Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ БИЗНЕС – УЧАСТНИК ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК (НА МАТЕРИАЛАХ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)

Рощупкина В.В. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»
Социально ориентированный бизнес в лице индивидуальных предпринимателей и некоммерческих организаций является полноценным участником системы государственных и муниципальных закупок, при этом сама процедура участия упрощена, а правила «игры» стали более понятны. Утверждены и вступили в силу изменения в законодательстве, обязывающие государственные компании заключать прямые договоры с субъектами малого и среднего предпринимательства. В свою очередь, у представителей малого и среднего предпринимательства для участия в процедурах существует обязанность декларирования своей принадлежности к данному виду хозяйствующего субъекта. Для организаций, в которых трудоустроены инвалиды, закон тоже предусматривает определенные преференции: согласно статье 29, они могут рассчитывать на преимущество до 15 % от предлагаемой ими стоимости контракта, то есть, получить на 15 % больше «выигрышной» цены. Однако, преимущество может предоставляться на весь заказ сразу, а не на какую-то одну его позицию, присутствующую в перечне. По итогам конкурентных процедур сумма заключенных контрактов с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями в 2019 году в анализируемом субъекте федерации составила порядка 8,5 млрд руб.
предприниматель
бизнес
социальный
государственные закупки
1. Кудряшов Е.В. Проблемы техники налогового стимулирования обеспечения кибербезопасности для малого и среднего бизнеса // Финансы и кредит. 2019. № 3 (783). С. 609-617.
2. Рощупкина В. Особенности современной государственной налоговой политики для предпринимателей в Российской Федерации // Финансы и кредит. 2019. Т. 25. № 6. С. 1373-1382.
3. Прыгунова М.И., Никифорова Э.Г. Эффективность поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны органов государственной власти как фактор устойчивого развития города // Финансы и управление. 2019. № 1. С. 19-27.
4. Клушина Н.П., Рощупкина В.В. Приоритеты финансового сопровождения социального предпринимательства: российская ситуация // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 6-2. С. 46-51.
5. Лиференко Ю.В. Миф о малом бизнесе // Региональная экономика: теория и практика. 2019. № 4 (463). С. 605-614.
6. Зрянина Е.А. Цифровизация в сфере бюджетного учёта, в направлении электронных госзакупок // Проблемы и перспективы в международном трансфере инновационных технологий: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 91-93.
7. Биймырсаева Э.М., Абдыкалыкова Т.Н. Некоторые вопросы организации государственных закупок // Развитие бухгалтерского учета и аудита в условиях цифровой экономики: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. 2019. С. 18-23.
8. Ктиторов В.Д. Управление изменениями при определении поставщика, подрядчика, исполнителя // Сборник научных докладов магистрантов кафедры управления государственными и муниципальными закупами ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы». 2019. С. 78-81.
9. Муллагулова Г.А., Галиева Г.Ф. Совершенствования системы организации государственных закупок в регионе путем цифровизации экономики // Актуальные проблемы бухгалтерского учета, анализа и аудита: материалы XI Всероссийской молодежной научно-практической конференции. 2019. С. 287-290.
10. Долина О.Н. Диверсификация источников финансирования социально-ориентированных НКО для решения социальных проблем в России // Российский экономический интернет-журнал. 2019. № 3. С. 25.
11. Официальный сайт Консультант плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 22.05.2020).
12. Матвеева Е.В., Митин А.А. Реализация механизмов муниципальной поддержки социально-ориентированных НКО в Кемеровской области – Кузбассе // Вестник Забайкальского государственного университета. 2020. Т. 26. № 2. С. 74-81.
13. Мухин М.А. Развитие социально ориентированных НКО на территории Пермского края в эпоху цифровой трансформации // Менеджмент 4.0: управление в цифровую эпоху: материалы XII Российской научно-практической конференции для управленцев. 2020. С. 59-62.
14. Старшинова А.В., Архипова Е.Б., Новожилов А.Б. Ресурсные центры как инструмент развития региональных социально ориентированных НКО // XXII Уральские социологические чтения. Национальные проекты и социально-экономическое развитие Уральского региона: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под общ. ред. д. философ. н. Ю.Р. Вишневского, доктора социологических наук М.В. Певной. 2020. С. 48-52.
15. Байдиева Ю.В. Социально ориентированные НКО в России // Российский человек и власть в контексте радикальных изменений в современном мире: материалы XXI российской научно-практической конференции (с международным участием). 2019. С. 213-217.
16. Рушева А.В. Опыт и перспективы развития социально ориентированных НКО // Развитие сферы услуг: стратегии, инновации, компетенции: материалы всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 237-241.
17. Долина О.Н. Управление финансами социально ориентированных НКО в России: проблемы и пути решения // Управленческие науки в современном мире: сборник докладов научной конференции. 2019. С. 10-15.

Сочетание благотворительности и бизнес-идеи является главной особенностью социального предпринимательства [1]. Главным поставщиком социальных услуг населения, безусловно, в Российской Федерации является государство. Однако, происходит постепенный рост доли оказываемых социальных услуг как социальными предпринимателями, так и социально ориентированными НКО.

Государственные тендеры, объявляемые через систему государственных и муниципальных закупок на выполнение различных услуг населению могут стать мощным толчком для развития социально ответственного бизнеса.

Участие в государственных и муниципальных закупках – перспективная возможность для социально ответственного бизнеса любой формы собственности.

Однако, индивидуальные предприниматели, в том числе, социальные предприниматели не очень охотно участвуют в процедурах государственных и муниципальных закупок, ссылаясь на несколько обстоятельств [2]:

– фактическое незнание о возможности участия индивидуального предпринимателя в системе государственных и муниципальных закупок;

– отсутствие необходимых профессиональных навыков и образования для полного владения ситуацией в системе закупок [3];

– необходимость аналитического исследования рынка услуг социального предпринимателя для оценки вероятности победы в конкурсной процедуре;

– финансовые затраты на оформление электронной цифровой подписи;

– сложность регистрации в Едином реестре участников закупок [4];

– необходимость дифференциации электронных площадок и выбор тех, которые будут наиболее актуальны для социального предпринимателя;

– боязнь не выполнить условия контракта и попасть в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) [5];

– нежелание вносить денежное обеспечение заявки;

– страх участия в государственных и муниципальных закупках самозанятых граждан, в том числе, осуществляющих деятельность в социально значимых сферах экономики и для граждан, обладающих наименьшим уровнем социальной защиты [6].

Активное внедрение контрактной системы государственных и муниципальных закупок расширило возможности и социального предпринимателя, желающего участвовать в контрактах и конкурировать в конкурсных процедурах не только между собой, но и с представителями традиционного бизнеса [7, 8]. Большим шагом вперед стало развитие электронных магазинов по закупкам малого объема, срок заключения контрактов по которым не более 2 дней.

Федеральным законом от 4 июня 2014 г. № 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» введены следующие обязательства для заказчика [9]:

1) осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15 % совокупного годового объема закупок, под которым понимается утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году [10];

2) включать в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, условия об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке [11].

С 1 октября 2018 года все конкурентные закупки по 223-ФЗ у малых и средних предприятий проходят по новым правилам. Закон перевел их в электронную форму, разрешил проводить закупки только на федеральных электронных торговых площадках госзакупок и ограничил перечень способов определения исполнителя [12].

Социальные предприниматели, как участники системы государственных и муниципальных закупок еще не представлены большим количеством. Считаем, что в условиях пандемии, острой необходимости в социальных услугах, особенно необходимо мотивировать социальных предпринимателей участвовать в торгах, быть полноправными участниками процедур закупок [13].

Мероприятиями, направленными на мотивацию участия в закупках социальных предпринимателей, будут следующие [14]:

– создание обязанности отдельных видов юридических лиц поэтапно увеличивать долю закупок, осуществляемых у субъектов малого и среднего предпринимательства;

– создание системы «программ партнерства» отдельных видов юридических лиц с субъектами малого и среднего предпринимательства, занятыми в производственной сфере;

– снятие избыточных барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства при участии в закупках отдельных видов юридических лиц;

– информационное обеспечение закупок отдельных видов юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Количество субъектов социально ориентированных предприятий, участвующих в закупках и реализующих государственный заказ было проанализировано на одном из субъектов Северо-Кавказского федерального округа [15].

В 2019 году в Ставропольском крае было размещено более 11 тыс. извещений о закупках, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства и социально ориентированные НКО, общим объемом около 9,7 млрд руб., что на 64 % как в количественном, так и в общем объеме закупок выше аналогичных показателей 2018 года.

Предметами закупок чаще всего выступали: приобретение в муниципальную собственность жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; услуги по перевозке Клиентов – лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата [16].

По итогам осуществления закупок с преференциями субъекты малого и среднего предпринимательства, социально ориентированных НКО заключено около 11 тыс. контрактов общим объемом около 8,5 млрд руб. (рис. 1).

Средняя цена контракта, заключенного с субъектами малого и среднего предпринимательства, социально ориентированными НКО (рис. 2) по итогам отчетного периода составила порядка 750 тыс. руб.

Объем экономии денежных средств по результатам проведения в отчетном периоде 2019 года определений поставщиков среди субъектов малого и среднего предпринимательства, социально ориентированных НКО составил около 690 млн руб. При этом доля экономии от общего объема закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, социально ориентированных НКО составила 7,5 %.

Статистика показывает, что социальные предприниматели чаще всего участвуют в процедуре двухэтапного конкурса, а наименьшими показателями конкуренции обладают конкурсы с ограниченным участием и процедуры запроса предложений.

Муниципальные торги с участием социальных предпринимателей проходят в форме электронных аукционов, либо – запроса котировок. Двухэтапные конкурсы, зарекомендовавшие себя в секторе государственных закупок, в муниципальном сегменте занимают одно из последних мест [17].

rohupk1.tif

Рис. 1. Количество контрактов, заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства и социально ориентированными НКО на территории Ставропольского края

rohupk2.tif

Рис. 2. Сумма контрактов, заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства и социально ориентированными НКО на территории Ставропольского края, млн руб.

Анализ информации по эффективности закупок у социальных предпринимателей (снижению стоимости приобретаемых товаров и услуг) в зависимости от процедуры определения поставщика показал, что максимальные суммы контрактов были на открытых двухэтапных конкурсах и запросах котировок.

Социальные предприниматели, выступающие в качестве субподрядчиков отмечают назревшую необходимость указывать потребность участия социального предпринимателя и социально ориентированных НКО не только в контракте, но и в плане-графике размещения заказов и в извещении об осуществлении закупки, что даст возможность внедрения предпринимателя в процесс еще на стадиях их планирования и подготовки к реализации. Типовые условия контрактов, изначально «заточенные» под социального предпринимателя позволят сделать более понятной и доступной процедуру их участия в торгах.

В связи с ситуацией распространения коронавируса, Правительством Российской Федерации были введены меры, помогающие предпринимателям выполнить свои обязательства по уже заключенным контрактам, либо избежать серьезных штрафных санкций за неисполнение контракта: если предприниматель (в том числе, социальный) не смог закрыть контракт из-за проблем, связанных с пандемией, могут быть изменены сроки его исполнения и списаны штрафные санкции за неисполнение обязательств.

Министерство финансов Российской Федерации разработало законопроект о внесении изменений в порядок осуществления государственных и муниципальных закупок на 2020 год в связи с распространением коронавируса. А именно, он у заказчика появляется право не требовать от субъектов малого и среднего бизнеса обеспечения исполнения контракта при госзакупках, а также оптимизирует порядок закупки у единственного поставщика для устранения последствий форс-мажора и чрезвычайной ситуации.

В условиях пандемии не все закупки будут осуществляться по упрощенному механизму, поэтому электронные торговые площадки не потеряют свою актуальность и продолжат функционировать в обычном режиме.

Кроме основных пяти площадок электронных торгов существует более 500 информационных ресурсов, консолидирующих информацию о проводимых тендерах.

Проведенные исследования позволяют сформулировать следующие выводы.

Общественная опасность нового вируса показала нарастающую потребность в услугах социального характера не только для населения из групп риска, но и для, практически, каждого гражданина независимо от возраста и социального статуса.

Социальный предприниматель, держащий руку на пульсе, сможет сориентироваться в данной ситуации и развить свой социально ответственный бизнес, а также повысить уровень образования, пройдя обучение по основам контрактной системы государственных и муниципальных закупок. Воспользоваться помощью государства в освоении нового вида деятельности контрактного управляющего возможно через Единый центр государственного заказа, предоставляющего информационное, методическое сопровождение субъектам малого и среднего бизнеса.

При этом субъект хозяйствования получает доступ к государственным контрактам на значительные суммы через систему государственных и муниципальных закупок, выход к которой для субъектов малого и среднего бизнеса законодатель максимально упростил до конца 2020 года.

На наш взгляд, участие в государственных и муниципальных закупках позволит оценить уровень востребованности услуг социального предпринимателя на совершенно другом, более высоком уровне.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-010-00017 А.


Библиографическая ссылка

Рощупкина В.В. СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ БИЗНЕС – УЧАСТНИК ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК (НА МАТЕРИАЛАХ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ) // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 6-1. – С. 91-95;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1169 (дата обращения: 25.04.2024).