Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THE CURRENT RESULTS OF DEVELOPMENT OF AGRARIAN SECTOR OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE LIGHT OF THE IMPLEMENTATION OF MODERN STATE PROGRAMS

Baleevskikh A.S. 1
1 Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov
The article presents the results of the development of the agricultural sector of the Russian Federation in modern conditions of competition, the analysis of the actual implementation of the main indicators of the development of the agricultural sector, taking into account the existing measures of state regulation. The analysis showed overall high level of compliance with the reporting indicators of the State program of development of the industry, achieving most of the standards set by food security Doctrine, the dynamics of the value flows of exports and imports of food and financial support for its implementation. In the course of the work, the initially formulated hypothesis about the effectiveness of the current system of regulation of agriculture was confirmed, but a number of problems and shortcomings in achieving the indicators of efficiency of the agro-industrial complex planned in the state Program were also revealed. Among the main problems of the agricultural industry can be identified: even with the growth of budget support, there is a decrease in the level of profitability of agricultural enterprises; growing investments in the industry do not allow to increase the number of high-performance and high-tech jobs; wages and incomes of rural workers remain below the regional average. These problems are the prospect of further thorough analysis and search for ways to solve them.
state program
development
agricultural sector
food security
food exports

Введение

Современные задачи, стоящие перед отечественной сельскохозяйственной отраслью помимо априорной потребности обеспечения населения продовольствием, учитывают членство России во Всемирной торговой организации и Евразийском экономическом союзе, а также действующий режим политико-экономических санкций. В настоящее время помимо комплексного развития всех отраслей агропромышленного комплекса, простого наращивания объемов производства всех видов сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, необходимо ускоренное импортозамещение и экспортоопережение [1].

В соответствии с инновационной методологией разработки, реализации и оценки эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации, установлено несколько ключевых задач для отрасли АПК [2]:

1) обеспечение продовольственной безопасности страны с учетом экономической и территориальной доступности продукции АПК за счет достижения индекса производства продукции сельского хозяйства;

2) обеспечение прироста экспорта продукции АПК на утвержденных уровнях;

3) рост инвестиций в отрасль и доходов сельского населения.

Цель исследования

Написание данной статьи преследует цель подвести оперативные итоги развития сельскохозяйственной отрасли Российской Федерации, в частности, достижение главных индикаторов Госпрограммы, достижение установок Доктрины, а также изменение динамики экспортно-импортных потоков [3, стр. 5].

Материал и методы исследования

Основным методом достижения поставленной цели в данной статье явился метод монографического обзора, анализа научной и экспертной информации.

В процессе подготовки статьи применялись такие методические инструменты экономических исследований как анализ, обобщение, индукция, дедукция, сравнение, математический метод и т.д., в качестве предварительной гипотезы использован тезис о том, что именно благодаря проводимой за последние годы внешней и внутренней политике агропромышленный комплекс активно развивается.

Результаты исследования и их обсуждение

Индекс производства продукции сельского хозяйства имеет стабильную тенденцию к росту и практически всегда оправдывает плановые ожидания (таблица 1).

Исключение в достижении главного показателя отчетности по сельскохозяйственной отрасли составлял только 2015 год, когда главный показатель не был выполнен. Незначительное не достижение уровня роста продукции сельского хозяйства в данном году было обусловлено отрицательными результатами в отрасли животноводства, где план также не был выполнен на 0,3 процента. В том же году имеет место факт недопроизводства продуктов питания. Показатели отрасли растениеводства до 2018 года были самыми радужными: отрасль стабильно росла, в частности ставились рекорды по производству и экспорту зерна. Отдельный интерес представляет показатель «высокопроизводительные рабочие места» с 2015 по 2017 год наблюдается существенное невыполнение планируемых показателей, что сказывается на уровне жизни людей сельской местности и на привлекательности трудоустройства молодых специалистов в аграрной отрасли.

В последние годы, особенно в 2016 и 2018 годах рост инвестиций в отрасль составил соответственно 12,3 % и 21,5 % [4]. Показатели уровня рентабельности отрасли до 2015 года имели восходящую тенденцию, достигнув 20,3 %, но с 2016-2017 гг. сформировался обратный тренд и в 2018 году на один рубль затрат на производство и реализацию продукции сельского хозяйства приходилось только 14,3 копеек прибыли с учетом прочих доходов в виде субсидий. Уровень средних заработных плат работников села постоянно возрастает, составляет уже порядка 29 тысяч рублей, что выше плановых оценочных индикаторов, но ниже среднего уровня оплаты труда по стране. Негативным моментом можно назвать опережающий рост доходов персонала агропредприятий над темпами прироста производительности труда в отрасли, что нарушает один из основных законов эффективной экономики.

Успехи в агропромышленном комплексе наряду со снижением объемов импорта привели к росту удельного веса отечественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия в общем объеме ресурсов внутреннего рынка соответствующих продуктов (таблица 2).

Таблица 1

Выполнение главных показателей Госпрограммы в 2014-2018 гг.

Показатель

Плановые периоды

2014

2015

2016

2017

2018

Индекс производства продукции сельского хозяйства, %

план

102,5

102,7

100,9

101,1

106,6

факт

103,5

102,6

104,8

102,4

107,2

отклонение

1

-0,1

3,9

1,3

0,6

Индекс производства продукции растениеводства, %

план

102,9

102,8

102,5

101,9

110,9

факт

104,9

103,1

107,6

102,1

108,7

отклонение

2

0,3

5,1

0,2

-2,2

Индекс производства продукции животноводства, %

план

102

102,5

100,2

100,1

105,4

факт

102

102,2

101,5

102,8

105,6

отклонение

0

-0,3

1,3

2,7

0,2

Индекс производства пищевых продуктов, %

план

103,1

103,5

101,5

101,5

103,3

факт

103,3

102,2

102,6

103,6

104,9

отклонение

0,2

-1,3

1,1

2,1

1,6

Индекс физического объема инвестиций, %

план

104,1

104,7

101,3

101,5

111,7

факт

95,9

86,9

112,3

103,1

121,5

отклонение

-8,2

-17,8

11

1,6

9,8

Рентабельность сельскохозяйственных организаций, %

план

12

13

7,5

7,4

15

факт

16,1

20,3

16,4

14,3

12,5

отклонение

4,1

7,3

8,9

6,9

-2,5

Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве, руб.

план

17584

18273

19899

21790

22950

факт

19243

21626

24106

26280

28913

отклонение

1659

3353

4207

4490

5963

Индекс производительности труда, %

план

102

103,8

104,3

104

104

факт

103,3

104,5

103,5

104,4

101

отклонение

1,3

0,7

-0,8

0,4

-3

Высокопроизводительные рабочие места, тыс. единиц

план

353,4

375

397,9

422,1

314,6

факт

368,2

318,2

335,1

304,3

314,6

отклонение

14,8

-56,8

-62,8

-117,8

0

 

Таблица 2

Динамика уровня продовольственной безопасности Российской Федерации по видам по видам продовольствия, %

Показатель

2014

2015

2016

2017

2018

Нормативное значение Доктрины

план

факт

Злаки

98,7

99,2

99,2

99,3

99,2

99,3

95

Масло растительное

85

82,5

88,3

94,6

95

94,6

80

Картофель

97,2

97,1

97,5

97

97,5

97

95

Молоко и молокопродукты

76

79,4

80,3

82,4

80,1

82,4

90

Мясо и мясопродукты

81,9

87,2

88,7

90,4

89,6

90,4

85

Соль пищевая

45,2

68,7

65,3

63,6

65

63,6

85

 

По итогам деятельности агропромышленного кластера прослеживается позитивный тренд по росту по всем видам групп продуктов, утвержденных в национальной Доктрине. По большинству (четырем из шести) утвержденных позиций норматив национальной Доктрины уже выполняется: особенно по зерну, а также маслу растительному, картофелю и даже мясу (но в основном за счет птицеводства при нехватке мяса КРС). Основная проблема – не достижение порога безопасности отечественного рынка по молочной продукции, а также соли пищевой.

Результаты эффективной реализации государственной программы развития села и выполнения Доктрины национальной продовольственной безопасности подтверждаются и позитивной динамикой внешнеэкономической деятельности в АПК (таблица 3). Экономические кризисы (перестройки, различные рецессии, санкции) способствуют актуализации вопросов связанных с расширением экспорта и импорта продукции. Интеллектуальное и экономическое развитие страны тесно связано с ростом количества иностранных товаров и услуг. Внешнеэкономическая деятельность позволит ускорить, преодолеть отставание экономики, смягчить кризисы отдельных отраслей, предприятий и регионов, создать стратегические и тактические запасы и резервы, установить тесные взаимосвязи с другими компаниями и странами. За счет систематического анализа факторов, оказывающих влияние на показатели внешней торговли можно увеличивать внешний товарооборот и постоянно повышать экономическую эффективность экспортно-импортных операций [5]. От результативности работы таможенных органов напрямую зависит состояние государственной экономики и наполняемость бюджета страны. Важнейшей задачей представляется исследование состояния товарооборота как внутри страны, так и за ее пределами [6].

В 2017-2018 годах удалось добиться взрывных результатов по росту экспорта аграрной продукции, что объясняется как успехами зерновой отрасли, так и эффективным экспортным продвижением товаров отечественного АПК. Импорт до 2016 года интенсивно сокращался, но по итогам прошлых двух лет вновь начал прирастать, оставаясь далеким от объема поставок из-за границы в досанкционный период (это тоже неплохо, так как свидетельствует об оживлении потребительского рынка и возможности пищевых предприятий и населения приобретать данные импортные продукты). Но самое главное, что в 2018 году достигнуты рекордные показатели по объему экспорта и получено лучшее в истории страны значение соотношение между импортом и экспортом.

Итогом проделанной работы по развитию экспорта за два года и расходования значительных средств явились следующие результаты (таблица 4).

Таблица 3

Стоимость экспорта и импорта сельскохозяйственной и пищевой продукции, млн. долл.

Составляющие товарооборота

2014

2015

2016

2017

2018

2018 к 2014

+/-

%

Экспорт

18981

16209,3

14423

20706

25768

6787

136

Импорт

39715

26457

24902

28819

29749

-9966

75

Отношение Импорт/Экспорт

2,1

1,6

1,7

1,4

1,2

-0,9379

55

 

Таблица 4

Анализ итогов осуществления проектов по развитию экспорта

Целевой индикатор

2017 год

2018 год

План

Факт

Выполнение

План

Факт

Выполнение

Темп роста экспорта продовольствия и сельхозсырья, %

106

121,1

114 %

106,5

119,3

112 %

Объем экспорта продовольствия и сельхозсырья, млрд. долл.

17,9

20,7

116 %

19,1

24,7

129 %

 

baleevsk1.wmf

Бюджетное финансирование АПК РФиз федерального бюджета, млрд руб.

Результаты план-факт анализа реализации плановых индикаторов проекта развития экспорта показывают положительную динамику прироста агроэкспорта за этот период. Рост экспорта товаров АПК в 2017 году составил 21,1 %, что на 14 % превысило плановые ожидания, в 2018 году прирост не был таким значительным, но также был выше нормативов. В 2017 году планировался объем экспорта аграрных товаров в размере 17,9 млрд. долл, реально достигнуто значение более 20,7 млрд. долл. В 2018 году общему объему экспортных поставок агропродукции не хвотило 0,3 млрд. долл. до 25,0 млрд. долл.

Безусловно, развитие сельского хозяйства и АПК страны было бы невозможно без масштабной государственной поддержки развития отрасли (рисунок).

Столбчатая диаграмма наглядно показывает, что бюджетные ассигнования федерального центра (без учета региональной и муниципальной поддержки) на реализацию программы развития села в результате ежегодного роста превысило 249 млрд. руб., что в купе с мерами таможенной политики в виде агропродовольственных анти-санкций стало настоящим залогом возрождения и развития отрасли.

Выводы

АПК РФ и его стержневая отрасль – сельское хозяйство в последние годы активно развиваются, что подтверждается статистикой индексов роста ключевых индикаторов по роста сельхозпродукции (в том числе животноводства и растениеводства, кроме последнего года с чрезвычайно неблагоприятной погодой) и производства продуктов питания. Удалось также рекордных успехов во внешнеэкономической деятельности по росту экспорта, теперь не только выполняются почти все показатели Доктрины продовольственной безопасности, но и достигнуто исторически лучшее соотношение импорта и экспорта.

Вышеизложенное подтверждает научную гипотезу этого исследования о высокой эффективности применяемых мер государственного регулирования отечественного сельского хозяйства в рамках Государственной программы его развития. Отсюда формулируется логический вывод о целесообразности продолжения продовольственных антисанкций и пролонгации бюджетной поддержки сельского хозяйство, которое не только перестало быть неэффективной отраслью, но и является одним из драйверов роста экономики страны.

Несмотря на вышеизложенное, автором выявлены и явные проблемы в отрасли. Например, главный показатель работы любого аграрного предприятия – прибыль, но по итогу мы видим падение уровня рентабельности деятельности сельскохозяйственных предприятий даже несмотря на рост объемов бюджетной поддержки. Несмотря на рост внимания к поддержке инвестиций в отрасль, количество высокопроизводительных рабочих мест в аграрном производстве оставляет желать лучшего. И как итог давно возникшая закольцованная проблема повышения доходов работников села при низкой производительности труда и ее отставании от темпов роста оплаты труда. В производственных и обеспечивающих продовольственную безопасность показателях хромает обеспечение населения мясом КРС, солью, растет импорт аграрной продукции. Все эти проблемы требуют подробного анализа и поиска путей их решения в дальнейших научных исследованиях.