Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права

Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

АНАЛИЗ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА И УПРАВЛЕНИЕ ИМ В ПОСТПАНДЕМИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА

Луховская О.К. 1 Рамазанов Д.И. 1 Кочеткова Т.С. 1 Туртин Д.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» Ивановский филиал
Статья посвящена инновационно-научному потенциалу региона, ее анализу и состоянию. В основу анализа положены материалы на примере Ивановской области. Для формирования эффективной инновационно-научной структуры Ивановская область обладает необходимым инновационным потенциалом и развитой инфраструктурой. Инновационно-научный ресурс значим как для эффективности экономики регионов, так и для формирования конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, особую роль в повышении которой играет поддержка местных производителей в обеспечении импортозамещения в постпандемический период их развития. В статье представлен анализ инновационного потенциала, рассмотрены направления инновационно-научной деятельности региона, положение его инновационных процессов. Выделяются принципы развития инновационного комплекса и инфраструктуры, преимущества ряда научных направлений в развитии экономики региона в постпандемический период, актуальность исследования потребительского рынка как в одного из ведущих стратегических единиц в структуре экономики регионов. В развитии инновационно-научного потенциала выделяется ряд фундаментальных преимуществ Ивановской области. В заключении выделены отрасли и производства, которые могут стать драйверами в развитии инновационно-научного потенциала региона, обоснована необходимость реализации региональной политики, которая бы способствовала превращению идей в инновационные товары.
инновации
инновационный потенциал
инновационно-научный потенциал развития региона
регион
потребительский рынок
экономика региона
структурные преобразования в общественном производстве
импортозамещение
постпандемический период развития региональной экономики
1. Матушанская Е.Е., Матушанский А.К. Анализ внедрения инновационных технологий в экономику регионов ЦФО // Наука и практика регионов. 2018. № 3 (12). С. 19-23.
2. Рамазанов Д.И. Ключевые проблемы развития банковской сферы Ивановской области // В сборнике: региональная экономика и потребительский рынок: современное состояние и тенденции развития сборник материалов научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов Ивановского филиала Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, в рамках Межрегионального форума «Перспективы развития регионального потребительского рынка». 2016. С. 210-217.
3. Общественная палата Ивановской области. Альтернативы и сценарии стратегического развития [Электронный ресурс]. URL: http://opiv.ru/examination/doc/part2/ (дата обращения: 02.05.2020).
4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/ (дата обращения: 10.05.2020).
5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области. Статистический ежегодник «Ивановская область» [Электронный ресурс]. URL: https://ivanovo.gks.ru/folder/31706 (дата обращения: 25.04.2020).
6. Федеральная служба государственной статистики. Наука и инновации [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/folder/14477 (дата обращения: 23.04.2020).
7. Lukhovskaya O.K., Guryeva O.Y., Malov I.V., Kochetkova T.S. Conceptual Approaches to Determining, Diagnostics, and Forecasting the Region’s Consumer Market // Emerald Publishing Limited Howard House, Wagon Lane, Bingley BD16 1WA, UK. 2019.
8. Маркелова А.П. Развитие малого инновационного предпринимательства в России // Интеграл. 2013. № 1-2. С. 141.
9. Клочкова Н.В., Маркелова А.П. Развитие территориальных бизнес-инкубаторов как инструмент организации малого инновационного бизнеса в регионах // Вестник Орел ГИЭТ. 2014. № 1 (27). С. 88-94.
10. Вострова А.П. Развитие малого инновационного бизнеса в России через формирование территориальных бизнес-инкубаторов: дис. … канд. экон. наук по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством». Ярославль, 2015. 190 с.
11. Государственная программа Ивановской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Ивановской области» // Постановление Правительства Ивановской области от 03.09.2013 № 358-п [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=107073148&backlink=1&&nd=107034660 (дата обращения: 12.05.2020).
12. Lukhovskaya O.K., Kochetkova T.S., Zhukova Y.E. The regional consumer market as a factor of structural shifts in energy resources consumer economy of the region // E3S Web of Conferences 124, 05080 (2020). SES-2020.
13. Луховская О.К., Кочеткова Т.С., Гурьева О.Ю., Фомина Н.В. Диагностика и стратегические решения развития региональной торговой сети // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 7-1. С. 74-84.

Введение

Для формирования эффективной инновационно-научной структуры Ивановская область обладает необходимым инновационным потенциалом и развитой инфраструктурой [10, с. 156]. Инновационным потенциалом является совокупность всех условий и ресурсов обеспечения практического освоения результатов научных разработок и исследований. Базовыми нормативными актами в этом направлении являются «Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года» и государственная программа Ивановской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Ивановской области» [11]. Актуальность данной работы заключается в том, что инновационный и научный потенциал региона занимает значимое место в экономической системе страны и регионов. Так, в Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года говорится о том, что необходимо, в первую очередь, ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития, определить цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики [1, с. 21]. Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности [8, с. 141], а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок. В настоящее время, в постпандемический период, принципы и направления инновационно-научного потенциала в развитии региональной экономики требуют корректировки. Необходимы новые подходы его воспроизводства.

Цель исследования заключается в анализе инновационно-научного потенциала Ивановской области, в рассмотрении стратегии и направления укрепления инновационно-научного потенциала, в том числе и в постпандемический период развития региональной экономики. Дать оценку перспективам развития инновационно-научного потенциала региона.

Материалы и методы исследования

Материалами исследования послужили общедоступные источники информации: официальные данные, нормативно-правовая база. Методологическую основу составили такие меры научного познания, такие как анализ, синтез, системный подход, индукция и дедукция, сравнительный анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

Прежде всего приведем краткий анализ ситуации с инновационно-научным потенциалом в Ивановской области на основе данных статистики [6]. Анализируя внутренние текущие затраты на исследования и разработки по видам работ, наблюдается увеличение за 5 лет на 103022,5 тыс. рублей. Затраты на фундаментальные исследования заметно не изменились и к концу 2018 года составили 251024,4 тыс. рублей. Прикладные исследования и разработки также имеют тенденцию к росту. Наглядно динамику можно посмотреть на диаграмме (рис. 1). В целом динамика рассматриваемых показателей характеризуются как стабильно недостаточные, каких-либо существенных изменений динамика не демонстрирует.

missing image file

Рис. 1. Внутренние текущие затраты на исследования и разработки по видам работ (тыс. руб.)

missing image file

Рис. 2. Затраты на технологические (продуктовые, процессные) инновации (млн. руб.)

Проанализируем затраты на технологические инновации организаций по видам инновационной деятельности и сравним данные Ивановской области с соседними областями. Рис. 2 показывает динамику затрат на технологические (продуктовые, процессные) инновации Ивановской и соседних областях. Ивановская область значительно отстает по этому показателю. Так, в 2010 году затраты составили 2519,5 млн. рублей, а в 2018 они составили всего 154,7 млн. рублей, что говорит о том, что в Ивановской области финансирование инноваций пошло на спад. Также видим, что лидером является Ярославская область, а в аутсайдерах находится Ивановская область.

Исходя из данных анализа использования передовых производственных технологий, можно сказать, что наибольшую инновационную активность в ЦФО проявляют субъекты в Москве и Московской области, Владимирской, Калужской и Тверской областях. Слабыми инноваторами являются Курская, Тамбовская, Орловская и Ивановская области [3]. Для выравнивания процесса инновационного развития в регионах ЦФО необходимо акцентировать внимание на решении проблем, препятствующих развитию инноваций в регионах, обладающих слабым инновационным потенциалом, и разработать мероприятия по внедрению опыта развития инноваций в более успешных регионах по отношению к отстающим.

Рассмотрим направления инновационно-научной деятельности Ивановской области, которые в целом определяют специализацию региона:

- разработка новых видов тканей на основе полиэфирных волокон и нетканых материалов, в том числе на основе применения нанотехнологий;

- разработка новых видов красителей для тканей;

- разработка новых видов промышленных машин и оборудования;

- разработка новых видов специальной и строительной техники;

- разработка проектов в области энергосберегающих технологий [12];

- разработки в сфере моды и дизайна [4].

По нашему мнению, данный перечень следует дополнить еще одним важным направлением – разработкой инструментов эффективного управления экономикой региона, а именно социально-экономическим развитием и стратегическим управлением потребительским рынком региона. В настоящее время, потребительский рынок Ивановской области является одной из ведущих стратегических единиц в структуре экономики регионов, включающей сегменты оптовой и розничной торговли товарами, общественного питания, а также сферы услуг, социально обеспечивающих комфортность потребительской и предпринимательской среды на региональном рынке [7].

Проведённый комплексный анализ потребительского рынка Ивановской области позволил сделать следующие выводы: индустриально развитая в советские времена Ивановская область в настоящее время переживает структурные преобразования в общественном производстве и изменения органического строения капитала в сторону увеличения оборотов сферы услуг, что явно демонстрирует диверсификацию экономического развития региона.

Спад объемов материального производства и оборота производственной инфраструктуры Ивановской области с 54,5% (2003 г.) до 23,2% (2020 г.) прямо повлиял на снижение доли отраслей, производящих товары в структуре ВРП (рис. 3). Речь идет о структурных сдвигах, вызванных форсированным развитием потребительского рынка и ростом оборота.

В этой связи к важным направлениям исследования следует отнести проблемы развития потребительского рынка Ивановской области, связанные: во-первых, со структурными преобразованиями в общественном производстве и изменениями органического строения капитала в сторону увеличения оборотов сферы услуг (прежде всего торговли), что явно демонстрирует диверсификацию экономического развития региона; во-вторых, с недостаточным уровнем внедрения разработанных наукой современных моделей социально-экономического развития потребительского рынка и вовлечения ученых в практику стратегического планирования региона; в-третьих, отсутствием регулярного мониторинга, одним из важных областей которого является сфера услуг, и недостаточностью обеспечения, в связи с этим, достоверности исходных данных для формирования Стратегии развития Ивановской области.

К отдельному направлению инновационно-научной деятельности Ивановской области следует отнести изучение перспектив импортозамещения и поддержки местных производителей в постпандемический период развития региональной экономики, а также оценка инновационных рисков в малом инновационном бизнесе региона [7].

missing image file

Рис. 3. Динамика и прогноз изменения оборота материального производства и потребительского рынка в структуре экономики Ивановской области, % [7]

Сфера торговли является основной структурной подсистемой потребительского рынка, обеспечивающей его целостность и устойчивое развитие [13, с. 80]. Доля торговли и коммерческой деятельности по реализации товаров и услуг в отраслевой структуре сферы услуг Ивановской области имеет тенденцию к росту: 11,9 % в 2000 г.; 17,5 % в 2014 г.; 20,1% в 2016г.; 21,9 % в 2018 г. В 2014 г. сфера услуг в структуре экономики Ивановской области составляет 63,5 %. В настоящее время сфера услуг выходит в лидеры и приближается к 65 % (2016 год), а в 2019 году к 69,5 % в структуре ВРП Ивановской области [5]. Сохранение положительной динамики доли третичных отраслей Ивановской области в структуре ВРП в настоящем и в прогнозируемом периоде (до 2020 г.) позволяет признать ведущую роль в развитии региона сферы услуг на потребительском рынке. В связи с этим, научные исследования потребительского рынка в качестве одной из ведущих стратегических единиц в структуре экономики регионов, в частности Ивановской области, следует отнести к одному из важных направлений инновационно-научного процесса в регионе.

Основной стратегической целью в Ивановской области в инновационно-научной сфере является формирование инновационной ориентированной структуры экономики, комфортных экономических условий, а также институциональных условий для активизации инновационно-научного развития в постпандемический период. Эффективное развитие инновационно-научного потенциала региона возможно только на основе системного подхода к процессу, в основе которого лежат четко структурированные принципы.

Такими базовыми принципами развития инновационного комплекса являются:

1) признание научной инновационной сферы экономически значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил региона;

2) стимулирование создания эффективной рыночной инфраструктуры инновационно-научной деятельности региона;

3) стимулирование международного научно-технического сотрудничества;

4) приемлемое сочетание государственного регулирования и самостоятельной организации рыночных структур;

5) вовлечение бизнеса в приоритеты инновационно-научного развития региона;

6) приоритетная поддержка инновационно-научной деятельности в исследовании экономического роста, анализа внешних и внутренних угроз экономической безопасности и определение потенциальных ресурсов, рисков и ограничений приоритетных направлений развития региональной экономики в постпандемический период.

Реализация этих принципов имеет важное значение, но возникает проблема финансирования этой деятельности. Мы считаем, что расходы на создание инноваций будут оправданны только в том случае, если они способны значительно снизить издержки на производство известных или же новых благ. Инновации прежде всего стоит рассматривать как способ снижения затрат живого и овеществленного труда. Стоимость инноваций определяется не только затратами на их создание, но и экономией материальных и трудовых ресурсов вследствие внедрения научного продукта в производство.

В рамках инновационного развития необходимо сформировать региональную нормативно-правовую базу в области инноваций, разработать меры по привлечению частных инвестиций для научных исследований, создать региональный координационный центр исследований и разработок на базе ВУЗов и НИИ, развивать сотрудничество с российскими и иностранными фондами для поддержки научной деятельности, обеспечивать эффективное взаимодействие региональных и федеральных органов власти, а так же разрабатывать меры по закреплению в регионе молодежи.

Для модернизации экономики потребительского рынка в постпандемический период необходимо создание межрегиональных ситуационных центров при высших учебных заведениях.

Для модернизации деятельности промышленных предприятий в постпандемический период необходимо создание новых инновационных, ресурсосберегающих и энергоэффективных производств; формирование инновационных кластеров, которые будут способствовать росту конкурентоспособности в регионе; создание и развитие новых инновационных индустриальных парков и инжиниринговых фирм; создание и поддержка малых научно-производственных фирм, которые будут проводниками инноваций в регионе. Также отметим важную роль финансово-кредитной сферы в стимулировании данного процесса [2, с. 211]. Банковская сфера Ивановской области за последние годы претерпела существенные изменения, связанные с уменьшением доли региональных банков и усилением роли инорегиональных банков.

Инновационная инфраструктура региона довольно обширна. В неё входят:

- Индустриальный парк «Родники»;

- Учебно-научный центр по технологической и экологической безопасности в энергетике при ИГЭУ;

- Центр по проектированию и повышению надежности электрооборудования (ИГЭУ);

- Центр энергоэффективных технологий (ИГЭУ);

- Центр трансфера технологий (ИГЭУ);

- Межрегиональный ресурсный центр (ИВГПУ);

- Научно-исследовательский центр и экспериментальная медико-биологическая клиника с виварием (ИГМА);

- Научно-исследовательский институт наноматериалов (ИВГУ);

- Центр промышленных и информационных технологий (ИВГУ);

- Научно-исследовательский институт макрогетероциклических соединений (ИГХТУ);

- Институт термодинамики и кинетики химических процессов (ИГХТУ);

- Региональный центр наноиндустрии (ИГХТУ);

- Объединённый физико-химический центр растворов (ИГХТУ совместно с Институтом химии растворов РАН);

- Отдел макромолекулярной химии и технологии (ИГХТУ совместно с Институтом химии растворов РАН);

- Объединенный научно-образовательный центр «Нанотехнологии» (ИГХТУ);

- Центр коллективного пользования научным оборудованием «Верхневолжский региональный центр физико-химических исследований» (Институт химии растворов РАН);

- Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства имени В.Н. Городкова;

- Научно-исследовательская лаборатория Мониторинга здоровья и образа жизни при кафедре здоровьесберегающих технологий и адаптивной физической культуры (Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановского государственного университета»).

Согласно рейтингу Ассоциации инновационных регионов России (АИРР) в 2018 году Ивановская область вошла в группу средних инноваторов (50 место), снизив свой рейтинг на 14 позиций по отношению к предыдущему году.

Роль инновационно-научного потенциала в развитии региона очень значима. Так, в своем Послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 года Президент В.В. Путин обозначил взаимозависимость безопасности и экономической системы страны от инновационного характера экономической жизни и от того насколько эффективно хозяйствующие субъекты смогут использовать технологический потенциал. Не стоит забывать, что главным источником дополнительных ресурсов необходимых для развития экономики страны выступают экономические показатели каждого региона.

Учитывая значительные изменения в региональной инновационно-научной системы, возможны два сценария развития до 2020 года, которые предлагает Общественная палата Ивановской области [3]: интенсивный и консервативный (табл. 1, 2). По интенсивному сценарию предполагается постоянное наращивание потенциала инновационного развития, консервативный сценарий предполагает возможность сохранить сложившиеся тенденции и практики.

Говоря о перспективах развития инновационно-научного потенциала, необходимо определить фундамент инновационного развития Ивановской области которым является:

- развитая система высшего профессионального образования, существенный инновационно-научный потенциал ведущих вузов;

- высокая квалификация и профессионализм занятых в традиционных отраслях промышленности;

Таблица 1

Ключевые параметры интенсивного сценария развития

Показатель

Единица

измерения

2014г.

2017г.

2018г.

2019г.

2020г.

Темп

роста

2020 г.

к 2014г.

Валовой региональный продукт (в основных ценах соответствующих лет)

млн. руб

165506,4

216934,5

236876,2

257661,8

278926,6

 

Индекс физического объема валового регионального продукта

% к предыдущему году

101,5

103,3

103,5

103,3

103,0

120,9

ВРП на душу населения

тыс. руб.

158,9

210,6

230,5

251,1

271,8

 

Доля инвестиций в ВРП

%

21,0

25,1

27,0

27,5

28,0

 

Занятость населения

% к предыдущему году

101,1

100,2

100,3

100,5

100,6

103,1

Реальные располагаемые доходы на душу населения

% к предыдущему году

101,1

103,9

103,4

103,2

103,0

121,2

Среднемесячная

заработная плата

руб.

20492,7

26929,5

29837,9

323090,2

37630,1

 

Реальная заработная плата

% к предыдущему году

101,3

104,3

105,5

105,8

106,0

132,8

Численность населения

тыс.

человек

1041,05

1030,17

1027,66

1026,31

1026,25

 

Таблица 2

Инструменты инновационной политики Ивановской области

Консервативный подход

Интенсивный подход

- поддержка отдельных инновационно-технических проектов;

- ручное управление;

- организация политики – вертикальная;

- поддержка традиционных секторов экономики;

- акцент на инновации.

- поддержка массовых инноваций во всех сектора экономики;

- развитие сетевой кооперации;

- создание благоприятной среды для инновационных компаний;

- децентрализация региональных бизнес-ассоциаций и институтов развития;

- дифференциация инструментов по секторам экономики и типам инноваторов;

- развитие нетехнологических инноваций;

- инновации в интересах общества (социальный приоритет);

- функциональные приоритеты (технопарки, индустриальные парки, инжиниринг).

- близость к Москве – потенциальному поставщику технологий, носителю новейших знаний и компетенций, крупнейшему потребителю инновационной продукции.

- интеграция ведущих вузов России в региональную систему образования, развитие филиальной сети высших учебных заведений.

На наш взгляд последний фактор – интеграция в образовании, является одним из мощных инструментов развития научного потенциала регионов. Дело в том, что федеральные вузы, имея колоссальные ресурсы в науке, могут выступать крупными площадками консолидации научных достижений регионов в формировании моделей развития экономики в постпандемический период.

Основной направленностью аналитического исследования социально-экономического положения регионов является выявление причин, сдерживающих экономический рост, анализ внешних и внутренних угроз экономической безопасности и определение потенциальных ресурсов, рисков и ограничений приоритетных направлений развития региональной экономики.

Выводы

При реализации инновационной политики особое внимание необходимо уделять научно-образовательному комплексу регионов. Основные приоритеты для Ивановской области станут исследования в области материального производства в текстильной и легкой промышленности. Чтобы повысить энергоэффективность необходимо активно применять современные методики интеллектуальных систем мониторинга, диагностики и автоматического управления оборудованием.

К важным направлениям научных исследований и инновационно-научного процесса следует отнести изучение потребительского рынка в качестве одной из ведущих стратегических единиц в структуре экономики регионов, в частности Ивановской области.

К основным направлениям инновационно-научного процесса в постпандемический период развития региональной экономики следует отнести:

- разработку базовых систем инновационной экономики, которые трансформируют средства получения обработки передачи и производства информации и технологизируют интеллектуальную деятельность;

- создание эффективного механизма инновационных проектов в регионах;

- формирование комплекса научных и организационно-технических мер по формированию региональной инновационной экономики, в котором отношение к главной производственной силе общества – человеку должно полностью измениться [9, с. 91];

- формирование инновационной модели экономического развития местных производителей, позволяющей отечественным предприятиям активно конкурировать как на внутреннем, так и на внешнем рынках;

- диагностику основных причин, препятствующих инновационной деятельности в регионах и разработку мер по устранению данных причин;

- формирование инновационной стратегии предприятий;

- развитие инвестиционной деятельности по созданию новой или улучшенной продукции в Ивановской области;

- разработку инновационных подходов поддержки конкурентоспособности предприятий, обеспечивающих импортозамещение на региональном рынке.

Таким образом, перед регионом стоит задача перевода науки и инноваций на инновационно-практическую основу с учетом последствий пандемии.

Одним из важнейших приоритетов развития экономики регионов в постпандемический период является применение информационно-коммуникационных технологий, на основе которых отрасли и сектора экономики региона значительно улучшают технико-экономические параметры и качество продукции. Также в качестве перспектив развития следует выделить применение производственных технологий, которые основаны на нанотехнологиях и новых знаниях. Это касается создания новых материалов, развития интеллектуальных, ресурсосберегающих способов производства. Рассматривается применение нанотехнологий в швейной и текстильной промышленности области.

Также отметим, что для изменения сложившейся ситуации требуется резкое повышение уровня и качества инновационной деятельности ивановского бизнеса. В настоящее время большинство предложений и мероприятий по стимулированию инновационной деятельности сводится к созданию и оптимизации институциональной поддержки и государственного финансирования инноваций. Другими словами, инновационная деятельность, как процесс превращения идеи в товар, не получает своего развития дальше идеи, что связано с влиянием множества объективных факторов. Таким образом, региональным властям необходимо приложить усилия по стимулированию исследований как в области стимулирования выпуска инновационной продукции (сырьевой ресурс), так и формирования приоритетов развития потребительского рынка (не сырьевой ресурс) в постпандемический период развития региональной экономики.


Библиографическая ссылка

Луховская О.К., Рамазанов Д.И., Кочеткова Т.С., Туртин Д.В. АНАЛИЗ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА И УПРАВЛЕНИЕ ИМ В ПОСТПАНДЕМИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 7-1. – С. 126-134;
URL: http://vaael.ru/ru/article/view?id=1217 (дата обращения: 21.09.2020).