов в сфере организации самоуправления [13]. Отмечается совпадение оценок жителей и экспертов по данному вопросу: взаимодействие местной власти и местного сообщества практически отсутствует, пересекаясь только в крайних случаях. Эксперты указывают на существующие проблемы во взаимодействии жителей с муниципальными органами власти – это незаинтересованность власти в вовлечении жителей в процессы саморазвития, низкий уровень информированности населения о деятельности властей, игнорирование общественного мнения при выборе вариантов решения местных проблем, формальный характер отношений между населением и властью. Говоря об инициативах со стороны власти и населения, наиболее актуальных для саморазвития местного сообщества, эксперты отмечают, что со стороны власти необходимо налаживание механизмов диалога, способность говорить с людьми, в принимаемых решениях учитывать общественное мнение, со стороны населения – заинтересованность в решении проблем, активное участие в деятельности сообществ. Для решения данных проблем на муниципальном уровне необходимо проведение опросов по важным вопросам, общественные слушания, обсуждения проектов, более широкое информирование в СМИ.

Проведенное исследование позволило определить особенности условий саморазвития местного сообщества северного региона:

- Социальные проблемы жителей Мурманской области, побуждающие местное сообщество к их решению и саморазвитию: рост цен и инфляции, проблемы в сфере ЖКХ (качество услуг, высокие тарифы, содержание и ремонт жилищного фонда, работа управляющих компаний, благоустройство дворов), проблемы бедности, возрастание проблем занятости и трудоустройства, ухудшение здоровья населения.

- Наиболее актуальные инициативы, способствующие саморазвитию местных сообществ северного региона: «борьба против бедности», «формирование комфортной среды проживания», «решение инфраструктурных проблем», «реализация мер, направленных на рост качества жизни».

- Наиболее актуальные виды социального взаимодействия, способствующего развитию местного сообщества: привлечение представителей местного сообщества к процессу принятия решений, обсуждение проектов благоустройства городских территорий, улучшение социальных условий жизни местного сообщества.

- Факторы, влияющие на рост активности местного населения, готовности участвовать в социально значимой деятельности: стремление отстаивать свои гражданские права и возможность исправить ситуацию, возможность повлиять на политику местных властей, решить волнующую проблему, стремление помочь людям, участие в общественной жизни.

- Факторы, снижающие социальную активность местного сообщества: игнорирование властью общественного мнения и обратной связи; формализм, забюрократизированность власти; недостаточная активность местного населения.

Перспективы дальнейшего саморазвития местного сообщества в северном регионе, будут зависеть от усилий местных органов власти по реализации мер вовлечения граждан в процессы управления муниципалитетами и повышению социальной активности населения. Со стороны власти необходимо налаживание механизмов диалога, способность говорить с людьми, в принимаемых решениях учитывать общественное мнение, со стороны населения – заинтересованность в решении проблем, активное участие в деятельности, для чего необходима открытость деятельности органов местной власти и повышение уровня доверия к ней населения.

Статья подготовлена в рамках выполнения НИР АААА-А18-118051590115-9.


Библиографическая ссылка

Положенцева О.А. ОСОБЕННОСТИ УСЛОВИЙ САМОРАЗВИТИЯ МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА СЕВЕРНОГО РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ) // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 7-2. – С. 98-103;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1244 (дата обращения: 25.04.2024).