Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ОБРАЩЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ И ОТХОДОВ: ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Голубев С.И. 1
1 ФГАОУ ВО Казанский (Приволжский) федеральный университет
В статье рассмотрены проблемы признания предметом преступления таких антропогенных объектов, как запрещенные виды опасных отходов, радиоактивных, бактериологических химических веществ и отходов. На основе анализа нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей среды дана характеристика каждого из них. Теоретические положения проиллюстрированы примерами из судебной практики. Дана критическая оценка предложения о признании в качестве предмета преступления, предусмотренного ст. 247 УК РФ, правил обращения с экологически опасными веществами и отходами как противоречащая учению о предмете преступления вообще и предмете экологического преступления в частности, а также отнесению к предмету преступления окружающей среды в совокупности составляющих ее компонентов природы: земли, недр, вод, атмосферы и т.д.
предмет преступления
антропогенные объекты
экологически опасные вещества
экологически опасные отходы
радиоактивные
бактериологические
химические вещества
1. Дубовик О.Л. Экологические преступления. Комментарий к главе 26 Уголовного кодекса Российской Федерации. М., 1998. С. 138, 151
2. Лопашенко Н.А. Экологические преступления: уголовно-правовой анализ. М., 2017. С. 207.
3. Голубев С.И. Экологические преступления. М., 2017.
4. Уголовное право России. Части Общая и Особенная / под ред. А.В. Бриллиантова. М., 2008. С. 835.
5. Собрание законодательства РФ. 1998. № 26. Ст. 3009; 2019. № 52 (ч. 1). Ст. 7768.
6. Письмо Минприроды России от 29 декабря 2014 г. № 05-12-62/8015-ОГ // СПС «КонсультантПлюс» (документ не был опубликован).
7. Собрание законодательства РФ. 1996. № 18. Ст. 3009; 2019. № 52 (ч. 1). Ст. 2066.
8. Игнатьева И.А. Правовые проблемы определения понятия «отходы производства и потребления» // Экологическое право. 2018. № 1.
9. Модельный закон об отходах производства и потребления (принят в г. Санкт-Петербурге 15 июня 1998 г. постановлением № 11-9 на 11-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств) // Информационный бюллетень. Межпарламентская ассамблея государств – участников Содружества Независимых Государств. 1998. № 18.
10. Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 133; 2019. № 52 (ч. 1). Ст. 7768.
11. ГОСТ Р 53691-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I–IV класса опасности. Основные требования (утвержден и введен в действие приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2009 г. № 1091-ст) // СПС «КонсультантПлюс».
12. Приказ Минприроды России от 4 декабря 2014 г. № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I–V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 30 декабря 2015 г.
13. Приказ Минприроды от 5 декабря 2014 г. № 541 «Об утверждении порядка отнесения отходов I–IV класса опасности к конкретному классу опасности» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 30 декабря 2015 г.
14. Приказ Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. № 242 (в ред. от 2 ноября 2018 г.) «Об утверждении Федерального каталога отходов» // Официальный интернет-портал правовой информации http: //www.pravo.gov.ru. 13 июня 2017 г.
15. Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724; Российская газета. 2020. 3 апр.
16. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 9 декабря 2010 г. № 163 «Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологиче­ские требования к обращению с медицинскими отходами»» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 13.
17. Письмо Минприроды России от 25 января 2012 г. № 05-12-44/832 «О регулировании природоохранной деятельности с медицинскими отходами» // СПС «КонсультантПлюс» (документ не был опубликован).
18. Постановление Правительства РФ от 4 июля 2012 г. № 681 «Об утверждении критериев разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также опасности негативного воздействия на среду обитания» // СПС «КонсультантПлюс».
19. Биологический энциклопедический словарь / глав. ред. М.С. Гиляров. М., 1986. С. 603.
20. Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 24. Ст. 857; СЗ РФ. 2019. № 52 (ч. 1). Ст. 7765.
21. ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения (введен постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. № 607-ст). М.: ИПК Издательство стандартов, 2002.
22. Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» (утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469) (ред. от 16.08.2007) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.01.1996 N 1005) // СПС «КонсультантПлюс».
23. Письмо Росприроднадзора от 14 января 2014 г. № АА-03-03-36/306 «О нормировании, паспортизации и лицензировании отходов лечебно-профилактических учреждений и биологических отходов» // СПС «КонсультантПлюс» (документ не был опубликован).
24. Уголовное дело 1-24(1)/2013 // https://sudact.ru
25. Жевлаков Э.Н. Уголовно-правовая охрана природной среды в Российской Федерации. С. 97.
26. Курс уголовного права. В 5 т. Т. 4: Особенная часть / под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комиссарова. М., 2002. С. 486.
27. Собрание Законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4552; 2019. № 30. Ст. 4154.
28. Ионизирующие излучения и их измерение. Термины и понятия. М., 2006.
29. Постановление Правительства РФ от 26 июня 2018 г. № 731 «О нормативах выбросов радиоактивных веществ и нормативах допустимых сбросов радиоактивных веществ, а также о выдаче разрешений на выбросы радиоактивных веществ, разрешений на сбросы радиоактивных веществ» // СЗ РФ. 2018. № 27. Ст. 4084.
30. Популярная медицинская энциклопедия. М., 1979. С. 35.
31. ГОСТ 30333-2007 Паспорт безопасности химической продукции. Общие требования. 2007 // СПС «КонсультантПлюс» (документ не был опубликован).
32. Постановление Правительства РФ от 20 июля 2013 г. № 609 «О ведении Федерального регистра потенциально опасных химических и биологических веществ, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. № 30 (ч. 2). Ст. 4118.
33. Уголовное дело № 1-460(1)/2011 // https://sudact.ru.
34. Постановление Правительства РФ от 19 октября 2012 г. № 1069 (в ред. от 4 февраля 2015 г.) «О критериях отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, критериях отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам и к удаляемым радиоактивным отходам и критериях классификации удаляемых радиоактивных отходов» // СЗ РФ. 2012. № 44. Ст. 6017; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 9 января 2015 г.
35. СЗ РФ. 2011. № 29. Ст. 4281; 2013. № 27. Ст. 3480.
36. Постановление Правительства РФ от 15 июня 2016 г. № 542 (в ред. от 20 ноября 2019 г.) «О порядке организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов» // СЗ РФ. 2016. № 26 (ч. 2). Ст. 4050; 2019. № 47. Ст. 6682.
37. Уголовное дело № 1-105/2014 // https://sudact.ru.

В ст. 247 УК РФ выделены две группы предметов преступления:

1) запрещенные виды опасных отходов;

2) радиоактивные, бактериологические, химические вещества и отходы [1].

Первые относятся к производству, вторые – к обращению экологически опасных веществ и отходов.

По предмету рассматриваемого преступления в литературе высказаны и иные точки зрения. Так, Н.А. Лопашенко в качестве такового считает «правила обращения с экологически опасными веществами и отходами. Указанные правила составляют часть общих правил охраны окружающей природной среды, имеют то же целевое назначение и сформулированы в природоохранном и ином законодательстве» [2, 3]. Э.Н. Жевлаков предметом преступления, предусмотренного ст. 247 УК РФ, признает окружающую среду в совокупности составляющих ее компонентов природы: земли, недр, вод, атмосферы и т.д. [4]. В этой трактовке рассматриваемого признака нет необходимой конкретизации определения, а признание в качестве такового, например земли или воды, не позволяет дать характеристику механизма нарушения охраняемого уголовным законом объекта. В этом случае за его пределами оказываются опасные вещества и отходы, нарушения правил обращения с которыми и криминализированы законодателем.

В самом общем виде под запрещенными видами опасных отходов понимаются вещества (смеси веществ), признанные непригодными для дальнейшего использования с учетом имеющихся технологий производства или после бытового использования продукции, обладающие двумя взаимосвязанными характеристиками: правовым – их производство запрещено нормативными правовыми актами; сущностным – являются экологически опасными, способными оказывать негативное воздействие на окружающую природу.

Понятие отходов производства и потребления как таковых дается в ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2019 г.) «Об отходах производства и потребления» [5]: «отходы производства и потребления (...отходы) – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению...». Минприроды России к отходам относит в том числе остатки сырья и материалов, которые образовались в процессе производства [6].

Определение отходов, содержащееся в указанном Федеральном законе, по сути, основано на тех же принципиальных подходах, что и дефиниция указанного понятия в ст. 2 Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. Согласно этой статьи «отходы представляют собой вещества или предметы, которые удаляются или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства» [7, 8].

В Модельном законе об отходах производства и потребления рассматриваемое понятие сформулировано несколько иначе. В ст. 1 этого Закона отходами признаются любые вещества, материалы и предметы, которые образуются в процесс человеческой деятельности и не имеют дальнейшего использования в месте их образования или обнаружения и от которых их собственник избавляется, имеет намерение или должен избавиться путем утилизации или удаления[9]. В этом случае не только дается характеристика отходов, но и называются способы обращения с ними (в частности, говорится об удалении и утилизации). Кстати сказать, иной перечень видов деятельности с отходами указан в п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2019 г.) «Об охране окружающей среды»[10]; он охватывает сбор, накопление, утилизацию, обезвреживание, транспортировку, хранение и захоронение, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

Подходы к определению отходов, реализованные в указанном Модельном законе, были использованы в их формулировке в национальном стандарте РФ[11], согласно которому под ними понимаются остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью [11]. Следует заметить, что стандарт вводит дополнительные признаки рассматриваемого понятия.

К отходам относятся твердые, порошкообразные, пылеобразные остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных, не являющихся конечной целью процесса производства, изделий и продуктов, в том числе некондиционных, использованная и утратившая полностью или частично свои исходные документированные потребительские свойства готовая продукция и другие техногенные или биоестественные объекты, предназначенные для ликвидации с их утилизацией или удалением.

Отходами признается и техногенный объект (вещество, материал, изделие, предмет), образовавшийся в процессах производства и эксплуатации продукции, при выполнении работ или оказании услуг и не находящий применения на предприятии из-за его несоответствия требованиям конкретного документа на основную продукцию и/или правилам его эксплуатации, в связи с чем считается полностью непригодным для использования в том качестве, для которого он предназначен. К отходам относят бытовые пищевые, торговые и иные отбросы, сор, мусор в твердой, пылеобразной или вязкой фазах.

Согласно резолюции ОЭСР «О трансграничном перемещении опасных отходов, предназначенных для операций по регенерации» 1994 г. [11] национальный стандарт к отходам относит объекты, подлежащие ликвидации и отличающиеся одним или несколькими признаками, указанными в перечне-идентификаторе указанной Резолюции:

Q1 – не оговоренные как-либо производственные остатки (а не исходные заготовки из любых материалов, не полуфабрикаты, пригодные для дальнейшего использования в соответствии с документированным назначением, и не побочные продукты;

Q2 – продукция, не отвечающая техническим условиям, а также паспортам, описаниям, в том числе каталожным, и другим документам на поставку, ставшая такой, например, в результате нештатных ситуаций;

Q3 – продукция, у которой истек документированный срок годности (срок хранения, срок службы); при этом последующее использование продукции по своему первоначальному функциональному назначению может быть разрешено только после проведения дополнительных испытаний и декларирования или иных способов подтверждения соответствия продукции;

Q4(1) – вещества и материалы в твердой фазе, утерянные или подвергшиеся какому-либо иному нештатному воздействию, в том числе материалы, оборудование и т.п., загрязненные в результате такого воздействия;

Q5 – материалы, загрязненные в результате штатных и нештатных действий (например, остатки после операций чистки, упаковочные материалы, непригодные для штатного использования изготовителем основной продукции);

Q6 – изделия, непригодные к дальнейшему использованию и к разборке на составные элементы (например, дорожно-ртутные лампы, отработанные катализаторы и т.п.);

Q8(1) – изделия и материалы в твердой фазе (в том числе шлаки, кубовые остатки и т.д.);

Q9 – изделия и материалы в твердой (в том числе пылевидной) фазе, остающиеся от процессов снижения загрязнения (например, шламы скрубберов, пыль от пылеуловителей, отработанные фильтры и т.п.);

Q10 – остатки твердых материалов от операций металлообработки/отделки (например, токарная стружка, окалина и т.п.);

Q11 – твердые остатки от переработки сырья (например, остатки руд от добычи полезных ископаемых, некондиционные нефтепродукты и т.п.);

Q13 – любые материалы, вещества, продукция или предметы, использование которых запрещено законом в стране-экспортере;

Q14 – продукты, не имеющие дальнейшего применения (например, сельскохозяйственные, бытовые, медицинские, учрежденческие, торговые отбросы и т.п.);

Q15 – материалы, вещества или продукты, образующиеся в результате мероприятий по оздоровлению загрязненных земель;

Q16(1) – любые вещества, материалы или продукты в твердой фазе, которые их производитель или экспортер обоснованно и ответственно (на основе письменно оформленной декларации, паспорта опасного сброса, удостоверенных уполномоченным на то федеральным, региональным или иным органом) объявляет сбросами и которые не входят в перечисленные выше категории.

Национальный стандарт также выделяет:

– твердые бытовые отходы: отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.

– инертные отходы: отходы, существование которых не оказывает воздействия на людей и окружающую среду.

Согласно национальному стандарту к опасным свойствам отходом относятся: токсичность, взрывоопасность, способность к самовозгоранию, высокая реакционная способность, канцерогенность, наличие возбудителей инфекционных заболеваний или другие установленные документально свойства отхода, обращение с которым представляет непосредственную или потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и/или окружающей среды.

В зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду отходы подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды[12], на пять классов опасности.

I класс – чрезвычайно опасные отходы;

II класс – высокоопасные отходы;

III класс – умеренно опасные отходы;

IV класс – малоопасные отходы;

V класс – практически неопасные отходы (ст. 4.1. Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

Приказом Минприроды определен порядок отнесения указанных отходов к конкретному классу опасности[13].

Следует заметить, что уголовно-правовое значение имеют первые четыре класса отходов.

Росприроднадзор России утвердил Федеральный классификационный каталог отходов[14]. В связи с этим возникает вопрос, можно ли признавать соответствующие отходы предметом преступления, предусмотренного ст. 247 УК РФ, если они не указаны в этом каталоге и банке данных об отходах? На наш взгляд, в этом случае следует руководствоваться Критериями отнесения отходов к I–V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, исходить из сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации.

При определении рассматриваемого предмета преступления надо иметь в виду специфические виды отходов, предусмотренные специальными нормативными правовыми актами. В п. 2 ст. 2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» говорится: «Отношения в области обращения ... с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой ... регулируется соответствующим законодательством Российской Федерации». Например, в ст. 49 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (в ред. от 1 апреля 2020 г.) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[15] выделяются медицинские отходы – все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве и хранении биомедицинских клеточных продуктов.

По степени эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, негативного воздействия на среду обитания они подразделяются на следующие классы:

класс «А» – эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;

класс «Б» – эпидемиологически опасные отходы;

класс «В» – чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;

класс «Г» – токсикологически опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;

класс «Д» – радиоактивные отходы [16, 17].

Постановлением Правительства РФ утверждены критерии разделения медицинских отходов на указанные классы [18].

По нашему мнению, к предмету преступления, предусмотренного ст. 247 УК РФ, могут относиться только те опасные отходы, которые оказывают негативное воздействие на среду обитания [19].

Законом РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-1 (в ред. от 27 декабря 2019 г.) «О ветеринарии» [20] предусмотрена обязательность утилизации биологических отходов, к которым относятся трупы животных и птиц, абортированных и мертворожденных плодов, ветеринарных конфискатов, других отходов, непригодных в пищу людям и на корм скоту.

В Межгосударственном стандарте биологические отходы определены несколько по-иному; под ними понимаются биологические ткани и органы, образующиеся в результате медицинской и ветеринарной оперативной практики, медико-биологических экспериментов, гибели скота, других животных и птицы, и другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения, а также отходы биотехнологической продукции [21]. В связи с указанными отходами в стандарте выделяется биологическое загрязнение, т.е. случайное или происходящее как следствие деятельности человека проникновение в экосистемы или технические устройства видов животных и (или) растений, обычно там отсутствующих.

Как нам представляется, при определении рассматриваемых отходов как предмета преступления, предусмотренного ст. 247 УК РФ, необходимо исходить из их определения, данного в Ветеринарно-санитарных правилах сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, биологических отходов, биологических отходов, биологических отходов, утвержденных постановлением главного ветеринарного инспектора РФ от 4 декабря 1995 г. № 13-7-2/469 [22, 23] (как специального нормативного акта). Согласно п. 1. 2 этих Правил биологическими отходами являются трупы животных и птиц, в том числе лабораторных; абортированные и мертворожденные плоды; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и других объектах; другие отходы, поучаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения. В силу прямого требования закона предметом преступления они могут быть при условии, во-первых, если являются опасными, и во-вторых, оказывают негативное воздействие на окружающую природу.

М., являясь заместителем директора ООО с возложением на него обязанностей руководителя обособленного подразделения, не имея разрешения на сбросы и выбросы отходов производства – культуральной жидкости – на почву и в водные источники, организовал вывоз, а также сброс на участок местности площадью 25,8 га, расположенный в кадастровом квартале Аркадакского района Саратовской области. Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов культуральная жидкость относится к категории «Отходы пивоваренного, спиртового и ликероводочного производства». Ее сброс привел к наступлению негативных последствий для окружающей среды и ухудшению санитарно-эпидемиологического состояние территории.

Приговором Аркадакского районного суда Саратовской области М. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 247 УК РФ [24].

Э.Н. Жевлаков запрещенными видами отходов предлагает считать и такие, которые не уничтожаются, не обезвреживаются, что приводит к их накоплению [25]. Это утверждение подверглось критике [26]. В литературе обоснованно указывается, что в ст. 247 УК РФ речь идет о производстве отходов, которые запрещены законодательством РФ. «В этом смысле, – пишет О.Л. Дубовик, – понятийный оборот «производство отходов» подлежит толкованию и пониманию как производство, приводящее к появлению запрещенных видов опасных отходов. Такое понимание основывается на правовой и материальной природе отходов как продукта нежелательного, побочного, ненужного, хотя и неизбежного» [1]. Указанная Э.Н. Жевлаковым ситуация, на наш взгляд, характеризует хранение отходов.

Вторая группа предметов рассматриваемого преступления, как уже говорилось, объединяет: а) радиоактивные, бактериологические и химические вещества; б) радиоактивные, бактериологические и химические отходы.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 25 ноября 1995 г. № 170-ФЗ (в ред. от 26 июля 2019 г.) «Об использовании атомной энергии» [27] радиоактивными признаются не относящиеся к ядерным материалам (т.е. содержащим или способным воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества) вещества, испускающие ионизирующее излучение [28]. Правительством РФ установлены нормативы выбросов радиоактивных веществ и нормативы допустимых их сбросов [29].

Бактериологическое вещество – это вещество, содержащее патогенные бактерии, вызывающие болезни человека, животных или растений [30]. Патогены представляют собой микроскопические организмы, которые вызывают или могут вызвать заболевание.

Химическим веществом считается устойчивая совокупность частиц (атомов, ионов или молекул), обладающих определенными химическими и физическими свойствами. В Межгосударственном стандарте оно определяется как химический элемент или химическое соединение, существующее в природе или полученное искусственно [31, 32].

С. приобрел 5 000 литров азотной кислоты, разлитой в пять армированных металлом пластиковых емкостей. Азотная кислота относится к химическому веществу 3 класса опасности. Часть кислоты реализовал, а часть оставил на необорудованной площадке, чем нарушил требования ряда федеральных законов, нормативов и регламентов. В результате возникшего пожара произошли оплавление емкостей и разлив указанного вещества. Рабочий Ш. от соприкосновения с зараженным участком земли получил ожоги 2 и 3 степени (средней тяжести вред здоровью).

Энгельсским районным судом Саратовской области виновный осужден по ст. 247 УК РФ [33].

Согласно ст. 247 УК РФ предметом транспортировки, хранения, использования или иного обращения выступают радиоактивные, бактериологические и химические отходы.

В соответствии с ст. 3 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» радиоактивные отходы – это не подлежащие дальнейшему использованию материалы и вещества, а также оборудование, изделия (в том числе отработавшие источники ионизированного излучения), содержание радионуклидов в которых превышает уровни, установленные Правительством РФ[34].

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. № 190-ФЗ (в ред. от 2 июля 2013 г.) «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [35] расширяет круг указанных отходов, относя к ним материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов, образовавшихся при осуществлении не связанных с использованием атомной энергии видов деятельности по добыче и переработке минерального и органического сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов, в случае, если эти материалы не подлежат дальнейшему использованию.

Все радиоактивные отходы подразделяются на два класса: 1) удаляемые и 2) особо опасные. К последним относятся радиоактивные отходы, образовавшиеся в результате выполнения государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа, использования ядерных зарядов в мирных целях или вследствие ядерной и (или) радиационной аварии на объекте использования атомной энергии, жидкие радиоактивные отходы, размещенные в поверхностных водоемах – хранилищах радиоактивных отходов общим объемом более 25 куб. м., а также донные отложения таких водоемов-хранилищ [34]. В ст. 247 УК РФ они не специально не выделяются, охватываются общим понятием «отходы».

Правительством РФ определена система государственного учета и контроля радиоактивных отходов [36].

К химическим относятся отходы химических производств или их продукция, сырье в виде химических веществ или их смесей, инертные либо опасные для здоровья человека и окружающей среды [21].

Батайский городской суд Ростовской области признал виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 247 УК РФ, генерального директора ООО С., нарушившего правил транспортировки и захоронения химических веществ и отходов, что повлекло загрязнение и отравление окружающей среды. В частности, виновный допустил «размещение отходов ... за пределами земельного участка, выделенного под размещение полигона на землях, расположенных в непосредственной близости от мест проживания людей, а в дальнейшем не принял мер для ликвидации нарушений и последствий в виде загрязнения земель» [37].


Библиографическая ссылка

Голубев С.И. НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ОБРАЩЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ И ОТХОДОВ: ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 6-2. – С. 319-326;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1200 (дата обращения: 25.04.2024).