Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

FORMATION OF STRATEGY OF DEVELOPMENT OF MARITIME TRANSPORT AND LOGISTICS IN THE CRIMEA

Logunova N.A. 1 Aleksakhina L.V. 1
1 Federal State Educational Institution of Higher Education «Kerch State Maritime Technological University»
The article presents the strategic directions of development of Maritime transport and logistics in the region, including the development of intermodal transport of goods and the expansion of passenger traffic, improving the quality of transport and logistics services, expanding the range of transport and other services; formed a structural and logical model of conceptualization of strategic development of Maritime transport and logistics in the Crimea; the strategic priorities of development, in particular, innovative development and development of human resources, harmonization of legislation with international standards and legal norms, the development of an integrated system of collection and systematization of information on the functioning and development of Maritime transport and logistics, the formation of Maritime transport and logistics clusters, the creation of infrastructure and improvement of its quality characteristics; the expediency of clustering as a modern mechanism for creating integration associations in the Maritime transport and logistics complex, which allows for strategic development in the proposed areas, and identified the key components of the organization of the Maritime transport and logistics cluster, the effect of the creation of the Maritime transport and logistics cluster for different groups of its participants. In order to achieve the goal of development, to obtain the effect of all participants of the promising cluster and the implementation of strategic directions of development of Maritime transport and logistics in the Crimea, the practical recommendations to the management of Maritime transport and logistics, regional and municipal authorities.
strategic development
maritime transport
logistics
cluster
effect

Введение

Обеспечение стабильных транспортно-логистических потоков и эффективных каналов дистрибуции в российском и, в частности, в крымском экономическом пространстве, в современных условиях затруднительно, что обусловлено рядом факторов, в том числе политического характера, а также текущим состоянием инфраструктуры, которое обусловливает дополнительные издержки перевозчиков. Однако, процессы развития инфраструктуры, которой имманентны высокие интеграционные свойства, и, в частности, морского транспорта должны быть опережающими, с целью обеспечения долговременного устойчивого развития государства и создания полноценного жизнеобеспечения населения. Это непременно должно учитываться при стратегировании развития морского транспорта и логистики, что актуализирует построение концептуальной модели стратегического развития морского транспортного комплекса, формулирование стратегических приоритетов и выбор механизма достижения поставленных целей. Приоритизация целей и направлений развития, организация и координации материальных, финансовых, информационных и логистических потоков и в рамках морской транспортно-логистической системы любого приморского региона не теряет своей актуальности.

Цель исследования: сформировать стратегию развития морского транспорта и логистики в Крыму с обоснованием направлений стратегического развития и механизма реализации.

Материал и методы исследования

Исследование основано на использовании принципов системного подхода как наиболее соответствующего решению поставленной научной проблемы, поскольку позволяет учесть специфику деятельности, отразить полиструктурность транспортно-логистического комплекса, концептуализировать стратегическое развитие морского транспорта и логистики, отразив взаимодействие видов деятельности по созданию транспортно-логистического продукта, сформулировать подход к кластеризации в данной сфере, обозначить участников и эффекты от функционирования кластера для заинтересованных сторон.

Результаты исследования и их обсуждение

На основе проведенного исследования факторов, обусловивших проблемную ситуацию в морском транспортном комплексе Крыма, в качестве стратегических направлений развития морского транспорта и логистики в регионе возможно выделить (рис. 1): развитие интермодальных перевозок грузов и расширение объемов пассажирских перевозок, повышение качества транспортно-логистических услуг, расширение ассортимента транспортных и других сервисных услуг. Кроме того, в качестве направления, развитие которого возможно в постсанкционный период либо при разработке организационного механизма полного или частичного «обхода» санкционных мер, следует назвать возобновление экспортно-импортных транзитных грузоперевозок с привлечением значительного объема грузовой базы на крымский сегмент Азово-Черноморского направления.

С целью повышения качества транспортно-логистических услуг в регионе, на наш взгляд, необходимо сосредоточить усилия на: совершенствовании компетенций персонала комплекса и трудовых ресурсов региона путем внедрения образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования в транспортно-логистической сфере, что можно осуществить на базе ФГБОУ ВО «КГМТУ» (Керчь) (магистерские программы по морскому транспорту и логистике, программы повышения квалификации персонала в рамках дополнительного послевузовского образования в части бизнес-планирования, оценки рисков и инвестирования и т. д.); на синхронизации функционирования разных подсистем транспортного комплекса региона; на создании в г. Керчь логистического центра для снижения затратности перевозок грузов.

Расширение ассортимента транспортно-логистических и сервисных услуг мы видим в продвижении яхтенного и круизного туристского продукта на малотоннажных судах по Южному берегу Крыма и Черноморскому побережью Кавказа, а в перспективе на круизных лайнерах с удлинением и повышением разнообразия маршрутов следования.

Круизный туризм необходимо рассматривать как значимый элемент туристского рынка, его эффективное развитие возможно лишь на основе структурирования бизнес-процессов, в том числе обеспечивающих и приоритизации процессов, проектов и мер, которые в наибольшей степени поспособствуют стратегическому развитию и повышению конкурентоспособности крымского транспортно-логистического продукта [2].

На рис. 2 представлена структурно-логическая модель концептуализации стратегического развития морского транспорта и логистики в Крыму, в которой схематично изложены основные положения, включающие: четкое формулирование цели (и подцелей – стратегических, тактических и оперативных) и соответствующих этим целям задач; выделены основные ориентиры и обозначены стратегические приоритеты; сформулированы принципы, методы и ожидаемые результаты реализации выбранного стратегического курса, а также указано необходимое обеспечение реализации комплекса мер по стратегическому развитию.

Так, достижение главной цели – обеспечение стратегического развития морского транспорта и логистики приведет к повышению результативности функционирования морского транспорта и логистики; увеличению грузо- и пассажирооборота; повышению качества транспортно-логистических услуг; росту инновационной активности предприятий; повышению уровня жизни населения; повышению уровня занятости в регионе; завоеванию лидирующих позиций на мировом рынке транспортно-логистических услуг и др. Это потребует решения ряда задач, таких как: оценка современного состояния развития морского транспорта и логистики; моделирование сценариев развития; мониторинг развития морского транспорта и логистики и качественного уровня морского транспортно-логистического продукта.

При этом стратегическими приоритетами предлагается считать инновационное развитие и развитие кадрового потенциала, гармонизацию законодательства с международными стандартами и правовыми нормами, разработку интегрированной системы сбора и систематизации информации по функционированию и развитию морского транспорта и логистики, формирование морских транспортно-логистических кластеров, создание инфраструктуры и улучшение её качественных характеристик. Все приоритеты следует рассматривать как единый комплекс взаимосвязанных задач, формирование организационно-экономического механизма решения которых в рамках перспективного кластера с помощью адаптации современных подходов к публично-частному партнёрству. Это особенно актуально, ибо качественные изменения инфраструктурных объектов возможны при формировании действенной системы объединения усилий государства и частного капитала путем повышения привлекательности комплекса для частных инвестиций.

Итак, повышение конкурентоспособности морского транспортно-логистического продукта на рынке транспортно-логистических услуг возможно при достижении синергетического эффекта от усилий разнообразных заинтересованных сторон и контактных аудиторий, что путем кластеризации как современного механизма создания интеграционных объединений в морском транспортно-логистическом комплексе и позволит обеспечить стратегическое развитие по предложенным направлениям (рис. 3) [3–6]. Взаимосвязь и взаимозависимость участников кластера обеспечат основу для долгосрочного сотрудничества и внутрикластерной кооперации, высокая динамичность внешней среды заставит кластер самоорганизовываться на основе корпоративных принципов, а конкурентная среда обусловит целесообразность комплексного использования ресурсов для создания конкурентоспособного инновационного транспортно-логистического продукта, приносящего прибыль всем участникам кластера.

pic_logun_1.wmf

Рис. 1. Стратегические направления развития морского транспорта и логистики в регионе [1]: 1.wmf направления, развитие которых возможно в постсанкционный период либо при разработке организационного механизма полного или частичного «обхода» санкционных мер

pic_logun_2-6.eps

Рис. 2. Структурно-логическая модель концептуализации стратегического развития морского транспорта и логистики в Крыму

pic_logun_3.wmf

Рис. 3. Ключевые компоненты организации морского транспортно-логистического кластера

При этом на уровне разных групп участников возможно дифференцировать эффект от создания морского транспортно-логистического кластера для его участников. Так, рисунке 4 представлен эффект для научных и образовательных структур, социальный и экономический эффекты от создания кластера для предприятий и организаций морского транспорта и логистики, а также для региона в лице органов власти.

Для достижения цели развития, получения эффекта всеми участниками перспективного кластера и реализации стратегических направлений развития морского транспорта и логистики в Крыму, на наш взгляд, менеджменту предприятий морского транспорта и логистики, региональных и муниципальных органов власти необходимо следовать представленным в таблице практическим рекомендациям.

pic_logun_4.wmf

Рис. 4. Эффект от создания морского транспортно-логистического кластера для его участников

Практические рекомендации для менеджмента предприятий морского транспорта и логистики, региональных и муниципальных органов власти Крыма

Заинтересованные стороны

Рекомендуемые направления приложения усилий

Морские порты

– создание технологической платформы и формирование регионального смешанного кластера на базе морских портов;

– создание современного пассажирского терминала в каждом приморском городе

Судостроительные и судоходные компании

– строительство новых судов (на первом этапе малотоннажных);

– ускоренное техническое переоснащение имеющихся грузовых и пассажирских судов;

– создание системы стабилизации качки с целью достижения максимального комфорта пассажиров в море в любую погоду;

– использование технологичных спутниковых систем навигации, которые позволят капитану и команде полностью контролировать любую ситуацию и принимать своевременные решения

Логистические компании

– организация уникального варианта предоставления логистического сервиса;

– сочетание беспроводных мобильных и цифровых мультимедийных технологий с различными профессиональными сервисами

Основные направления государственной поддержки субъектов предоставления транспортно-логистического продукта

Государство, муниципалитеты

Создание благоприятных нормативно-правовых и финансово-экономических условий для деятельности хозяйствующих субъектов, а именно:

– развитие системы эффективного кредитования: а) предоставление государственных гарантий на привлечение кредитов, б) предоставление отсрочек по расчетам для постройки современных судов и модернизации терминалов и другие меры;

– развитие системы лизинга грузовых и пассажирских судов, построенных на отечественных верфях, путём создания специальных лизинговых фондов с государственным капиталом;

– внедрение современных механизмов регулирования рынка морских перевозок на основе механизмов из международной практики;

– создание системы подготовки кадров, поддержка инициатив по созданию новых образовательных программ в части морского транспорта и логистики на базе образовательных учреждение региона, при необходимости привлечение высококвалифицированных кадров, в том числе зарубежных;

– разработка программ развития логистики и морского туризма

 

Заключение

Итак, обеспечение стратегического развития морского транспорта и логистики Крымского региона на основе целевой ориентации на представленные стратегические приоритеты приведет к повышению результативности функционирования комплекса; увеличению грузо- и пассажирооборота; повышению качества транспортно-логистических услуг; росту инновационной активности предприятий; повышению уровня жизни населения; повышению уровня занятости в регионе; завоеванию лидирующих позиций на мировом рынке транспортно-логистических услуг и др. Повышение конкурентоспособности морского транспортно-логистического продукта на рынке транспортно-логистических услуг возможно при достижении синергетического эффекта от усилий разнообразных заинтересованных сторон и контактных аудиторий, что путем кластеризации как современного механизма создания интеграционных объединений в морском транспортно-логистическом комплексе и позволит обеспечить стратегическое развитие по предложенным направлениям. При этом весьма актуальны дальнейшие исследования по адаптации современных подходов к публично-частному партнёрству, ибо качественные изменения инфраструктурных объектов возможны при формировании действенной системы объединения усилий государства и частного капитала путем повышения привлекательности комплекса для частных инвестиций.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-02-00057 «Формирование и развитие стратегического потенциала морского транспортного комплекса Крыма».