Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ (НА ПРИМЕРЕ КОНТРОЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ДИКОЙ ФАУНЫ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС)

Марцева Т.Г. 1, 2 Хараходи Э.В. 2
1 Новороссийский филиал Краснодарского Университета МВД России
2 Новороссийский институт (филиал) АНО ВО МГЭУ «Новороссийский институт (филиал) АНО ВО Московского гуманитарно-экономического университета
Национальная безопасность – состояние защищенности государства и общества от внутренних и внешних угроз. Основная угроза безопасности при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Евразийского экономического союза исходит от субъектов внешнеэкономической деятельности, которые осуществляют преступления и административные правонарушения. Таможенные органы обеспечивают национальную безопасность страны по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений и правонарушений, в том числе на примере контроля перемещения объектов дикой фауны через таможенную границу Евразийского экономического союза. Мир дикой фауны – неотъемлемая часть национального богатства страны, поэтому вопросы об обеспечении её сохранности являются первостепенными. Острота проблемы истребление и незаконного оборота животных на сегодняшний день стала основой в создании правового акта – Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС). Незаконное перемещение диких животных относится к высоколатентным преступлениям, поэтому оборот животных требует особого контроля. В сфере перемещения животных существует несколько проблем, к ним относятся: незаконность такого отлова и перемещения; отсутствие в странах нормативно – правовой базы в виде правового акта, контролирующего торговлю ценными видами животных; неохвачены многие сотни видов животных.
национальная безопасность
фауна
дикие животные
незаконное перемещение
части диких животных
таможенный контроль
правонарушение
конвенция ситес
1. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) (Вашингтон, 3 марта 1973 год) // Охрана окружающей среды. Международные акты: Справочник, Санкт – Петербург, 03 марта 1994 г.
2. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (в редакции Коллегии ЕЭК от 08.10.2019 г. № 176) // «Таможенные ведомости», 22 апреля 2015 г.
3. Приложение № 6 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 г. № 30 (в редакции Коллегии ЕЭК от 08.10.2019 г. № 176) «О вывозе с таможенной территории ЕАЭС редких и находящихся под угрозой диких живых животных и дикорастущих растений, включенных в Красные книги государств – членов ЕАЭС» // «Таможенные ведомости», 22 апреля 2015 г.
4. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с учетом поправок к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6–ФКЗ, от 30.12.2008 г. 3 7–ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2 – ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11–ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04 августа 2014 г.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63–ФЗ (в редакции ФЗ от 07.04.2020 г. № 73–ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 17 июня 1996.
6. Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 289–ФЗ «О таможенном регулировании» (в редакции ФЗ от 27.12. 2019 г. № 487–ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 06 августа 2018 г.
7. Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7–ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции ФЗ от 27.12.2019 г. № 453–ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 14 января 2002 г.
8. Федеральный закон от 18.07.1999 г. № 183–ФЗ (в редакции ФЗ от 13.07.2015 г. № 216–ФЗ) «Об экспортном контроле» // Собрание законодательства РФ, 26 июля 1999 г.
9. Федеральный закон от 24.04.1995 г. № 52–ФЗ «О животном мире» (в редакции ФЗ от 18.02.2020 г. № 26–ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 24 апреля 1995 г.
10. Федеральный закон от 27.12.2018 г. № 498–ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесение изменений в отдельные законодательные акты РФ» (в редакции ФЗ от 27.12.2019 г. № 447–ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 31 декабря 2018 г.
11. Постановление Правительства РФ от 13.09.2012 г. № 923 (в редакции Постановления Правительства РФ от 07.06.2019 г. № 736) «Об утверждении перечня особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, подлежащих к видам, занесенным в Красную книгу России и (или) охраняемым международными договорами России для целей статей 226.1 Уголовного кодекса России» // Собрание законодательства РФ, 17 сентября 2012 г.
12. Постановление Правительства РФ от 28.05.2003 г. № 304 (в редакции Постановления Правительства РФ от 09.01.2009 г. № 13) «Об утверждении Правил использования безвозмездно изъятых или конфискованных диких животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 года» // Собрание законодательства РФ, 02 июня 2003 г.
13. Житков Б.М. Акклиматизация животных и её хозяйственное значение: учебное пособие. М.: Издательство Юрайт, 2020. – 124 с.
14. Целлариус Е.Ю. Красная книга России: учебное пособие. М.: АСТ, 2017. – 277 с.
15. Машкин В. Зооресурсоведение: учебное пособие. СПб.: Лань, 2019. – 264 с.
16. Альпидовская М.Л., Ампар Л.Г., Багба А.Н. и др. Феномен рыночного хозяйства: теоретический и методологический контент бизнеса инноваций: монография. Лондон: Издательство: Publishing house LSP, 2019. – 505 с.

Введение

Национальная безопасность – состояние защищенности государства и общества от внутренних и внешних угроз. Она включает в себя все виды безопасности, и каждое государство имеет концепцию по ее обеспечению.

Таможенные органы – одна из первых государственных структур, обеспечивающих безопасность страны, имея статус административно – правоохранительный структуры, является специальным органам по борьбе с незаконным оборотом, в том числе на примере контроля перемещения объектов дикой фауны через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС). [6].

Противодействие угрозам в сфере национальной безопасности государства является основным направлением совершенствования правоохранительной деятельности. Первоочередная угроза экономической безопасности России при перемещении через таможенную границу ЕАЭС исходит от субъектов внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД), осуществляющих правонарушения, отнесенных к компетенции таможенных органов. [8].

В этой связи основные усилия подразделений таможенных органов, осуществляющих оперативно – розыскную деятельность, направлены на предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов. [5].

Актуальность темы обусловлена истреблением животных с целью продажи их и их дериватов в различных формах. Борьба с незаконной перевозкой диких животных является одной из приоритетных задач таможенной политики России. На сегодня доход от продажи животных (дериватов) стоит на ведущем месте в мире после дохода от торговли наркотиками и оружием.

Цель исследования

С древнейших времен существование людей зависела от диких зверей были – источника жизни. В наши дни жизнь человека также во многом связана с животными. Однако с тех времен всё изменилось, и в настоящий век человечество не видим границ в своих нуждах.

Популяция диких животных быстрыми темпами снижается. Одни из них стали редкими, другие вовсе исчезли. Хищническим промыслом истребляются многие ценные дикие животные, но имеет и место быть сокращение в виду трудных условиях существования в результате вырубки лесов, строительства гидростанций и иные формы воздействия человека на окружающую среду.

Мир дикой фауны является неотъемлемой частью национального богатства страны, и вопросы правовой защиты их существования и являются первостепенными.

Цель исследования данной темы обусловлена изучение вопроса глобальности истребления животных для продажи их и их дериватов в виде украшений, дорогостоящей одежды, для создания лекарственных препаратов, или же даже для наличия диковинки в своем владении.

В рейтинге незаконных доходов торговли на международном рынке – доход от продажи животных (их дериватов) стоит на третьем месте после торговли наркотиками и оружием.

Проблема исчезновения любого вида животных повлечет потерю уникальной генетической информации, так как каждый живой организм имеет ценность во всех аспектах, в том числе она напрямую связана с дальнейшей жизнью, динамикой развития общества.

Борьба с незаконной перевозкой диких животных является одной из приоритетных задач таможенной политики России, а исключительная острота проблемы истребление животных стала основой в создании правового акта на международном уровне – Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) 1973 года.

Материал и методы исследования

Проблемы истребление животных – основа Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения – СИТЕС (далее – Конвенция). Она лишь условно стала частью законодательства России. Ее цель – гарантирование, что международная торговля дикими животными не создаёт угрозы выживанию. Вымирающие виды в ней сгруппированы в 3 – х Приложениях по степени угрозы:

- Приложение I включает все виды, которые находятся под угрозой исчезновения (горилла, тигр, индийский лев, леопард, ягуар, индийский слон);

- Приложение II включает все виды, которые могут не находятся под угрозой исчезновения, но торговля такими видами должна строго регулироваться для предотвращения использования несовместимого с их выживанием;

- Приложение III включает все виды животных, которые подлежат регулированию по определению любой стороны Конвенции в целях предотвращения или ограничения эксплуатации. [1].

К примеру, Приложение I включает горилл, тигров, индийских львов, леопардов, ягуаров, индийских слонов. Приложение II – сумчатых и красных волков, мраморных конек, болотных оленей. Приложение III – ленивцев Гоффмана из Коста – Рики, гигантских ящеров из Ганы.

Конвенция работает над установлением контроля над международной торговлей определёнными видами диких животных. Она требует, чтобы весь оборот определённых видов животных производился на основании разрешений и сертификатов.

Незаконное перемещение видов дикой фауны из – за больших объёмов относится к высоколатентным.

Перемещение диких животных, охраняемых Конвенцией и включенные в единый перечень товаров раздела 2.7 и 2.8 в отношении которых применяются запреты и ограничения, является незаконным и не требует лицензии, является незаконным, помимо перемещения таких животных, например, из заповедника в заповедник. При этом необходимо разрешение Административного органа СИТЕС, обеспечивающего выполнение положений Конвенции. Поэтому любое иное перемещение таких животных осуществляется посредством либо их сокрытия от таможенного контроля различными способами, либо недостоверного декларирования [3].

Часто возникают вопросы о дальнейших действиях с конфискованными животными после пресечения правонарушения. Так как для каждого вида дикого животного требуются универсальные условия в период временного пребывания в неестественной для них среде обитания.

После пресечения незаконного перемещение и получения акта таможенного досмотра происходит их конфискация с соблюдением мер безопасности. Животные определяются в отдельные специализированные помещения, организации, производится их осмотр, по разрешению Административного органа.

Для решения вопроса дальнейших действий созывается комиссия, по заключению которой Административный орган принимает одно из следующих решений при наличии заключения органа ветеринарного надзора: выпуск в естественную природную среду; передача в заповедные учреждения в природоохранительных, научных целях; умерщвление [12].

Для законного перемещения диких животных необходимо наличие сертификата о не включении животного в список СИТЕС и ветеринарное свидетельство, документы, подтверждающие законность такого перемещения – разрешительный документ, а также лицензия, выдаваемая Минпромторгом. Вывоз физическими лицами в качестве товаров для личного пользования осуществляется при наличии заключения, выдаваемого Росприроднадзором. [2].

Взаимодействие происходит и с природоохранной и транспортной прокуратурой РФ, Федеральной пограничной службой РФ (далее – ФПС РФ), Федеральной службой безопасности РФ (далее – ФСБ РФ); Министерством внутренних дел РФ (далее – МВД РФ).

Основной проблемой регулирования в сфере перемещения ценных диких животных является незаконность такого отлова и перемещения. Ситуация требует усиленного контроля деятельности таможенных органов в условиях появления новых способов сокрытия животных. Федеральный закон № 498 «Об ответственном обращении с животными» привел к спаду объемов незаконного перемещения диких животных. [10].

Основные показатели незаконной торговля дикими животными в мире представлена в табл. 1.

Исходя из данных, представленных в табл. 1, обстановка в мире по отношению к незаконному перемещению диких животных имеет наибольший вес в обороте слонов, соколов, ягуаров, тигров, гепардов, которые, соответственно с подобной обстановкой, относятся видам, которые находятся под угрозой исчезновения. Наиболее часто в Россию незаконно ввозят из Перу, Мадагаскара и с Кубы ящериц, пауков, крокодилов, приматов и попугаев. На экспорт идут тигры, их кости и шкуры, лапы медведя. Из Таиланда, Вьетнама везут лекарственные препараты, содержащие части редких животных. Подсчитать количество животных, незаконно импортируемых практически невозможно, а данные приведены без учета скрытого сегмента.

Количество выявленных случаев в России сократилось, но по – прежнему сохраняются случаи незаконно перемещаемой дикой фауны. В 2016 году было зафиксировано 78 нарушений, в 2017 году этот показатель увеличился до 94 дел, в 2018 году он составил 60. Однако, несмотря на постепенный спад объемов, с начала 2019 года на границе были пресечены попытки незаконного перемещения животных, и некоторые из них представляли серьезную угрозу.

Таблица 1

Незаконная торговля ценными животными

Регионы:

Перемещаемые животные

Стоимость в долл. США

Страна перемещения

1. Экспортеры

Южная Америка

Ягуар

10 000 – 50 000

Европа, Россия

Мартышка

1 000 – 5 000

Европа, Россия

рыба пиранья

100 – 500

Европа, Россия

Кайман

500 – 1 000

Европа, Россия

Юго-Восточная Азия и Австралия

Тигр

50 000 – 100 000

США

Кенгуру

10 000 – 500 000

США

Попугай

1 000 – 5 000

Россия

паук птицеед

100 – 500

Европа

Питон

1 000 – 5 000

Россия

Африка

Слон

более 100 000

Япония, Китай

Гепард

50 000 – 100 000

Россия, Европа, США

слоновая кость

100 – 500

Китай, Япония

рог носорога

5 000 – 10 000

Гонконг

Россия

Соколы

более 100 000

Ближний Восток

Лапы, желчь бурого медведя

5 000 – 10 000

Китай, Корея

амурский тигр

10 000 – 50 000

Япония, Китай

Ирбис

более 100 000

Европа, США

 

В 2019 года были пресечены несколько крупных попыток незаконного ввоза животных в страну. При этом на 2019 год деятельность таможенных органов по защите безопасности страны по противодействию незаконного ввоза, в том числе особо ценных диких животных составила 517 дел уголовной направленности, а административной направленности, связанной с недекларированием или недостоверным декларированием 16 главы Кодекса об административных правонарушениях составило 28 408 дел.

Примером крупного незаконного ввоза, является уголовное дело от 21 февраля 2019 года в Приморском краю за незаконные приобретение, хранение, перевозка частей особо ценных диких животных.

Изъятые товары, подпадающими под действие Конвенции и занесенным в Красную книгу России, представлены в табл. 2.

Таблица 2

Изъятые товары по уголовному делу от 21 февраля 2019 года

Наименование

Количество шт.

лапы гималайского и бурого медведей

879

когти бурого и гималайского медведей

306

клыки медведей

4

медвежьи желчные пузыри

3

коленные чашечки медведей

6

 

Амурский тигр включен в перечень особо ценных диких животных, занесенных в Красную книгу РФ [14, c. 131].

Бурый и гималайский медведи являются охотничьим видом, но включены в Конвенцию. Способ, сроки и место охоты строго регламентируется законодательством РФ.

Общая рыночная стоимость изъятого товара – 50 784 433 рубля.

Решение поставленной задачи в изучении вопроса глобальности истребления ценных диких животных осуществлялась на основе применения теоретических и количественных методов в форме анализа синтеза и классификационных фактов статистики мировых показателей в сфере оборота диких животных.

Результаты исследования и их обсуждение

Проблемы обманного провоза дикой фауны необходимо решать в вопросах изменения процедур таможенного оформления и досмотра объектов, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза. В статье 328 ТК ЕАЭС таможенный досмотр представляет собой форма таможенного контроля, которая заключается в проведении осмотра и совершении иных действий в отношении товаров со вскрытием упаковки товаров, грузовых помещений, контейнеров или иных мест, в которых находятся или могут находиться товары, и с удалением пломб, печатей или нарушением целостности обследуемых объектов. Необходимо добавить в определение статьи дополнение в виде разрешения при обследовании технические и иные средства, которые позволяют обнаружить скрытые объекты. В итоге ограничения внутреннего незаконного оборота ценных животных снизится уровень их экспорта российскими гражданами.

В России установлена ответственность за незаконное перемещение редких диких животных установлено ограничение количества охраняемых животных: 7 видов – млекопитающие, 4 вида – птицы, 11 видов – рыбы. Таким образом, не охватываются многие виды животных [11].

Росприроднадзору следует ужесточить оборот ценных животных подробным количественным изменением в Едином перечне в рамках ЕАЭС, а так же закрепить понятие «внутреннего незаконного оборота» образцов дикой природы». Для этого необходимо распространить действие Постановления Правительства № 923 «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 УК РФ «Контрабанда стратегически важных товаров и особо ценных диких животных» и для статьи 258.1 УК РФ «Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных». Незаконный оборот животных должен рассматриваться, как стратегически важных ресурсов, что означает полный контроль животных Конвенции, так как они попадают под запрет к свободному обращению при применении статьи 226.1 УК РФ и отнесению такого преступления к «опасному для общества», а не «экологическим».

Другой проблемой выступает отсутствие нормативно – правового акта (далее – НПА), контролирующего внутреннюю торговлю редкими видами импортируемых животных, то есть такие незаконно ввезенные животные могут свободно продаваться, если обошли таможенный контроль. Положения Конвенции не распространяются на торговлю страны, так как не действуют на территории РФ без определенного законодательного акта, ведь Конвенция обеспечивает рамки, которые должны уважаться каждой стороной, но не требует создание отдельного законодательного акта в странах. Отсутствие специального НПА, раскрывающего положения Конвенции СИТЕС, отрицательная правоприменительная практика, увеличение попыток незаконного оборота подтверждают глобальность ситуации в РФ в невыполнении положений Конвенции СИТЕС.

Такой пробел запирает Россию в рамки регулирования оборота животными. Серьезной стороной незаконного ввоза выступает исключение карантинного контроля, приводящий к вспышкам опасных вирусных заболеваний. Решение проблемы является разработка НПА, который будет регламентировать императивный характер положений Конвенции.

Заключение

По уровню доходности нелегальная торговля животными идет после торговли наркотиками и оружием. Оборот в этой сфере огромный. Основными покупателями диких животных являются контактные зоопарки и зверинцы. Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными» запрещает их деятельность, что перекрывает нелегальным поставщикам животных крупнейший канал сбыта. Поэтому скоро за падением спроса сойдет на нет и контрабанда животных. Животные – часть биоразнообразия планеты, и когда вымирает один вид, погибает другой, а за ним и растения, а после под угрозой оказываются и люди, их национальная безопасность.


Библиографическая ссылка

Марцева Т.Г., Хараходи Э.В. РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ (НА ПРИМЕРЕ КОНТРОЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ДИКОЙ ФАУНЫ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС) // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 4-3. – С. 424-430;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1104 (дата обращения: 28.03.2024).