Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В РАБОТЕ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН

Биккинин И.А. 1
1 ФГБОУ ВО Башкирский государственный педагогический университет им. Акмуллы
Участковый уполномоченный полиции в рамках рассмотрения обращений граждан руководствуется целым комплексом различных нормативных правовых актов, среди которых Конституция РФ и федеральный закон, ведомственные инструкции. Среди основных направлений деятельности в рамках которых участковый ведет прием обращений граждан необходимо назвать личный прием граждан и отчет перед населением. В свою очередь, отчет перед населением также должен строиться на анализе поступивших обращений. Разбор в рамках отчета основных поступающих обращений позволит снизить их количество. В рамках личного приема граждан поступает основное количество обращений граждан, что подтверждается статистическими данными. Отметим, что детальное регламентирование рассматриваемой деятельности участкового уполномоченного полиции не означает, что в процессе осуществления указанной деятельности отсутствуют комплексные проблемы. Так, в деятельности участковых уполномоченных существуют проблемы, связанные с рассмотрением интернет-обращений граждан, существуют проблемы осуществления надзора со стороны органов прокуратуры, а также осуществления общественного контроля за указанной деятельностью. Кроме того, зачастую органы прокуратуры возвращают достаточное количество материалов на повторную проверку, основная часть из которых не содержит в себе признаков противоправных деяний, ввиду чего участковые уполномоченные полиции вынуждены осуществлять повторные проверки и повторно составлять документы для направления прокурору.
участковый уполномоченный полиции
рассмотрение обращений граждан
направления функционирования государственных органов
ведомственное регулирование
административная реформа
1. Поезжалов В.Б. и др. Основы применения специальной техники и информационных технологий в профессиональной деятельности сотрудника полиции: учебное пособие. Уфа, 2020. 136 с.
2. Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала полиции Российской Федерации Владимира Колокольцева на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/news/item/19639138/ (дата обращения: 15.04.2020).
3. Биккинин И.А., Поезжалов В.Б. Некоторые проблемные аспекты обстоятельств, исключающих преступность деяния, применительно к деятельности сотрудников правоохранительных органов // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 10–2. С. 154–159.
4. Асмандиярова Н.Р. Некоторые аспекты обеспечения защиты личности в вопросах предупреждения преступности // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. 2019. № 1. С. 229–232.

Введение

Органы государственной власти предназначены для создания благоприятных условий жизнедеятельности граждан своей страны с помощью, различных социальных регуляторов, правовых и общественных институтов. Полиция рассматривает наибольшее количество обращений граждан среди всех органов исполнительной власти, вследствие чего необходим эффективный механизм указанной деятельности [1].

Цель исследования

С учетом вышесказанного цель настоящей работы заключается в рассмотрении дискуссионных проблем, связанных с организацией профилактической работы основного подразделения органов внутренних дел в условиях все возрастающей нагрузки, что связано с особым режимом деятельности, растущим кадровым некомплектом и постоянно расширяющимся предметом ведения.

Материал и методы исследования

Предметом исследования выступили теоретические разработки, направленные на изучение проблемы. На основе методов анализа и синтеза, выработаны принципы, на основе которых применяются данные технологии. В ходе работы были исследованы положения системы нормативных правовых актов, различные практические данные, среди которых материалы МВД России, его территориальных органов, а также иные аналитические данные.

Результаты исследования и их обсуждение

В указанные подразделения полиции поступает наибольшее количество различных обращений граждан. Необходимо отметить, что по итогам их рассмотрения возбуждаются не только дела об административных правонарушениях, но и уголовные дела. Так, число обращений постоянно увеличивается, как и меры реагирования по ним. Если в 2014 году участковыми уполномоченными полиции в Российской Федерации было рассмотрено более 10,9 млн. обращений граждан, то в 2015 году – более 12,7 млн. обращений граждан, в 2016 году – более 13,4 млн. обращений граждан, в 2017 году – более 13 млн. обращений граждан, в 2018 году – более 13,4 млн. обращений граждан [2]. Необходимо отметить, что статистические данные свидетельствую о росте количества поступающих участковым уполномоченным обращений граждан. Указанная ситуация подтверждает необходимость повышения эффективности рассмотрения обращений граждан, а также модернизации указанного процесса.

Институт обращений граждан проявляется в рамках различных общественных отношений. Институт обращений граждан имеет особое значение. Органы внутренних дел рассматривают огромный массив поступающих обращений граждан. Для реализации эффективного механизма необходимо существование должного правового регулирования. Указанный механизм базируется на конституционных нормах в рамках реализации которых принят федеральных закон. Вместе с тем, важное значение в рамках реализации имеют и ведомственные правовые акты управления, которые принимаются в конкретных органах исполнительной власти. В органах внутренних дел существуют регламенты, которые детально регламентируют порядок рассмотрения обращений граждан. Однако существуют особенности правового регулирования указанных отношений. Основная такая особенность связана с тем, что кроме обращений граждан, которые также имеют место в иных органах государственного управления, органы внутренних дел рассматривают большой массив обращений, которые содержат в себе признаки преступлений и административных правонарушений. Без сомнения, указанный порядок должен быть урегулирован особым образом, что подтверждается существованием специальной инструкции в деятельности органов внутренних дел.

Деятельность органов внутренних дел по рассмотрению обращений граждан базируется на системе принципов, которые можно разделить на две группы. В рамках первой группы необходимо рассматривать общие принципы, которые характерны различным общественным отношениям. Среди них принцип соблюдения прав и законных интересов граждан, принцип верховенства закона, а также принцип беспристрастности. Ко второй группе необходимо относить специальные принципы, которые характерны только этой деятельности. Сюда следует относить принцип запрета преследования граждан в связи с их обращениями, принцип конфиденциальности обращений граждан, принцип обязательности регистрации поступившего обращения, принцип компетенции должностных лиц, принцип обязательности рассмотрения, принцип контроля, принцип ответственности должностных лиц органов внутренних дел, а также принцип своевременности рассмотрения обращений. Существующая система принципов рассматриваемой деятельности органов внутренних дел распространяется на все подразделения, в том числе на службу участковых уполномоченных полиции. В рамках осуществления указанной деятельности органам внутренних дел в лице их должностных лиц необходимо четко следовать указанным принципам, что обеспечит должную реализацию права граждан на обращение.

Компетенция органов внутренних дел по рассмотрению обращений граждан складывается из двух направлений. Во-первых, в рамках деятельности органов внутренних дел осуществляется деятельность по рассмотрению обращений граждан, среди которых заявления, предложения и жалобы. Работа по указанному направлению осуществляется в рамках положений Закона, а также ведомственной инструкции, которая утверждена приказом МВД.

В рамках указанного направления рассматривается достаточное количество различных обращений граждан. Отметим, что основная особенность указанного направления деятельности по рассмотрению обращений граждан не связана с рассмотрением заявлений о преступлениях, административных правонарушениях, а также происшествиях. Во-вторых, необходимо вести речь о направлении, которое связано с рассмотрением обращений граждан, которые содержат в себе признаки преступлений, административных правонарушений, а также происшествий. Указанное направление реализуется на основе комплекса уголовно-процессуальных, административных и иных законодательных актов. Основным ведомственным актом управления является инструкция. Основной особенностью указанного направления является то, что в рамках разрешения таких обращений установлены сжатые сроки и оговорены специальные решения.

Участковый уполномоченный полиции в рамках рассмотрения обращений граждан руководствуется целым комплексом различных нормативных правовых актов, среди которых Конституция РФ и федеральный закон, концепция развития службы до 2023 года, ведомственные инструкции, новая Инструкция по организации деятельности участковых, утвержденная приказом МВД России [3]. Среди основных направлений деятельности в рамках которых участковый ведет прием обращений граждан необходимо назвать личный прием граждан и отчет перед населением. В свою очередь, отчет перед населением также должен строиться на анализе поступивших обращений. Разбор в рамках отчета основных поступающих обращений позволит снизить их количество. В рамках личного приема граждан поступает основное количество обращений граждан, что подтверждается статистическими данными. Отметим, что детальное регламентирование рассматриваемой деятельности участкового уполномоченного полиции не означает, что в процессе осуществления указанной деятельности отсутствуют комплексные проблемы. Так, в деятельности участковых уполномоченных существуют проблемы, связанные с рассмотрением интернет-обращений граждан, существуют проблемы осуществления надзора со стороны органов прокуратуры, а также осуществления общественного контроля за указанной деятельностью. Кроме того, зачастую органы прокуратуры возвращают достаточное количество материалов на повторную проверку, основная часть из которых не содержит в себе признаков противоправных деяний, ввиду чего участковые уполномоченные полиции вынуждены осуществлять повторные проверки и повторно составлять документы для направления прокурору.

В настоящее время существует тенденция к унификации многих действий и процессуальных действий в рамках общественных отношений [4]. В частности, активно распространена система внутреннего электронного документооборота и внешнего документооборота в виде реализации государственной программы «Госуслуги». Продолжая работу в этом ключе, необходимо на интернет-порталах всех правоохранительных органов предусмотреть упрощенную форму подачи обращения в виде всплывающего окна. То есть для оперативности подачи заявления гражданином, в отношении которого совершено преступление или противоправное деяние, форма бланка электронного заявления должна располагаться на главной странице и быть доступна всем, особенно слабовидящим и маломобильным. Следует отметить, что, не смотря на имеющиеся сервисы подачи электронного заявления или сообщения о преступлении, само понятие «электронное сообщение о преступлении» законодательно не определено. Предлагается дополнить таким определением ведомственные приказы, и в первую очередь – приказы Министерства внутренних дел. Важно отметить, что наибольшая часть проверок в рамках обращений граждан приходится на работу участкового, т.к. функция по рассмотрению обращений граждан является одной из форм несения службы участковым, он является должностным лицом, чаще всего взаимодействующим с гражданами, и, самое важное, является субъектом профилактики девиантного и делинквентного поведения в обществе.

Выводы (заключение)

Полагаем, что высказанные в данной работе предложения и рекомендации могут оказать существенную помощь как в дальнейших исследованиях в данной области знаний. Необходимо создать качественный механизм, который позволит органам внутренних дел, в том числе участковым уполномоченным, обеспечивать эффективную работу по рассмотрению обращений граждан и принятию по ним соответствующих решений. Указанные решения должны соответствовать целям указанного института, а именно – восстанавливать нарушенные права граждан. Новый механизм также должен отвечать современным требованиям использования дистанционных и других информационных технологий.


Библиографическая ссылка

Биккинин И.А. ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В РАБОТЕ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 5-1. – С. 208-211;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1130 (дата обращения: 18.04.2024).