Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО В СТРАНАХ ЕС: НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА

Долгих О.С. 1 Новикова Т.В. 2 Маньшин А.А. 1
1 Курский институт кооперации, филиал АНО ВО «Белгородский университет кооперации, экономики и права»
2 ФГБОУ ВО «Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова»
Стремление большинства россиян питаться здоровой пищей стимулирует спрос на экологически чистую продукцию, которую основная масса потребителей готова приобретать даже по более высокой цене при наличии соответствующей государственной маркировки. Однако, большая часть такой продукции, представленной в торговых предприятиях, посредством различным маркетинговых уловок (гринвошинг) только позиционируется как органическая, хотя на самом деле таковой не является. Одним из перспективных и приоритетных направлений в соответствии с Указом Президента РФ от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» является высокоэффективное экологическое сельское хозяйство, обеспечивающее выпуск не только доступной (массовой) органической продукции, но и защиту окружающей среды. Гарантировать устойчивое развитие данной отрасли, способной в обозримом будущем не только полноценно удовлетворять потребности внутреннего рынка за счет собственной продукции, но и наращивать интенсивно экспортный потенциал, направлен вступивший в силу в начале января 2020 г. Федеральный закон «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 280-ФЗ. Одним из основополагающих условий конкурентоспособности органической продукции отечественного производства на иностранных рынках станет соответствие предоставляемых сертификатов нормативным требованиям Международной федерации экологического сельскохозяйственного движения (IFOAM). Важное значение в этом плане имеет разработка гармонизированных с мировым уровнем национальных стандартов (утверждены 6 национальных стандартов) и обучение российских производителей. Программы повышения их квалификации подготавливаются комитетом по органической продукции, возглавляемого Роскачеством, совместно с ведущими государственными вузами. При этом учитывается и интегрируется успешный международный опыт, и в особенности европейских стран. Основной целью данной статьи являлось изучение основополагающих Регламентов Европейского Сообщества, связанных с областями экологического сельского хозяйства (Регламент № 889/2008 и Регламент № 2018/848) и экологической аквакультуры (Регламент № 710/2009 и Регламент № 2018/848). Были рассмотрены основные требования к организации и ведению органического животноводства (скотоводство, свиноводство и пчеловодство) и аквакультуры: специфика отбора пород животных и птицы для разведения, требования к животноводческим помещениям и условиям выращивания поголовья и производственных единиц аквакультуры, а также проанализированы особенности ветеринарных мероприятий, предусмотренные запреты на использование тех или иных веществ. Работа проводилась с использованием общенаучных и специальных методов. В заключении статьи авторами были сделаны краткие выводы по результатам проделанной работы, акцентировано внимание на том аспекте, что принятие во внимание особенностей нормативно-законодательной базы Европейского Сообщества при разработке составляющих элементов национального законодательства, позволит обеспечить экспортируемой органической продукции российского производства дополнительное конкурентное преимущество.
органическая продукция
экологическое сельское хозяйство
животноводство
пчеловодство
поголовье
регламент
аквакультура
профилактические меры
1. Органическое сельское хозяйство: инновационные технологии, опыт, перспективы: научный аналитический обзор. – М.: ФГБНУ «Росинформагротех». 2019. 92 с.
2. Alfons Deter. Bio in Europa wächst weiter – Biomarkt bei über 40,7 Mrd. Euro. 19.02.2020. – URL: https://www.topagrar.com/oekolandbau/news/bio-in-europa-waechst-weiter-biomarkt-bei-ueber-40-7-mrd-euro-11979731.html (дата обращения: 08.03.2020).
3. Долгих О.С., Новикова Т.В., Дедкова Е.В. Продовольственное законодательство в странах ЕС: цели и принципы // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 3 (часть 2). С. 201-209. DOI. 10.17513/vaael.1034. – URL: http://vaael.ru/ru/article/view?id=1034 (дата обращения: 04.03.2020).
4. Григорук В.В., Климов Е.В. Развитие органического сельского хозяйства в мире и Казахстане; под общ. ред. Х. Муминджанова. – Анкара: продовольственная и сельскохозяйственная организация объединенных наций. 2016. 152 с.
5. EC (2019), EU agricultural outlook for markets and income, 2019-2030. European Commission, DG Agriculture and Rural Development, Brussels. Р. Manuscript completed in December 2019. – Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2019. Р. 94. References Р. 92. ISBN 978-92-76-15381-8 / ISSN 2600-0628 / doi:10.2762/904294 / KF-AQ-20-001-EN-N. – URL: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/food-farming-fisheries/farming/documents/agricultural-outlook-2019-report_en.pdf (дата обращения: 28.03.2020).
6. Organic imports in the EU. A first analysis-Year 2018 // EU Agricultural Markets Briefs. № 14. March 2019. Р. 14. – URL: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/food-farming-fisheries/farming/documents/market-brief-organic-imports-mar2019_en.pdf (дата обращения: 18.03.2020).
7. Россия занимает 1 % импорта органической продукции в страны ЕС. 26.02.2020. Союз органического земледелия: официальный сайт. Москва. 2013 – 2020. – URL: https://soz.bio/rossiya-zanimaet-1-importa-organicheskoj-produkcii-v-strany-es/ (дата обращения: 28.02.2020).
8. Commission Regulation (EC) № 1235/2008 of 8 December 2008 laying down detailed rules for implementation of Council Regulation (EC) № 834/2007 as regards the arrangements for imports of organic products from third countries // Official Journal of the European Union. 2008. Vol. 51. L 334. P. 25–52.
9. Council Regulation (EEC) № 2092/91 of 24 June 1991 on organic production of agricultural products and indications referring thereto on agricultural products and foodstuffs // Official Journal of the European Union. 1991. Vol. 34. L 198. P. 1–15.
10. Крюкова Е.В., Родников М.А., Беркетова Л.В. Регламент ЕС № 834/2007: правила производства органических продуктов // Пищевая промышленность. 2015. № 1. С. 56–59.
11. Commission Regulation (EC) № 889/2008 of 5 September 2008 laying down detailed rules for the implementation of Council Regulation (EC) № 834/2007 on organic production and labelling of organic products with regard to organic production, labelling and control // Official Journal of the European Union. 2008. Vol. 51. L 250. P. 1–86.
12. Council Regulation (EC) № 834/2007 of 28 June 2007 on organic production and labelling of organic products and repealing Regulation (EEC) № 2092/91 // Official Journal of the European Union. 2007. Vol. 50. L 189. P. 1–23.
13. Regulation (EU) 2018/848 of the European Parliament and of the Council of 30 May 2018 on organic production and labelling of organic products and repealing Council Regulation (EC) № 834/2007 // Official Journal of the European Union. 2018. Vol. 61. L 150. P. 1–92.
14. Долгих О.С., Новикова Т.В., Маньшин А.А. Продовольственное законодательство Европейского Союза: обеспечение безопасности продукции животноводства // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 4 (часть 1). С. 64-72. – DOI. 10.17513/vaael.1055. – URL: http://vaael.ru/ru/article/ (дата обращения: 11.04.2020).
15. Commission Regulation (EC) № 710/2009 of 5 August 2009 amending Regulation (EC) № 889/2008 laying down detailed rules for the implementation of Council Regulation (EC) № 834/2007, as regards laying down detailed rules on organic aquaculture animal and seaweed production // Official Journal of the European Communities. 2009. L. 204. Vol. 52. P. 15–34.
16. Commission Implementing Regulation (EU) № 1358/2014 of 18 December 2014 amending Regulation (EC) № 889/2008 laying down detailed rules for the implementation of Council Regulation (EC) № 834/2007 as regards the origin of organic aquaculture animals, aquaculture husbandry practices, feed for organic aquaculture animals and products and substances allowed for use in organic aquaculture // Official Journal of the European Communities. 2014. L. 365. Vol. 57. P. 97–102.

Доминантами в формировании общего объема мирового рынка экологически чистой продукции в денежном выражении за 2018 г. (90 млрд евро) выступали ЕС (45,2 %, в том числе Германия – 11,1 %, Франция – 8,8 %) и США (44,4 %). Причем ежегодные темпы роста производства такой продукции в мировом масштабе, которые, согласно прогнозам сохраняться вплоть до 2025 г., составляют порядка 12-15 %. В частности европейский рынок за 2018 г. вырос на 7,8 % [1, 2].

Повышенный интерес к становлению и расширению органического сельского хозяйства уделяют в 179 странах мира, в 89 из которых сформирована собственная нормативно-законодательная база, охватывающая не только производство, но и оборот органической продукции. Наиболее развита система регулирования, инфраструктура сертификации и реализации такой продукции в странах ЕС [1].

Суммарный размер земельной площади, используемой для производства органик продукции в Европейском Союзе, достигает 13,8 млн га (7,7 % от всей возделываемой сельскохозяйственной площади) при совокупной численности производителей более 330000 (выше показателей 2017 г. на 7,2 %) и перерабатывающих предприятий в количестве почти 71000 [2].

Следует отметить, что производителям в рамках единой сельскохозяйственной политики (САР), реализуемой странами ЕС [1], с которой тесно взаимосвязано пищевое законодательство, имеющее статус самостоятельного правового института [3], оказывается поддержка в виде субсидий по трем основным направлениям: прямая поддержка (за счет средств Европейского фонда сельскохозяйственных гарантий), по предусмотренным программам сельского развития, а также по национальным и региональным программам [1].

Для реализации произведенной продукции массовому потребителю могут использоваться разнообразные каналы сбыта: непосредственный сбыт (собственные сайты, фирменные магазины, еженедельные рынки); заключение соглашений с розничными или оптовыми торговыми предприятиями, предприятиями общепита, сертифицированными перерабатывающими предприятиями; реализация посредством производственных кооперативов [4; С. 24].

Прогнозируется, что к 2030 г. общая земельная площадь будет расширена до 18 млн га и ощутимо умножиться численность поголовья сельскохозяйственных животных и птицы (свиней – на 2 % от общей величины поголовья, численность дойного стада – на 7 %, поголовье птицы – на 2,5-5 %). Однако, несмотря на внушительную положительную динамику, предполагается, что постоянно растущая востребованность, будет способствовать сохранению существенной зависимости от импортных поставок [5; Р. 20].

В натуральном выражении за 2018 г. в страны ЕС органической продукции было импортировано 3,3 млн тонн, в том числе из России – 34069 тонн (1,0 %) [6; Р. 2, 9].

Чаще всего закупались такие категории продовольственных товаров, как масло оливковое, мука и продукты мукомольной промышленности, сахар, рис, специи, орехоплодные, свежие тропические фрукты [7].

Гигиенические нормы в отношении продукции производимой и ввозимой в страны ЕС отражены в нескольких регламентах (№ 178/2002; № 2017/625; № 852/2004; № 853/2004), составляющих в совокупности так называемый «пакет гигиены». Товары и животные могут поступать также из третьих стран при наличии у государства подтвержденного статуса официального поставщика [3].

На территории стран-импортеров органической продукции должна функционировать система производства и контроля, эквивалентная действующим в ЕС законодательным нормам. Таковые имеются в Австралии, Аргентине, Израиле, Индии, Канаде, Коста-Рике, Новой Зеландии, США, Тунисе, Чили, Швейцарии, Южной Корее, Японии. Также может использоваться и продукция из третьих стран, допущенная размещенными здесь и уполномоченными Европейской Комиссией органами по сертификации [8].

В России, например, таких уполномоченных органов, осуществляющих сертификацию органической продукции, предназначенной для экспорта в страны ЕС, действует порядка 17 [7].

Цель исследования

Целью исследования являлось детальное изучение правовых предписаний по ведению экологического сельского хозяйства и производства объектов аквакультуры, отраженных в ряде Регламентов ЕС.

Материалы и методы исследования

Материалом исследования стали наиболее значимые Регламенты ЕС в области ведения экологического сельского хозяйства и осуществления аквакультуры, анализ которых проводился, как с использованием общенаучных (анализ, синтез, сравнение, научная абстракция), так и с применением специфических (функциональный, деятельный) правовых методов. В частности материалом для исследования выступили следующие Регламенты: экологическое сельское хозяйство – № 889/2008 и № 2018/848, экологическая аквакультура – № 710/2009, № 1358/2014. Также во внимание были приняты научные обзоры и научные статьи по рассматриваемой тематике.

Результаты исследования и их обсуждение

Первый документ, координирующий область органического сельского хозяйства, был принят в Австрии (1985 г.), а затем и в ряде других европейских государств (Великобритания, Дания, Швейцария, Франция и др.) [4].

В последующие годы было утверждено Постановление Совета Европейского экономического сообщества (ЕЭС) № 2092/1991, посредством которого была не только установлена процедура сертификации и контроля, особенности маркировки органической продукции, но и гармонизированы национальные стандарты различных европейских государств в сферах растениеводства и животноводства [9].

Важнейшей основой нормативно-законодательного регулирования в сфере экологического сельского хозяйства в ЕС [10], в настоящее время являются Регламент ЕС № 889/2008 [11], детализирующей в свою очередь Регламент № 834/2007 [12] и Регламент № 2018/848 [13], отменяющий с января 2021 г. действие Регламента № 834/2007.

В основе ведения экологического животноводства положено выращивание животных в комфортных для них условиях с учетом их естественных потребностей и особенностей поведения: в пище, воде, дневном свете, свежем воздухе, в достаточном пространстве для свободного передвижения. Неприемлемым является использование интенсивных технологий.

Предпочтение следует отдавать экологическим местным районированным породам, которые имеют более высокие жизнеспособность и адаптационные характеристики к условиям окружающей среды, сопротивляемость болезням. В пчеловодстве наиболее приемлемым является использование медоносной пчелы (Apis mellifera) и ее местных экотипов. Если животных таких пород в хозяйстве для разведения недостаточно, то допускается возможность внедрять и неэкологических животных, которых (Ст. 38) для признания полученной от них продукции экологичной, требуется выдержать в условиях хозяйства определенный период: крупный рогатый скот (в т.ч. бизоны, буйволы) и лошади – не менее 12 мес.; мелкие жвачные животные и свиньи – не менее 6 мес.; птица мясного направления – 10 недель, для яичного направления – 6 недель. Молодняк, полученный от таких животных и направляемый на комплектование стада, после отлучения от матери (телята, жеребята, буйволята – не более 6 мес., ягнята и козлята – не более 60 дней; поросята – не менее 35 кг) в дальнейшем содержится в соответствии с экологическими производственными предписаниями.

При оптимальных климатических условиях (Ст. 9-13, 18, 19) разведение животных может осуществляться без использования животноводческих помещений, которые, тем не менее, могут быть задействованы для окончательной фазы откорма крупного рогатого скота мясного направления продуктивности, но не более 3 мес. (Ст. 46). В таких помещениях (Ст. 9-13, 18, 19) предусмотренные параметры микроклимата поддерживаются за счет необходимых систем: вентиляция, отопление, естественное освещение. Полы в помещениях должны быть выполнены из прочного, гладкого, но нескользкого материала, установка рассеченных или решетчатых конструкций разрешена менее чем для половины их площади. Место для отдыха животных и размещения птицы снабжают нужным количеством сухой, чистой подстилки из природного материала (солома, опилки, торф, песок и др.). Плотность размещения в помещениях определяется не только с учетом положительного влияния на самочувствие поголовья животных и птицы, но и с учетом возможности свободного проявления поведенческих и специфических породно-возрастных потребностей (лежание, стояние, чистка и др.). Площадь животноводческих помещений и открытых территорий (кроме пастбищ) на одно животное устанавливается в зависимости от минимального живого веса для крупного рогатого скота, свиней (за исключением племенных) и лошадей. Для одной особи овец и коз закрепляется не менее 1,5 м2 площади помещения для размещения и 2,5 м2 – открытой территории (кроме пастбищ), для ягнят и козлят – 0,35 и 0,5 м2 соответственно. При размещении кур-несушек количество птицы на 1 м2 птичника ограничивают 6 особями, откормочного поголовья в постоянных загонах – 10 особями, в передвижных загонах – не более 16 (при максимальной площади пола 150 м2).

Для свиногополовья берется в расчет склонность животных к рытью, а для водоплавающей птицы – наличие свободного доступа к водоемам. Запрещено телят возрастом старше недели располагать в боксах, поросят и птицу – в клетках. Только на поздней стадии супоросности рекомендуется отдельное содержание свиноматок.

При конструировании птичников рассчитывается выполнимость беспрепятственного доступа всех особей к выгульным площадкам, а при монтаже клапанов для вылета и залета (не менее 4 м2 на каждые 100 м2), а также насестов принимается во внимание размер птиц. Максимальная вместимость птичников и убойный возраст птицы показаны в таблице.

Значительная часть поверхности пола в птичниках для кур-несушек приспосабливается для эксплуатации в качестве пометной ямы. Максимальная площадь птичников для производственной единицы в мясном птицеводстве составляет 1600 м2. Между периодами размещения птицы осуществляются уборка, очистка и дезинфекция помещений и используемого оборудования, а для выгульных площадок организуются период покоя для восстановления растительного покрова.

Длительность дневного освещения лимитируется 16 часами, в том числе и за счет использования искусственного освещения, но не более 8 часов для ночного непрерывного отдыха.

Медоносную базу для пчелосемей в период медосбора, в течение которого нельзя пользоваться химико-синтетическими репеллентами, целесообразно располагать таким образом, чтобы в районе 3 км она включала экологичную территорию (дикорастущую или земледельческую). Для благополучной перезимовки семье надлежит оставляться требуемое количество меда и пыльцы. Искусственное кормление (экологический мед, экологический сахарный сироп или экологический сахар) допустимо исключительно для выживания в экстремальных условиях (только между последним медосбором и за 15 дней до начала следующего падевого взятка и нектарной фракции взятка).

В кормлении животных разрешены корма, либо произведенные в хозяйстве (не менее 50 % для травоядных животных, за исключением пастбищного сезона) с добавлением для соблюдения принципов сбалансированного питания определенных минералов и витаминов, либо поставленные от других предприятий того же региона, где они также были получены экологическим путем, что должно подтверждаться конкретными документами. Производителю кормов при засвидетельствованном уполномоченными органами факте регистрации выдается лицензия на данный вид деятельности.

Пастбищные территории обрабатываются согласно специализированной ротационной программе.

В экологическом кормопроизводстве и земледелии воспрещена гидрокультура, посредством которой растения культивируются в минеральном растворе или другой инертной среде (гравий, перлит, минеральная вата) с растворенными в ней питательными веществами.

Максимальная вместимость птичников и минимальный убойный возраст при экологическом способе выращивании птицы

Вид птицы для разведения

Численность птицепоголовья, ед.

Убойный возраст, дней

куры

4800

81

куры-несушки

3000

цесарки

5200

94

утки разных пород

4000 самок или 3200 самцов

70 – самки; 84 – самцы

в том числе барбарийская утка

пекинская утка

49

муларды

92

каплуны

2500

150

гуси

140 – для мясных пород

индейки

140 – индюки; 100 – индейки

 

При возделывании кормовых культур можно вносить органические удобрения животного происхождения (навоз и помет, сухой навоз и помет, компостированный навоз, жидкие экскременты), если мероприятия кормового севооборота в полной мере не обеспечивают растения питательными веществами. Поступившее за счет этого совокупное количество азота для предотвращения загрязнения поверхностных и грунтовых вод нитратами, не должно превышать 170 кг на 1 гектар сельхозугодий [11].

В кормах в обязательном порядке контролируется уровень пестицидов (как остаточные количества, так и метаболиты и/или продукты их разложения), микотоксинов, нитратов, тяжелых металлов и других ксенобиотиков [14].

Предпочтение отдается профилактическим ветеринарным мероприятиям с обязательным проведением очистки и дезинфекции. Недозволительно превентивное назначение химико-синтетических аллопатических ветеринарных препаратов и аллопатических успокаивающих средств (до транспортировки и во время нее), антибиотиков, лишь только за исключением случае острой необходимости оказания срочной медицинской помощи раненым или больным животным под ответственность ветеринара. Если обработок такими препаратами в течение 12 месяцев или за продуктивный период (за исключением прививок, лечения от паразитов и обязательных мер) было более трех, то продажа продукции, полученной от таких животных без соблюдения переходного периода как экологической, не разрешается. Также под запретом (Ст. 23) находиться и употребление веществ активизирующих рост или воспроизводительные функции (гормоны или подобные им вещества). В экологическом пчеловодстве (Ст. 25(2)), по специальному предписанию того или иного государства-члена ЕС одобрены определенные ветеринарные препараты для экстренного лечения заболевших и в связи с этим изолируемых пчелосемей при продолжительности последующего переходного периода не менее 1 года. При поражении варроатозом санкционированы такие вещества, как ментол, тимол, камфара, кислоты муравьиная, молочная, уксусная и щавелевая, эвкалиптовое масло.

Реестровые книги (Ст. 76) дают полную информацию обо всех движениях поголовья: поступление (место, ветанамнез, дата и время); сбыт (возраст, количество, вес и получатель); выбытие животных с указанием причины; сведения о кормах и профилактических мероприятиях, терапевтическом лечении и ветеринарном обслуживании. Организации и предприниматели-производители экологической продукции (Ст. 65.(1)) инспекциям по полной форме подвергаются не менее одного раза в год. В ходе проверок уполномоченными органами или ведомствами исследуются бухгалтерские и реестровые книги, изучаются условия содержания животных. Особый упор при этом делается на критические участки для выявления правильности надзора и контроля за рабочими процессами [11].

В Регламенте № 2018/848, посредством которого были согласованы Регламент № 889/2008 и Регламент № 834/2007, рассмотрены основные цели, принципы и требования к ведению экологического земледелия, производства кормов, растениеводческой и животноводческой продукции, основные правила маркировки и методика контроля данной продукции. Продукция подразделяется на экологическую и неэкологическую. Для импортируемой продукции, которой статус органической присваивается по решению ЕК, неукоснительна процедура сертификации и приведена контрольная методика соответствия нормативным требованиям [13].

Правила экологического производства животных аквакультуры и морских водорослей корректируются Регламентами № 710/2009 и № 1358/2014.

Первостепенные принципы экологического производства аквакультуры [15], ориентированные на сбережение разнообразия водных экосистем естественными способами благодаря системам выращивания, учитывающих видоспецифические особенности, в т.ч. максимальную плотность посадки (живой вес животных на 1 м3 воды; для камболовых и креветок – на 1 м2 [15]; для раков видов Astacus astacus, Pacifastacus leniusculus при достаточном количестве укрытий – от 100 (размеров менее 20 мм – 100 особей, размером до 50 мм – 30 особей) до 10 особей на 1 м2 (для взрослых особей размером более 50 мм) [16]), исключают введение гормональных препаратов и их производных для воспроизводства популяций, для кормления – кормовых препаратов и кормов, полученных из того же вида животных. Вышеуказанные принципы базируются на оценке рисков и подразумевают при необходимости организацию превентивных и профилактических мер. С высокой степенью тщательности делят производственные единицы на неэкологические и экологические.

Регистрация сбора урожая морских водорослей (Ст. 6(с)), не оказывающего значительного воздействия на состояние окружающей водной среды, ведется по производственной единице или в помещениях, что позволяет безошибочно идентифицировать и проверять их происхождение как дикорастущей продукции. Если данное направление марикультуры реализуется в открытом море (Ст. 6(d)), то нужные естественные питательные вещества могут поступать как составная часть из окружающей среды, либо как элемент системы поликультуры могут быть получены в ходе выращивания экологических животных аквакультуры в том же районе по соседству. Дизайн, конструкцию и обслуживание садков, а также глубина и скорость обмена массы воды при данной системе призваны минимизировать воздействие на окружающую среду.

Под поликультурой при этом имеется в виду совместное преимущественно в открытых системах водоснабжения (за исключением рыборазводных заводов и питомников, где возможны искусственный подогрев или охлаждение воды (Ст. 25g(1)) выращивание нескольких биологических видов (двухстворчатых и брюхоногих моллюсков (береговая улитка), рыбы и водорослей (Ст. 25(n)), отличающихся по характеру питания.

Для безопасности сточных вод, инспектируемых посредством постоянного мониторинга, на фермах по выращиванию животных аквакультуры в прудах, цистернах или лотках, для сбора питательных веществ из отходов выбор делают в пользу отстойников, фильтратов биологического (водоросли, моллюски) или механического происхождения (Ст. 6е(4)).

Для чистки и дезинфекции (Ст. 23(4)) пригодны такие препараты, как озон, перманганат калия, каустическая сода, известь (CaO, негашеная известь), перекись водорода, органические кислоты (уксусная, лимонная, молочная), спирт и др.

Более желательны для поддержания здоровья животных на оптимальном уровне профилактические меры. В первоочередном порядке могут быть использованы (Ст. 25(s)) натуральные препараты (растительного (без анестезирующего действия), минерального или животного происхождения). Если в течение года было учреждено более двух курсов аллопатического лечения (за исключением вакцинации и обязательных профилактических мероприятий), то получаемая продукция не может реализоваться как экологическая [15].

В ходе обнаружения эктопаразитов, как правило, более ценны рыбы-чистильщики, морская и пресная вода, растворы хлористого натрия [16].

Заключение

Экологическое сельское хозяйство в последние годы стало мировым трендом, актуальным более чем в 170 странах, заинтересованность которым в нашей стране неуклонно растет.

Расцвет экологического сельского хозяйства во многих зарубежных странах свидетельствует о многочисленных позитивных изменениях агропромышленного комплекса: возрастание энергоэффективности, механизации и автоматизации производства; активное внедрение наиболее прогрессивных технологий; рационализация эксплуатации обрабатываемых земельных ресурсов и ввод в обращение еще неиспользуемых сельскохозяйственных угодий; мотивация и оптимизация развития сельских территорий; уменьшение негативного воздействия на окружающую среду.

Создание совокупности нормативно-законодательных актов в сфере органического сельского хозяйства в европейских странах началось во второй половине ХХ в. В настоящее время данная система включает различные документы (регламенты, постановления, директивы), конкретизирующие различные аспекты, как в сельском хозяйстве, так и в области аквакультуры. Основным нормативным документом, распространяющим свое действие на область органического сельского хозяйства, является Регламент ЕС № 889/2008, подчеркивающий недопустимость использования интенсивных технологий и применения гидрокультуры. При этом вся получаемая продукция делится на экологическую и неэкологическую. Ведение экологического животноводства базируется на выборе местных пород животных и птицы и создания для них комфортных условий выращивания. Для воспроизводства в состав стада может вводиться молодняк, полученный от неэкологичных животных, который затем содержат с остальным поголовьем, размещаемым преимущественно без использования животноводческих помещений. В кормлении применяются также экологические корма, полученные, главным образом, в условиях хозяйства с постоянным контролем в них содержания различных ксенобиотиков. Превалирующее значение имеют профилактические ветеринарные мероприятия. Установлен запрет на использование антибиотиков, гормональных препаратов, активаторов роста (за исключением вынужденного лечения и профилактических мер, прививок). С января следующего года вступает в действие Регламент № 2018/848, который отменит положения Регламента № 834/2007, определяющего особенности маркировки органической продукции. Кроме того, в Регламенте № 2018/848 были не только объединены основные положения Регламентов № 889/2008 и № 834/2007, но и наряду с указанием целей, принципов и требований к ведению органического сельского хозяйства, приведены особенности маркировки и сертификации такой продукции. Нормативы к продукции и особенностям ведения экологической аквакультуры определяют Регламенты № 710/2009 и № 1358/2014. Они направлены на реализацию принципов сбережения разнообразия водных экосистем, что акцентирует в свою очередь внимание на оценке рисков, превентивных и экологических мерах.

Анализ опыта европейских стран в этом плане для российских производителей, и в первую очередь экспортноориентированных, будет очень полезным. Это поможет при создании и внесении поправок в различные нормативные акты увязать воедино международные предписания и национальную специфику, что особенно важно при определении целей, задач и принципов экологического сельского хозяйства и аквакультуры, а также детализировать процедуру сертификации и маркировки органической продукции.


Библиографическая ссылка

Долгих О.С., Новикова Т.В., Маньшин А.А. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО В СТРАНАХ ЕС: НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 4-3. – С. 313-321;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1089 (дата обращения: 19.04.2024).